Принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 2122 раза

Библиографическое описание:

Хван, Е. А. Принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогике / Е. А. Хван. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34999/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются условия формирования основополагающих идей Вальдорфской педагогики, отличия и схожесть основных принципов реформаторской и Вальдорской педагогики, анализируются основные положения организации образовательной среды школы Вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера.

Ключевые слова: Вальдорфская педагогика, антропософия, образовательная среда

Начало второго тысячелетия характеризуется сложными процессами развития всех типов школ в Российской Федерации, что детерминирует усиление интереса со стороны российских ученых к прогрессивному педагогическому наследию конца XIX — начала XX века, опыту, накопленному в школах Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и других известных педагогов — реформаторов.

Рудольф Штайнер (1861–1925 гг.) является одним из наиболее значимых реформаторов немецкой педагогики и школы. Сфера его научных интересов обширна: философия, социология, естествознание, химия, математика, архитектура, скульптура, живопись, поэзия. Штайнер — не только выдающий ученый, философ, исследователь творчества Гете, активный общественный деятель, автор значимых трудов в области философии, теории и практики педагогической науки, но и, в первую очередь, основатель антропософии.

Вальдорфская педагогика возникла в период расцвета реформаторского движения в конце XIX — начале XX веков странах Западной Европы, в Германии же она получила самое широкое распространение и признание. Как отмечает Л. В. Образцова, для данного периода характерно возникновение и развитиее широкого общественно — педагогического движения, которое выступает за реорганизацию народного образования, не соответствовавшего требованиям своего времени [1: 49]. По мнению педагогов — реформаторов, место старой системы образования должна была занять ориентированная на целостное, всеобщее, подлинно человеческое живое и жизненное начало система [2: 33]. Единство реформаторской и Вальдорфской педагогики состоят в следующих положениях:

‒ критика старой системы образования и культуры, обновление культурной и социальной среды, в котором основное место занимает образование и воспитание;

‒ основу педагогической науки должны составлять потребности ребенка, а не взрослого сообщества;

‒ искусство и художественное творчество служит главным инструментом воспитательного процесса.

‒ воспитание должно не только способствовать развитию умственных способностей, но и представлять собой целостную систему всестороннего образования сердца, ума и воли.

Несмотря на неоспоримое сходство идей реформаторской и Вальдорфской педагогики по многим проблемам, касающихся философских и антропологических основ педагогического учения, в отношении конкретных деталей организации образовательной среды школы Штайнер имел свое собственное, отличное от других реформаторов школы, мнение. Благодаря данной позиции, Рудольфу Штайнеру удалось создать единую, целостную, апробированную им модель школы, существующую и в настоящее время, вне зависимости от ее месторасположения, времени создания, материальных условий, изменения локальных потребностей ребенка в сфере образования.

Образованию и воспитанию, по Штайнеру, принадлежит ведущая роль в решении социальных проблем. Осенью 1919 года, когда Штайнер выступал против школы как государственного института, имбыла открыта первая Свободная Вальдорфская школа.Штайнер назвал ее «свободной», желая особо подчеркнуть полную ее независимость от государства.

Основным отличием Вальдорфских школ от государственных, по нашему мнению, является свобода выбора содержания образования, организационных форм и методов учебно-воспитательной работы, сотрудничества с родителями. Данные школы имеют право проводить экспериментальную работу, выдвигать, проверять на практике, исследовать свои оригинальные концепции воспитания. В этих школах нет отметок в баллах, второгодников, традиционных форм наказания и поощрения, из данных школ никогда никого не исключают. В процессе творческой учебной, художественной и трудовой деятельности основное внимание в них, в первую очередь,. уделяетсяне только развитию интеллекта, но и воспитанию чувств, воображения, фантазии и воли ребенка

Центральное место в Вальдорфской педагогике занимает формирование личности и компетентность учителя, который в своей деятельности должен исходить из позиции уважения свободы другого человека. Изначально учитель, который хочет работать в Вальдорфской школе, сам должен быть свободной творческой личностью. Ведь только при этом условии он успешно сможет взаимодействовать с другими людьми, мысли и желания которых будут созвучны его собственным. Только в этом случае, учитель, полагал Штайнер, будет иметь возможность воплотить свои педагогические идеи и наработки в жизнь.

Особое место в педагогическом наследии основателя антропософии занимала проблема образовательной, художественно-творческой среды школы.

Образовательную среду, отмечал Рудольф Штайнер, можно охарактеризовать как совокупность психолого-педагогической реальности, сочетающую уже сложившиеся исторические влияния и намеренно созданные педагогические условия и обстоятельства, которые направлены на формирование и развитие личности ученика.

Рассматривая педагогическую технологию создания образовательной среды в Вальдорфской педагогике, можно, выделить следующие концептуальные принципы ее формирования:

‒ природосообразность (данное понятие было введено в философско-педагогический оборот еще Аристотелем, разработано Я. А. Коменским, особо, по своему, оно интерпретировалось в трудах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского) под которой Штайнер понимал опережающее и определяющее обучение развитие по заранее заданной и генетически детерминированной программе;

‒ свободные воспитание и обучение;

‒ спонтанное свободное развитие природных задатков;

‒ приспособление процесса воспитания и обучения к ребенок, а не его к ним;

‒ прохождение всех основных, необходимых для успешного развития ребенка, этапов процесса обучения в присущем ему индивидуальном темпе;

‒ осуществление воспитания определенных качеств личности в процессе обучения;

‒ соблюдение культа нормативных требований экологии здоровья;

‒ культивирование в школе всех видов творчества, развитие индивидуальности творческой личности средствами искусства;

‒ использование следования, подражания положительным примерам в учебе как средства обучения;

‒ единство развития ума, сердца и руки;

‒ опора на авторитет педагога;

‒ содружество и сотрудничество педагогов и учащихся [См.: 3: 225].

Осуществляя анализ педагогических находок, которые Штайнер ввел в образовательный процесс Вальдорфских школ, следует обратить особое внимание на ихотличительные признаки от многих других школ реформаторского движения:

‒ учебный план Вальдорфских школ предполагает иную возрастную ориентацию, на изложении сущности которой мы более подробно остановимся ниже;

‒ классный учитель (наставник) в Вальдорфских школах преподает все учебные предметы до восьмого класса включительно; в старших же классах он ведет в своем классе основной цикл учебных предметов;

‒ художественное творчество является одним из важнейших компонентов формирования образовательной среды. В своей деятельности Штайнер руководствовался принципом красоты и художественного образности в обучении и воспитании личности, указывая, что все силы души, мысли, чувства, волеизъявления ребенка составляют единое целое и должны рассматриваться в совокупности, что способствует гармоничному развитию личности ребенка.

‒ Вальдорфские школы не допускают второгодничества, отметок, экзаменов, жесткого учета успеваемости. Ситуация переростка в классе, подчеркивают учителя Вальдорфский школ, представляет собой антигуманный акт по отношению к ребенку, который наносит вред не только ему самому, но и другим учащимся данного класса. Штайнер утверждал, что наличие системы отметок в баллах порождает у учащихся ненужное волнение, депрессию, приводит к попыткам обмана, разочарованию. Учителю достаточно своевременно, то есть в каждом полугодии, подробно информировать родителей об успехах детей в усвоении учебного материала и достижения ими определенного уровня воспитанности на родительском собрании.

‒ воспитание стойкости, мужества в преодолении жизненных невзгод, умения во всем полагаться, прежде всего, на свои силы, самостоятельно искать выход из любой трудной ситуации, будучи уверенными, что в особо сложной ситуации можно рассчитывать на помощь учителей, родителей, товарищей.

‒ преподавание «по эпохам», где главной особенностью в Вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, блоками, при котором в процессе занятий учитывается ритм дня, недели, года; продолжительность преподавания учебных предметов по «эпохам» (3–4 недели). Благодаря такому распределению материала жизненные силы ребёнка находятся в оптимально сбалансированном состоянии, учащиеся испытывают чувство удовлетворения, поскольку за каждый из этих периодов они без перегрузок достигли определенных успехов;

‒ преподавание двух иностранных языков, начиная с первого класса, с использованием специальной методики, гарантирующей каждому школьнику хороших результатов;

‒ совместная работа учителей и родителей.

Вернемся к более подробному рассмотрению учебного планирования в Вальдорфских школах с учетом соблюдаемой в них возрастной периодизации, на что обратил внимание еще Карл Штокмайер в монографии «Рудольф Штайнер о преподавании в Вальдорфской школе. Сборник источников для работы школьной педагогической коллегии» [4: 22]. Как уже отмечалось выше, Штайнер утверждал, что первые восемь классов все предметы должен вести один классный учитель, так как такое положение способствует развитию педагогической свободы учителя, вследствие чего учебный материал усваивается ребенком более органично.

В первом и во втором классах дети учатся читать и анализировать прочитанное, писать, рисовать, получают начальные арифметические представления, обучаются пению, музыке, эвритмии, английскому или французскому языкам.

В третьем и четвертом классах основное внимание в процессе обучения уделяется чтению, рассмотрению форм языка, работе с красками, музыке, эвритмии, арифметическим действиям: сложению и вычитанию, работе с данными таблицы умножения, изучению растительного и животного мира, окружающего школьника.

В пятом и шестом классе формируются представления о весе, механике, представления о растениях, животных, метеорологических и климатических понятиях, географии, об арифметических пропорциях.

В седьмом и восьмом классах на первое место в процессе обучения выдвигаются языковые проблемы вплоть до стихосложения, версификации, поэтических форм.

В седьмом классе: закрепляются представления о пути, проходимом пшеничным зерном, посаженным в почву, до изготовления из созревшего зерна готового хлеба.

В восьмом классе изучаются ремесла, растительный мир, основы метеорологии, география, история, геометрия на основе рисования, счет в торговом деле, ведение простой бухгалтерской книги, рисование с перспективой, начала алгебры, астрономии и системы Коперника.

Кроме этого школьники изучают дополнительные, в соответствии с предложенным им выбором, иностранные языки, черчение, планы, карты, математические уравнения, конические сечения, практическую геометрию, нивелирование, строительное искусство, начала химии, техники, представления, основы делового стиля, элементы бухгалтерии, основы антропософского мировоззрения, человека как существа телесного, душевного, духовного, условия оказания первой помощи при несчастных случаях.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Вальдорфская педагогика представляет собой целостную систему, основанную на антропософской концепции Штайнера о человеке как высшем эволюционном продукте духа. Обучение и воспитание в Вальдорфских школах организационно и методически базируется на его взглядах об оптимальных путях свободной и естественной реализации себя человеком в жизни. Отличительной чертой данной педагогики является то, что она базируется оригинальной философской концепции, обоснованной Рудольфом Штайнером,его взглядам на процесс познания человеком окружающей реальности, содержание образования, смысл и цели обучения, задачи воспитания.

Следует отметить, что обучение и воспитание в Вальдорфских школах способствует развитию мышления, чувств и воли («трех душевных сил») в особом, только им присущем режиме на всех возрастных ступенях, где особое внимание обращается на недопустимость искусственного стимулирования опережающего возрастной барьер развития интеллекта. Существенным в Вальдорфской педагогике является антропософский тип мышления и подход к действительности, педагогические технологии, выработанные в ходе ее развития: образность преподавания, особый ритм школьных занятий, системности и концентрации внимания в процессе обучения, которые имеют в нем производное и подчиненное значение. К учителям Вальдорфских школ предъявляются высокие требования подготовки к преподаванию всех учебных предметов в своем классе в течение первых восьми лет обучения и одного из их циклов в старших классах. Они должны иметь антропософское мировоззрение, относиться к определенному психическому типу личности.

Вальдорфская педагогика не является полностью замкнутой на антропософской концепции системой. Она открыта для изучения педагогами других типов учебных заведений посредством организации учителями вальдорфских школ еженедельных экскурсий, ежемесячных вечеров и праздников для всех желающих, диалога и дискуссий с представителями других направлений педагогической теории и практики, положительного отношения к критике, публикаций по антропософско-педагогической проблематике. Ее можно отнести к «самовоспроизводящейся» системе в рамках поликультурного образовательного пространства не только Германии, но и многих других стран мира, в том числе и России.

В данной статье мы рассмотрели условия формирования основополагающих идей Вальдорфской педагогики, отличия и схожесть основных принципов реформаторской и Вальдорфской педагогики, а также основные принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера.

Литература:

  1. Образцова Л. В. Гуманистическая педагогика и школа Германии конца XIX- начала XX века (1870–1933). Монография. —Пятигорск: М-во образования и науки Рос. Федерации, Пятигор. гос. лингвист. ун-т., 2004. — С. 49.
  2. Вальдорфская педагогика: Антология / Сост. А. А. Пинский и др.; Под редакцией А. А. Пинского. — М.: Просвещение, 2003. — С. 33.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — С. 225
  4. Карл Штокмайер Е. А. Учебный план Вальдорфской педагогики // Воспитание к свободе. Альманах Вальдорфской педагогики. Рождественский выпуск. — 1993. — № 94. — С. 22.
Основные термины (генерируются автоматически): Вальдорфская педагогика, школа, класс, Рудольф, образовательная среда, процесс обучения, Вальдорфская школа, образовательная среда школы, учебный материал, антропософская концепция.


Похожие статьи

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых

В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Моделирование развития школьной системы образования в России

В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Современные технологии обучения студентов в вузе

В данной статье раскрывается важность основной задачи современной дидактики, которая заключается на познании дисциплины посредством общения, основанного на взаимопонимании педагога и студента.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Похожие статьи

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых

В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Специфика функционирования вечерней школы в современной системе образования

В статье приводится исторический анализ создания вечерних школ, информация о функционировании вечерних школ в современной системе образования и анализируется специфика организации образовательного процесса и воспитательной работы данных учреждений.

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

Моделирование развития школьной системы образования в России

В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Современные технологии обучения студентов в вузе

В данной статье раскрывается важность основной задачи современной дидактики, которая заключается на познании дисциплины посредством общения, основанного на взаимопонимании педагога и студента.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Задать вопрос