В статье рассматривается проблема возможности реализации идей вальдорфской педагогической системы в современном детском саду. Обращается внимание на особенности организации педагогического процесса в вальдорфском детском саду. Авторы выделяют причины малочисленности вальдорфских детских садов.
Ключевые слова: вальдорфская педагогика, дошкольный возраст, педагогический процесс, воспитание дошкольников.
Идеи вальдорфской педагогической системы, основы которой были положены в трудах Рудольфа Штайнера (1861–1925) [5, с. 7], привлекают внимание работников дошкольных образовательных организаций, родителей воспитанников и сегодня.
Вальдорфская педагогика — система способов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции (соотношение тела и духа) развития человека как целостного взаимодействия плотских, искренних и духовных причин [6].
Применительно к дошкольному возрасту для вальдорфской педагогики характерно признание того обстоятельства, что детство — это неповторимый период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту невозможно подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка [5, с. 13].
Формы работы с детьми, которые стремятся «ускорить» развитие для этой педагогической системы не приемлемы, она исповедует резко отрицательное отношение к «насильственному» раннему обучению, обучению в дошкольном возрасте письму и чтению [5, с. 27].
Вальдорфские детские сады и школы носят огромную известность в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более 2000 садов и 800 школ.
Становление вальдорфской педагогики в России связано с общественно-педагогическим клубом «Аристотель», который возник в начале 1989 года в Москве. Его организатором является педагог А. А. Пинский. Основное направление работы клуба — ознакомительные лекциипо вальдорфской педагогике. Их читали датские, шведские, финские и немецкие вальдорфские учителя. Официальный день рождения практической российской вальдорфской педагогики — 13 апреля 1989 года, эта дата связана с началом работы детского сада, работающего по вальдорфской системе, в городе Москва [2, с. 20].
В начале 90-х годов по всей России активно создавались вальдорфские детсадовские группы.
Имеются данные о том, что в настоящее время в России насчитывается около 50 вальдорфских детских садов, находящихся в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Екатеренбург, Иваново, Иркутск, Ижевск, Казань, Киров, Калуга, Красноярск, Оренбург, Рязань, Самара, Смоленск, Сыктывкар, Томск, Чебоксары и Ярославль.
Существуют как государственные, так и не государственные (частные) вальдорфские детские сады, а также отдельные группы, работающие по вальдорфской педагогике.
В Нижегородской области существует два таких детских сада — МБДОУ д/с № 421 г. Нижний Новгород и д/с № 17 «Золушка» г. Бор.
Поэтому история развития вальдорфских детских садов в России имеет достаточно богатую географическую протяжённость и относительно небольшую временную.
Педагогический процесс в вальдорфских детских садах направлен на то, чтобы для детей создавалась благоприятная атмосфера, ребёнок не чувствовал себя эмоционально напряжённо (создаётся атмосфера «домашнего» спокойствия, ребёнок должен чувствовать себя в детском саду, как дома). Воспитатель являет собой образец поведения, ему должны подражать дети, делать и выполнять всё так, как делает их воспитатель. Воспитатель своим примером формирует образ правильного поведения. Практикуется использование разнообразных игр с игрушками, предполагающими внутренне преобразование, основанное на воображении ребёнка. Применяются различные многофункциональные игры. Дети в группе приобщаются к труду, непосредственно наблюдая за действиями воспитателей и выполняя посильные задания. Задания не навязываются детям. Ребёнок сам заинтересовывается и присоединяется к работе. Детей не перегружают заданиями. День не построен на жёстком расписании. Однако дети приучаются всё делать вовремя и без спешки, потому, что в группе естественным образом поддерживается рабочий ритм группы. Большое внимание уделяется воспитанию путём приобщения детей к различным видам искусства [6, с. 39].
Все перечисленные выше положения органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи дошкольной организации.
Также можно отметить, что в вальдорфских образовательных заведениях воспитанники играют особенными игрушками. Это куклы, сделанные своими руками из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Ребенок должен играть лишь такими игрушками, так как они развивают творческие способности и воображение. Обычные классические игрушки из магазина здесь под запретом. Фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, по мнению многих педагогов [1, с. 59].
Дидактический материал для занятий делается руками воспитателей и их подопечных. В процессе его изготовления используется только природный материл: шишки, желуди, сено и др. Запрещены игрушки с полностью сформированным образом, а также правильной геометрической формы. Ребенок должен тренироваться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа, дети сами рисуют лица на куклах, чтобы не навязывать ему готовый облик и эмоции куклы. Малыш подключает свою фантазию и придумывает куклу, которая не похожа на другие [1, с.78].
Вальдорфская группа детского сада — разновозрастная. Ее посещают дети от трех до семи лет. Всем детям без исключения уделяется особое индивидуальное внимание. К детям не обращаются по фамилии, а только по имени.
Воспитатели никогда не повышает голос на детей, наоборот, к каждому ребенку внимательно прислушиваются, ценят его мнение [4, с. 20].
Здороваться с каждым ребенком принято за руку. После прихода всех детей, все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.
В вальдорфском саду нет того момента, когда детям все нужно делать строем, у каждого ребенка индивидуальный режим дня, который подходит именно ему, это касается всех аспектов, даже таких как прием пищи, график занятий, режим сна и бодрствования и многое другое [4, с. 37].
Воспитатели описывают воспитательную систему с помощью понятий «выдох» и «вдох». Выдох — ребенок самостоятельно выбирает какой-либо вид деятельности и проявляет себя в ней. Вдох — занятия с воспитателем, когда ребенок вбирает в себя что-то новое [1, с. 25].
Гостям вальдорфских детских садов не разрешается бездейственно наблюдать за детьми, так как это отвлекает их. Все постоянно заняты рукоделием. Подражая взрослым, дети играют в разнообразные игры [7, с. 30].
Воспитатель в вальдорфсоком детском саду исполняет роль «мамы», которая занимается различными повседневными делами, а иногда она присоединяется к детям, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле [1, с. 63].
Пища готовится в группе при детях. Дети участвуют в процессе приготовления еды. Учитываются вкусы детей. Если ребенок захочет добавки — он сам возьмет себе еще одну порцию [1, с. 94].
Перед принятием пищи, все поют короткую благодарственную песню. Дети едят вместе с воспитателем, глядя на взрослого, учатся есть неторопливо, аккуратно [1, с. 96].
Содержание работы в вальдорфском детском саду определяется тем, что дети должны освоить элементы народной культуры и различных видов художественной деятельности [7, с. 45].
Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Но это не обычное рисование, а игры с красками. Краски детям даются только трех цветов: красная, желтая и синяя, дополнительные цвета и оттенки дети должны уметь самостоятельно смешивать из основных [7, с. 50].
В саду приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери — Земле [1, с. 38].
Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем лучше это влияет на ребенка. Все запреты взрослого должны быть четкими, не допускающими возражений и компромиссов. Существуют три причины, по которым можно запретить что-то делать, если:
вследствие выполнения желания ребенка может причинить вред ему самому;
его действия могут навредить окружающим людям;
в результате действий ребенка могут пострадать какие-либо вещи.
В вальдорфских детских садах существую некоторые специфические запреты [1, с.126]:
Запрет на раннее обучение до 7 лет, ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами и заданиями. Он должен осмыслять окружающий его мир только опытным путем и оставаться как можно дольше в собственном образно-абстрактном мире.
Запрет на СМИ. Различные программы, транслируемые по телевидению, для малыша являются источником негативной информации, они разрушают внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.
Запрет на оценивание действий ребенка. Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы лишь получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.
Ведущими понятиями педагогического процесса и организации работы вальдорфской педагогики являются понятия «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам» [5, с. 87].
Главная мысль вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Педагогическое воздействие должно быть направлено на как можно более полное раскрытие того, что уже заложено в ребёнке, на раскрытие его задатков и на создание условий для естественного, а не «насильственного» развития его способностей [3, с. 24].
К сожалению, вальдорфские детские сады в настоящее время являются достаточно узким направлением педагогики. Все дело в том, что они предъявляют высокие требования. Требования к педагогическому коллективу — личностные и профессиональные. Педагог вальдорфского детского сада должен пройти долгую специальную подготовку под руководством опытных специалистов. Это не дает возможности расширять данное направление.
Реализация вальдорфской педагогики в условиях ДОО возможна только при активном участии и поддержке родителей. Родители должны обязательно участвовать в различных праздниках, в выставках, в спектаклях. Должны помогать мастерить игрушки, помогать в оформлении помещении группы и т. д. Отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада заключается в активном участии родителей воспитанников. Для этого необходимы большие временные и энергетические затраты с их стороны. Но к этому готовы далеко не все современные родители.
Еще одним из основных моментов, препятствующих развитию вальдорфской педагогики, является тот факт, что большинство родителей в настоящее время ориентированы на умственное и интеллектуальное развитие детей, а также на их подготовку к школе. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения снижает привлекательность данного направления. Представления и возможности современных родителей для данного направления трудно реализуемы в современных городских условиях. Препятствием является и то обстоятельство, что воспитание ребёнка в вальдорфском детском саду предполагает преемственность этой воспитательной системы в школе. Последнее также затруднительно в силу того, что численность вальдорфских школ в России столь же не велика. Все перечисленные факторы вместе являются препятствием широкому распространению вальдорфской педагогической системы.
Однако, выделенные ранее отличительные черты этой педагогики, можно проследить в тенденциях развития современного стандартизированного дошкольного образования. ФГОС ДОО предъявляет, во многом, «созвучные» с идеями вальдорфской педагогики требования. Это требования и к формированию предметно-развивающей среды, и к «запрету» на раннее обучение, и к усилению сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников, и создание комфортной эмоциональной обстановки в детской группе, «право» на уединение, возможность побыть ребёнку в «собственной зоне», и др.
Таким образом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить — это уважение к личности малыша, бережное отношение к детству, которое так важно для каждого человека.
Литература:
- Грюнелиус М. Э. Вальдорфский детский сад. — М., 1992. — 390 с.
- Загвоздкин В. К. О вальдорфской педагогике и ее критика. — Ижевск: Журнал «Человек» 1998. — 85- 87 с.
- Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. — М: «Парсифаль», 1993. – 40 с.
- Пегов В. А. Вальдорфская педагогика как образец свободного образования. Смоленск: СОИУУ, 1992 год. — 82 с.
- Штайнер Р. Познание и посвящение: Две лекции 1922 г. — М: «Московский центр вальдорфской педагогики», 1922. — 350 с.
- Штеффен А., Штейн В. Статьи о вальдорфской педагогике: учеб. пособие. — Рязань, 2007.
- Элизабет М. Грюнелиус М. Вальдорфский детский сад. — М: МПИ «Мир книги», 1992. — 72 с.