Автор: Воробьева Елена Игоревна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Воробьева Е. И. Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 577-580.



На основе анализа изменений законодательства о некоммерческих организациях выделены основные проблемы деятельности их деятельности и предложены пути совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: общественные организации, некоммерческие организации, гражданское общество, третий сектор, иностранный агент

On the analysis of changes to the legislation on non-profit organisations identified the main problems of activities of their activities and suggested ways of improvement of legislation in this area.

Keywords: public organizations, nonprofit organizations, civil society, third sector, foreign agent.

Гражданское общество составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в статье 1 провозглашает Россию как демократическое правовое государство. В развитие данной нормы, статья 3 Конституции РФ устанавливает единственный источник власти — многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Наряду с этим статьей 13 Конституции РФ закрепляются основы функционирования основных институтов гражданского общества, демократические принципы создания и функционирования политической системы: идеологического многообразие, отказ от одной идеологии и запрет на сам факт существования государственной и (или) обязательной идеологии.

Самостоятельность и независимость гражданского общества от государственно-властных институтов основана на принципах народного суверенитета, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности. Конституция Российской Федерации реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение стоящих перед гражданами и их объединениями целей, защиту законных интересов, ограничения вмешательства государства в проявления активных позиций гражданского общества [11]. Одним из важных элементов проявления позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных организаций [2]. Конституция РФ в статье 30 закрепляет право граждан Российской Федерации на их создание: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

На основе принципа идеологического многообразия (статья 13 Конституции РФ) у общественных объединений возникает возможность участвовать в политической жизни страны. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст. 13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО) некоммерческие организации (далее — НКО) создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. В число НКО входят общественные и религиозные организации (объединения) [11]. «Третий сектор» — понятие собирательное, объединяющее в себе все виды и формы некоммерческих (общественных) организации, включая действующие без государственной регистрации. Сегодня «третий сектор» занял и активно развивает направление электронного взаимодействия граждан между собой, с НКО, органами публичной власти [10], [1], участия в непосредственной реализации прав граждан [9], [8]. Важной особенностью правового статуса НКО является право выдвигать кандидатов на муниципальных выборах [12].

Однако на данный момент в России наблюдается тенденция сокращения доли третьего сектора, не смотря на то, что финансовая поддержка государства с каждым годом растет. По данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2013 году было 104949зарегистрированных общественных объединений, из них 53026 общественных организаций, в 2016 году — всего 100405 общественных объединений, из них 55886 общественных организаций [17]. Представляется, что среди причин сокращения числа общественных объединений значительное место занимает принятие поправок в Закон о НКО: Минюст РФ может по собственному усмотрению внести в реестр иностранных агентов любое общественное объединение, занимающееся «политической деятельностью» или финансируемое из-за рубежа. Важно отметить, что четкой формулировки «политической деятельности» Закон о НКО не содержал, что создавало проблемы в понимании и толковании термина представителями общественных организаций и Министерства Юстиции РФ.Президент РФ также подчеркнул, что формулировка «политическая деятельность» должна быть единообразной[16]. По состоянию на 03.02.2016 г. НКО в статусе иностранного агента 116 общественных организаций, из них 21 НКО прекратили свою деятельность, в связи с их ликвидацией [13]. Руководство некоторых НКО, например, межрегиональная организация «Комитет против пыток», приняла решение о ликвидации только из-за несогласия формулировки «иностранный агент», которая воспринимается в обществе как шпионаж.

К 2016 году ситуация изменилась: 22 января на сайте Министерства Юстиции РФ и сайте Гражданских инициатив был опубликован законопроект, в котором была дана точная формулировка «политической деятельности». Но на стадии обсуждения изменений в федеральный закон об НКО на сайте Общероссийского гражданского форума (ОГФ) было опубликовано обращение к органам государственной власти с просьбой не допустить изменений (а именно расшифровки термина «политическая деятельность»), «поскольку нововведения «ставят под удар любую общественную деятельность» [15]. Однако уже в июне 2016 года поправки вступили в силу. Таким образом, благодаря комитету Гражданских инициатив и Министерству Юстиции РФ были введены поправки, которые устраняли непонимание термина «политическая деятельность» между органами государственной власти и общественными организациями.

Статус иностранного агента накладывает определенные обязательства на НКО по предоставлению документов, в том числе и финансовых, в уполномоченные органы (п. 3 ст. 32 Закона о НКО). Однако не все общественные организации могут позволить себе производить дорогостоящие финансовые процедуры (аудит), что также приводит к ликвидации организации. Минимальный размер штрафа для общественной организации составляет 300 тыс. руб. (ст.330.2 гл.32 УК РФ). Сумма для НКО крупная, поэтому, получая штрафы, большая часть времени и сил сотрудников организаций уходит на подготовку отчетности, поиск финансов на погашение долгов и проведение дорогостоящей процедуры аудита. Подобного рода деятельность мешает реализации проектов и мероприятий, которые запланированы руководством общественных организаций. Кроме того, большие суммы штрафов вынуждают руководство некоторых общественных организаций сокращать штат, а это сказывается на уровне безработицы.

Также ещё одной проблемой является исключительный контроль государственных структур над НКО в сфере их деятельности и расходования финансовых средств. В качестве решения данной проблемы можно говорить о привлечении помощи общественных контролеров, т. е. подключение процедуры общественного контроля [5], [6]. Это приведет к сокращению расходов бюджетных средств [14], что актуально в период экономического кризиса, а также позволит гражданам РФ ближе познакомиться с общественными организациями и их деятельностью. Ведь по итогам социологических опросов большая часть населения РФ не знакома с третьим сектором [7]. Важно отметить, что общественные контролеры не имеют плана проверок тех или иных организаций, в отличие от проверок государственных органов. Это позволит обеспечить наиболее полный и детальный контроль над деятельностью и финансированием НКО.

Таким образом, Закон о НКО ставит общественные организации в трудное положение, что вызывает бурное обсуждение, как в России, так и за рубежом [4]. Подобные действия государства по отношению к институтам гражданского общества можно расценить двояко: с одной стороны, защита третьего сектора от пагубного влияния иностранных государств и сохранение внутренней политики и идеологии страны, с другой, построение барьеров на пути формирования гражданского общества России.

Резюмируя вышесказанное, сделаем выводы: во-первых, необходимо заменить термин «иностранный агент» на «организацию с финансированием из зарубежных фондов» Во-вторых, привлечь к надзору и контролю над деятельностью общественных организаций институт общественного контроля. В-третьих, формировать штраф для провинившихся НКО в рамках бюджета общественной организации [4].

Литература:

  1. Kuryachaya M. M. E-democracy in modern Russia: the establishment, development and prospects // Kutafin University Law Review. 2016. Т. 5. № 1. С. 93–105.
  2. Воробьева Е.И «Общественные организации в структуре гражданского общества» В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 124–126.
  3. Воробьева Е. И. Признание НКО иностранными агентами// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7155/uid69501_report.pdf (Дата обращения 15.10.2016г.).
  4. Воробьева Е. И. Третий сектор России: современное состояние, проблемы и пути их решения// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016» / Отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8641/uid69501_report.pdf.
  5. Воробьева Е. И., Романова Ю. А. «Общественный контроль: перспективы развития и современное состояние» В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 28–30.
  6. Громыко С. В., Курячая М.М Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 3 (3). С. 124–131.
  7. Громыко С. В., Курячая М. М. Деятельность общественных объединений как форма реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления // Право.by. 2015. № 5 (37). С. 138–144.
  8. Курячая М. М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39–46.
  9. Курячая М. М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31–33.
  10. Курячая М. М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41–44.
  11. Курячая М. М., Воробьева Е. И. Основы конституционно-правового статуса общественных организаций в России// Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции: Сб. науч. трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. С. 32–34.
  12. Курячая М. М., Воробьева Е. И. Совет как форма участия населения в управлении делами государства // Теория и практика современной юридической науки. Самара, 2015. С. 48–51.
  13. Министерство юстиции РФ «Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx# (Дата обращения 15.10.2016г.)
  14. Российская газета. Минфин предложил сократить расходы бюджета на 10 процентов// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2015/01/14/siluanov-site.html (Дата обращения: 15.10.2016г.).
  15. Сайт Гражданских инициатив «Оргкомитет Общероссийского гражданского форума обратился к органам государственной власти с предложениями по изменениям закона «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://komitetgi.ru/news/news/2767/ (Дата обращения: 15.10.2016г.).
  16. Сайт Первого канала Владимир Путин провел встречу с правозащитниками 1 октября 2015 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://www.1tv.ru/news/print/293324 Дата обращения: 15.10.2016г.).
  17. Федеральная служба государственной статистики «Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2013г., 1 января 2015г». [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (Дата обращения 15.10.2016г.).
  18. Эксперты ООН считают, что законопроект об НПО может привести к пагубным последствиям для гражданского общества России [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.unrussia.ru/en/node/2979. (Дата обращения 15.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, общественных организаций, общественных объединений, Режим доступа, гражданского общества, Дата обращения, государственной власти, граждан Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Электронный ресурс, гражданского общества России, правового статуса НКО, позиций гражданского общества, Дата обращения 15.10.2016г, финансированием НКО, органам государственной власти, Общероссийского гражданского форума, число НКО, Признание НКО иностранными, основ конституционного строя.

Ключевые слова

гражданское общество, общественные организации, некоммерческие организации, третий сектор, иностранный агент

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос