Авторы: Бронников А. Ю., Асатов Рустам Азатович, Яцук Константин Васильевич

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Бронников А. Ю., Асатов Р. А., Яцук К. В. Материальные и духовные ценности курсантов высших военных учебных заведений // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 802-806.



В данной статье рассмотрены ценностные ориентации курсантов, также что они представляют в психологической науке. Рассмотрено исследование с целью выявления ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессионально-важные качества, структура ценностей

В каждом обществе существует своя ценностная культура, которая отражается в различных материальных и нематериальных объектах (искусстве, религии, языке и т. д.). Включение человека в эти ценностные культуры осуществляется в процессе его социализации в различных институтах и социальных группах: семья, детский сад, школьный коллектив, студенческий, профессиональный и т. д. В каждом из них имеются свои нормы, ценности, которые определенным образом транслируются человеку и усваиваются им.

В психологии изучение вопросов интериоризации ((от фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.) и экстериоризации ((фр. exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат. exterior — наружный, внешний) — означает переход действия из внутреннего во внешний план. Так при составлении инструкции, раскрытии технологии, рефлексии.) ценностей имеет особое значение, так как именно им (ценностям) все в большей мере исследователи отдают предпочтение, определяя регулятивные механизмы поведения и в целом психики человека (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Выготский, Е. И. Головаха, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и т. д.). Одним из направлений в изучении ценностной структуры личности является направление, определяющее данный психический феномен как «ценностные ориентации».

В психологической науке под ценностными ориентациями (от франц. orientation — установка) понимаются: а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости.

По мнению Б. С. Волкова, ценностные ориентации выступают как сознательный регулятор социального поведения личности, который выполняя мотивационную функцию способствует выбору деятельности [1].

А. Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации как «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [3].

С. Шварц интерпретирует ценности как критерии, на основании которых человек действует, осуществляет оценку своих действий, выстраивает свое отношение к миру.

К. К. Платонов, указывал, что ценностные ориентации являясь одним из компонентов структуры личности, образуют содержательную сторону ее направленности и выражают внутреннюю характеристику личностных отношений к действительности [5].

Приведенный нами краткий анализ понятия «ценностные ориентации» позволяет утверждать, что они выступают неким регулятором поведения личности, обуславливают отношение ее к окружающей действительности.

В авиационной психологии ценностные ориентации выступают как профессионально важные качества штурмана и являются составляющим компонентом личностной группы профессионально важных качеств (ПВК) [2; 6]. То есть поступая в военный вуз, курсант включается в событийность межличностных и профессиональных отношений, в процессе которого осуществляется интеграция его индивидуальных ценностных ориентаций с общественными, характерными для военной и авиационной сферы.

Таким образом, важным становится исследование ценностных ориентаций у курсантов летного вуза.

С целью выявления ценностных ориентаций у курсантов летного вуза, было проведено собеседование, в котором приняли участие 60 курсантов-штурманов 1 года обучения. По результатам методики «Адаптивность» (Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.), разработанной А. К. Маклаковым и С. В. Чермяниным, обследуемые курсанты были разделены на 2 группы и условно обозначены как: 1 группа с «хорошей вероятностью сохранения профессионально здоровья» и 2 группа «удовлетворительной вероятностью сохранения профессионально здоровья».

Изучение ценностных ориентаций осуществлялось с использованием модифицированной Е. Б. Фанталовой методики «Ценностные ориентации» (Цель: изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов — парное сравнение. Испытуемому предъявляется список жизненных сфер, бланк для ответов и предоставляется инструкция.). В ходе исследования были получены эмпирические данные, позволяющие определить уровень соотношения важных и доступных ценностей у курсантов обеих групп.

Проведенный анализ полученных данных (средних значений по группе) показал, что для 1 группы курсантов важными ценностями являются:

  1. Счастливая семейная жизнь.
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  4. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  5. Здоровье (физическое и психическое).
  6. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).

В группу менее важных вошли такие ценности как:

  1. Активная, деятельностная жизнь.
  2. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  3. Творчество (возможность творческой деятельности).
  4. Красота природы и искусства.

К группе доступных, легче достижимых ценностей курсанты отнесли:

  1. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений).
  2. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие).
  3. Наличие хороших и верных друзей.
  4. Активная, деятельная жизнь и здоровье (физическое и психическое). Эти ценности были отмечены курсантами в равной степени, т. е. можно предположить, что состояние здоровья они связывают с активной, деятельностной жизнью.
  5. Творчество (возможность творческой деятельности).

В группу менее доступных ценностей вошли:

  1. Красота природы и искусства и Счастливая семейная жизнь — были отмечены в равной степени курсантами этой группы.
  2. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  3. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

Таким образом, проведенный анализ средних значений соотношения важных и доступных ценностей у курсантов штурманов 1 группы показывает:

  1. В данной группе курсантов превалирующей ценностью является приватная сфера (в большей степени ориентация на семью, друзей); направленность на самоутверждение, здоровье и познание занимают средние позиции. К тому же «Наличие друзей» и «Уверенность в себе» отмечены как более доступные ценности. Однако наблюдается расхождение между важностью и доступностью такой ценности как «Счастливая семейная жизнь».
  2. Низкие показатели по такой ценности как «Материально-обеспеченная жизнь», могут быть обусловлены тем фактом, что основной контингент поступающих в военные вузы — это дети из не полных семей, сироты, многодетные семьи, а в военном заведении курсанты полностью находятся на обеспечении Министерства обороны (питание, одежда, зарплата, хотя на 1 курсе небольшая). Эта же ценность отмечена как менее доступная.

Также курсанты не рассматривают важными «Активную деятельностную жизнь» (хотя ее в равной степени с наличием здоровья курсанты отметили как более доступную). «Красота природы и искусства» — эстетическая сторона не считается важной у курсантов (возможно это связано со спецификой военной деятельности) и выбрана как менее доступная.

Многие курсанты в ходе диагностической беседы, сопровождающей заполнение вопросника Е. Б. Фанталовой, указывали, что не понимают для чего им необходимо творчество и как его можно реализовывать в этой среде. Творческая составляющая имеет большое значение в летной деятельности, потому как именно творчество выступает в роли воссоздающего начала, которое позволяет находить штурману новые решения в нестандартных ситуациях.

Проведенный анализ полученных данных соотношения важных и доступных ценностей (средних значений по группе) во 2 группе курсантов-штурманов показал, что наиболее важными ценностями являются:

  1. Счастливая семейная жизнь.
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  4. Здоровье (физическое и психическое).
  1. 5.Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  1. Интересная работа.

В группу менее важных вошли такие ценности как:

  1. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  2. Творчество (возможность творческой деятельности);
  3. Красота природы и искусства.

К группе доступных, легче достижимых ценностей курсанты отнесли:

  1. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений).
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Активная, деятельная жизнь и Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие). Эти ценности были отмечены курсантами в равной степени, возможно, это связано с реализацией их в учебной деятельности, которая является ведущей на данный момент.
  4. Интересная работа.
  5. Здоровье (физическое и психическое).

В группу менее доступных ценностей вошли:

  1. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  2. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  3. Счастливая семейная жизнь.

Таким образом, проведенный анализ данных средних значений соотношения важных и доступных ценностей у курсантов штурманов 2 группы показывает:

  1. В данной группе курсантов превалирующей ценностью так же является приватная сфера (в большей степени ориентация на семью, друзей), средние позиции занимают здоровье, направленность на самоутверждение, интересную работу. К тому же уверенность в себе, наличие друзей, здоровья, а также активная, деятельностная жизнь и познание (в равной степени) — выбраны как более доступные. А вот семейные ценности были отмечены как менее доступные, здесь конечно оказывают воздействие условия военной жизни, закрытый режим, отпуск 1 раз в полгода, практическое отсутствие увольнений (особенно в первом полугодии).
  2. Выявлена как менее важная и доступная ценность «Материально-обеспеченная жизнь».
  3. «Творчество и Красота природы и искусства» так же не отмечены как важные (причем первая ценность занимает последнюю позицию из всех). Возможно это связано с жесткой военной казарменной средой, в которой пребывают курсанты, где дисциплина и четкое выполнение приказов являются важной составляющей военной службы.

К тому же необходимо учитывать, что психодиагностическое обследование проводилось в 1 семестре первого курса, когда активно идет процесс адаптации к военной, учебной, профессиональной деятельности. И многие курсанты в ходе беседы, так же, как и в 1 группе не придают значимости данной ценности. Творческая составляющая как уже упоминалось, имеет большое значение в летной деятельности и является профессионально важным качеством.

Важность такой ценности как «Красота природы и искусства» у некоторых курсантов вообще вызывала смех.

Итак, анализ соотношения показателей средних значений важных и доступных (достижимых) ценностей у курсантов-штурманов по группам позволяет сделать вывод, что по структуре ценностей в двух группах имеются различия.

Проведенный сравнительный анализ соотношения средних значений показателей важных ценностей в двух группах показал, что курсанты обеих групп признают важными такие ценности как: «Счастливая семейная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей», т. е. приватная сфера для них выступает как наиболее важная в жизни.

Далее по степени важности в 1 группе сделан выбор в пользу ценности «Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)», а потом «Здоровья (физического и психического)», тогда как во 2 группе наблюдается обратная тенденция. По важности следующей ценности в группах отмечены явные различия: курсанты 1 группы считают важной ценность «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)», а курсанты 2 группы, считают важной «Интересную работу».

Структура ценностей, отмеченных как менее важные «Красота природы и искусства», «Творчество» (возможность творческой деятельности), «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», в обеих группах является идентичной.

В ходе сравнительного анализа средних показателей значений по важным ценностям были выявлены различия между двумя группами.

Проведенный сравнительный анализ средних показателей значений по доступным ценностям в обеих группах показал, что более доступная (легче достижимая) ценность в обеих группах является «Уверенность в себе».

Далее в структуре имеются различия по группам — в 1 группе это «Познание», «Наличие хороших и верных друзей», во 2 группе выявлена обратная тенденция, причем «Познание» и «Активная, деятельная жизнь» отмечены в равной степени доступности. А в 1 группе равную позицию заняли «Активная, деятельная жизнь» и «Здоровье».

Имеются различия в структуре ценностей, обозначенных респондентами как менее доступные — в 1 группе это «Красота природы и искусства», причем она занимает равную позицию с ценностью «Счастливая семейная жизнь», во 2 группе выделена ценность «Любовь», и как самая менее доступная «Счастливая семейная жизнь».

Идентичный выбор курсантами обеих групп в пользу менее доступных был сделан в отношении ценности «Материально-обеспеченная жизнь».

Однако хотелось бы отметить, что для 1 группы доступность ценности «Семья» находится все же в пределах средних значений, чем для 2 группы. Можно предположить, что конфликт между важностью и доступностью у 2 группы основан на том, что курсанты хотят получить желаемые ценности, но не имеют возможностей. Возможно поэтому данные курсанты попали во 2 группу.

Итак, полученные результаты позволяют сделать выводы о наличии различий в двух группах не только по личностному адаптационному потенциалу (как было установлено ранее), но и по содержанию и иерархии ценностных ориентаций.

Оказалось, что при различных вариантах выборов ценностей и их доступности, «Творчество», являясь ПВК, для курсантов оказалось не важным, хотя оно доступно как для 1, так и для 2 группы. Ценность «Семья» по важности и доступности также наполнена различными противоречивыми и конфликтными переживаниями для 1 и 2 группы.

Представляется перспективным дальнейшее исследование в выявлении структуры ценностных ориентаций и связи их с профессионально важными качествами с целью повышения профессиональной надежности современного военного штурмана.

Однако уже сейчас можно говорить о том, что, учитывая особенности поступающих, посредством образовательного процесса необходимо в дальнейшем можно формировать и развивать систему психолого-педагогической поддержки профессиональных ценностных ориентаций у курсантов.

Литература:

  1. Волков Б. С. Психология юности и молодости. М.: Трикста, 2006.
  2. Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика. М.: Воениздат, 2007.
  3. Здравомыслов А. Г. Потребность. Интересы. Ценности. М.1986.
  4. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., Наука, 1986.
  5. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностных ориентаций, равной степени, ценностные ориентации, «Счастливая семейная жизнь», средних значений, Счастливая семейная жизнь, выявления ценностных ориентаций, курсантов летного вуза, «Красота природы, целью выявления ценностных, группе курсантов, ценности курсантов высших, ценностные ориентации курсантов, «Материально-обеспеченная жизнь», большей степени ориентация, физическая близость, любимым человеком, внутренних противоречий, приватная сфера, исследование ценностных ориентаций.

Ключевые слова

ценностные ориентации, профессионально-важные качества, структура ценностей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос