Автор: Мишин Алексей Андреевич

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.09.2016

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Мишин А. А. Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 316-319.



В статье представлено исследование ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионализации. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности работников уголовно-исполнительной системы, находящихся на разных стадиях профессионализации. Для исследования были выбраны курсанты образовательных учреждений ФСИН России и работники исправительных учреждений ФСИН России. Анализ диагностики предпочитаемых терминальных ценностей существенных различий не выявил. Однако были выявлены различия степени значимости следующих терминальных ценностей: «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество», «красота природы и искусства». Анализ результатов диагностики инструментальных ценностей, показал, что курсанты и работники исправительных учреждений по-разному ориентируются на средства достижения целей. Для курсантов более значимы такие инструментальные ценности как: «широта взглядов», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Для работников исправительных учреждений более значимы ценности: «воспитанность», «исполнительность», «аккуратность».

Ключевые слова: ценностные ориентации, работники уголовно-исполнительной системы, профессионализация, профессиональная деятельность

Жизненные ценности человека лежат в основе его поведения. Ценностно-смысловая сфера личности является основой в развития человека. Исследования ряда авторов позволяет сделать вывод о том, что понятие «ценностные ориентации личности» совпадают с терминами, которые характеризуют смысловую, либо мотивационно-потребнустную сферы личности [4]. Ценностно-смысловые ориентации являются составным элементом структуры личности человека и представляют собой особые психологические образования, выстроенные по определенной иерархии, которая определяет направленность профессиональной деятельности. В своей деятельности личность не может ориентироваться на ту или иную ценность как некое самостоятельное образование, без учета взаимосвязи её с другими ценностными ориентациями, таким образом, говоря о ценностных ориентациях, мы понимаем не отдельный набор ценностей, а определенную систему взаимосвязанных ценностей.

Становление и формирование ценностных ориентаций личности является сложной многоаспектной проблемой. Ценностные ориентации — важный элемент внутренней структуры личности, в котором закреплена совокупность опыта индивида, особенности его познавательных и эмоциональных процессов, отделяющая значимое для данного человека от несущественного.

Актуальность изучения ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), находящихся на разных стадиях профессионализации подтверждается принятой Концепцией развития уголовно- исполнительной системы [3]. В данной концепции обозначена основная направленность процесса воспитания осужденных: с политики трудового перевоспитания на ценностно-ориентированный подход — ресоциализацию осужденных [2]. Среда, в которой приходится нести службу сотрудникам уголовно-исполнительной системы, вынуждает постоянно противостоять негативному влиянию воздействия криминальной идеологии на уровне ценностно-смысловых ориентаций.

Особе место в структуре ценностных ориентаций сотрудников исправительного учреждения играют ценности профессии, которую они реализуют. Как отмечает Н. А. Самойлик, в процессе профессионального становления необходимо опираться на личностные ценности, детерминирующие формирование профессиональную значимость труда [4].

В связи с этим сформированность и устойчивость ценностных ориентаций личности курсантов является актуальной проблемой в процессе подготовки сотрудников УИС. Исследование ценностных ориентаций курсантов младших курсов позволяет составить представление об особенностях сформированности иерархии их ценностей, как будущих работников УИС.

В исследовании приняли участие 80 человек. Из них курсанты образовательных учреждений ФСИН России (далее-курсанты) 40 человек и сотрудники исправительных учреждений ФСИН России (далее-сотрудники) 30 человек.

В таблице 1 представлены результаты диагностики терминальных ценностей курсантов и сотрудников исправительных учреждений.

Таблица 1

Терминальные ценностные ориентации сотрудников УИС

Ценность

Курсанты

Сотрудники ИУ

Различие

М

σ

М

σ

Активная деятельная жизнь

8,60

4,3

7,74

3,8

Интересная работа

8,34

3,6

6,32

2,8

p<0,01

Наличие хороших и верных друзей

6,40

5,5

6,85

3,7

Материально обеспеченная жизнь

7,83

4,3

3,91

2,3

p<0,01

Развлечения

11,50

12,1

11,18

4,6

Уверенность в себе

8,00

4,5

7,47

4,1

Любовь

8,06

4,7

8,65

4,0

Свобода

7,91

4,7

5,26

4,3

p<0,01

Счастливая семейная жизнь

7,80

4,7

5,03

3,7

p<0,01

Здоровье

4,34

5,1

3,71

3,6

Творчество

11,09

5,1

14,44

3,2

p<0,01

Продуктивная жизнь

9,77

4,2

11,21

3,5

Общественное признание

10,97

5,0

12,65

3,7

Развитие

9,77

4,9

9,53

4,3

Познание

11,46

5,0

12,88

2,4

Красота природы и искусства

11,80

4,9

15,82

3,2

p<0,01

Жизненная мудрость

11,51

4,8

13,18

3,7

Счастье других

14,03

4,6

15,50

2,3

В качестве предпочитаемых терминальных ценностей у курсантов нами были выявлены следующие: «здоровье» (М=4,34), «наличие хороших и верных друзей» (М=6,4), «счастливая семейная жизнь» (М=7,8), «материально обеспеченная жизнь» (М=7,83), «свобода» (М=7,91), «уверенность в себе» (М=8). Предпочитаемые терминальные ценности сотрудников выглядят следующим образом: «здоровье» (М=3,71), «материально обеспеченная жизнь» (М=3,91), «счастливая семейная жизнь» (М=5,03), «свобода» (М=5,26), «интересная работа» (М=6,32), «наличие хороших и верных друзей» (М=6,85).

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что предпочитаемые терминальные ценности курсантов и сотрудников исправительных учреждений согласуются между собой. Существенных противоречий в иерархии ценностей-целей нами не выявлено. Следовательно, представители уголовно-исполнительной системы, которые находятся на начальной стадии профессионализации, в своей деятельности ориентируются на систему ценностей, которая характерна для действующих сотрудников исправительных учреждений.

Несмотря на согласованность предпочитаемых терминальных ценностей, нами был выявлен ряд статистически значимых различий между группами курсантов и сотрудников исправительных учреждений, который подтверждается вычислением критерия Манна-Уитни.

Для сотрудников исправительных учреждений характерна более высокая значимость следующих терминальных ценностей: «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «свобода», «счастливая семейная жизнь». У курсантов более высокая значимость ценностей: «творчество» и «красота природы и искусства».

Результаты анализа инструментальных ценностей курсантов и сотрудников исправительных учреждений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Инструментальные ценностные ориентации сотрудников УИС

Ценность

Курсанты

Сотрудников ИУ

Различие

М

σ

М

σ

Жизнерадостность

8,66

3,94

8,17

5,75

Самоконтроль

7,49

4,79

5,11

3,22

Рационализм

8,06

4,80

8,50

4,99

Эффективность в делах

7,40

4,42

11,28

3,98

p<0,01

Независимость

7,77

4,83

9,06

5,02

Твёрдая воля

6,89

4,10

7,22

3,80

Ответственность

8,17

4,48

7,17

3,73

Широта взглядов

7,31

5,00

13,22

4,25

p<0,01

Честность

6,80

5,28

7,28

5,38

Терпимость

8,71

5,44

8,72

4,17

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

8,66

4,89

12,72

3,23

p<0,01

Воспитанность

9,97

4,95

5,83

3,85

p<0,01

Аккуратность

12,20

4,46

8,06

4,72

p<0,01

Чуткость

11,03

4,17

11,00

5,28

Исполнительность

11,77

4,92

8,94

4,62

p<0,05

Образованность

11,91

4,49

8,44

5,02

Высокие запросы

13,66

4,40

15,39

4,35

Непримиримость к недостаткам в себе и в других

14,09

5,55

15,44

3,47

В качестве предпочитаемых инструментальных ценностей у курсантов нами были выявлены следующие: «честность» (М=6,8), «твёрдая воля» (М=6,89), «широта взглядов» (М=7,31), «эффективность в делах» (М=7,4), «самоконтроль» (М=7,49), «независимость» (М=7,77). Предпочитаемые инструментальные ценности сотрудников пенитенциарных учреждений выглядят следующим образом: «самоконтроль» (М=5,11), «воспитанность» (М=5,83), «ответственность» (М=8,17), «твердая воля» (М=6,89), «честность» (М=6,8), «аккуратность» (М=8,06).

Анализ предпочитаемых инструментальных ценностей позволяет сделать вывод о наличии различий между группами курсантов и сотрудников исправительных учреждений. В отличие от работников исправительных учреждений курсанты, для достижения своих целей опираются на такие ценности как «независимость», «широта взглядов» и «эффективность в делах, в то время как сотрудники исправительных учреждений убеждены, что реализация целей связана с такими ценностями как «воспитанность», ответственность» и «аккуратность».

В ходе обработки полученных результатов были выявлены достоверные различия в значимости инструментальных ценностей. Для курсантов более значимы такие инструментальные ценности как: «широта взглядов», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Для действующих сотрудников исправительных учреждений более значимы ценности: «воспитанность», «исполнительность», «аккуратность».

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить нам ведущие терминальные и инструментальные ценности представителей уголовно-исполнительной системы, находящихся на разных стадиях профессионализации. Среди предпочитаемых терминальных ценностей существенных различий выявлено не было, однако, анализ результатов инструментальных ценностей, показал, что курсанты и сотрудники исправительных учреждений по-разному ориентируются на средства достижения целей.

Литература:

  1. Ицкофич М. М. Ценностно-смысловая направленность личности сотрудников уголовно исполнительной системы: дис. к. психол. н.: спец. 19.00.05. — социальная психология. — Казань, 2008. — 149 с.
  2. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
  3. Мишин А. А. Профессиональная самореализация личности курсанта образовательной организации ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики материалы научно-практической конференции.– Новокузнецк, 28–29 октября 2015 г.– С. 180–182.
  4. Самойлик Н. А. Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 20016. — С. 34–36.
Основные термины (генерируются автоматически): исправительных учреждений, сотрудников исправительных учреждений, уголовно-исполнительной системы, терминальных ценностей, ценностных ориентаций, инструментальных ценностей, учреждений ФСИН России, инструментальные ценности, сотрудники исправительных учреждений, «счастливая семейная жизнь», работники исправительных учреждений, исправительных учреждений ФСИН, ценностных ориентаций сотрудников, работников исправительных учреждений, разных стадиях профессионализации, терминальных ценностей существенных, исправительных учреждений по-разному, ценностных ориентаций личности, ценностных ориентаций работников, ценностей курсантов.

Ключевые слова

ценностные ориентации, профессиональная деятельность, работники уголовно-исполнительной системы, профессионализация

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос