This article is devoted to the study and review of the various theories and concepts of motivation in psychology
Keywords:Motivation, Professionalcompetence
Актуальность темы вызвана тем, что в современном обществе распространена и востребована профессия парикмахера, но увлеченных знатоков своего дела не так много. И, хотя учебные заведения и различные курсы по подготовке парикмахеров выпускают ежегодно большое количество новых специалистов, все так же трудно бывает найти хорошего мастера. И всегда это бывает человек, который любит свою профессию и посвящает ей много своего времени. Здесь встает вопрос о мотивации профессиональной деятельности парикмахеров и проблема выпуска замотивированных специалистов. Поэтому базой исследования был выбран Красноярский государственный колледж сферы услуг и предпринимательства, где студенты приобретают профессию парикмахера.
В исследовании вопроса о мотивации профессиональной деятельности студентов-парикмахеров в качестве гипотезы выступило предположение о том, что на мотивацию профессиональной деятельности студентов влияют ценностные ориентиры. И потребность эмпирически выявить иерархию ценностей, а так же степень общего и отличного в интеллектуально-деятельностных характеристиках мотивации профессиональной деятельности студентов на различных этапах обучения у студентов — парикмахеров Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства.
Были обследованы 64 студента первого и второго курсов на базе 9 и 11 классов. В состав испытуемых вошли студенты из 5 групп. Возраст респондентов колеблется от 15 до 26 лет, средний возраст 18 лет. Что касается гендерной принадлежности студентов, то 63 человека составили женщины и 1 мужчина.
Для проведения подготовительно-диагностического исследования нами были отобраны следующие методики:
«Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича»;
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни
Тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента.
Тест Айзенка. Двухфакторная модель личности, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия и нейротизм) оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.
Опросник «Профессиональная мотивация» призван выявить главный мотив выбора профессии и частоту профессиональной деятельности за рамками учебы в колледже, самостоятельно.
В ходе исследования ценностных ориентаций было выявлены следующие показатели: В терминальных ценностях абстрактные ценности (9,99) доминируют над конкретными (8,90). Для реальной жизни парикмахера полезнее развивать скорее конкретные ценности, где находятся активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, продуктивная жизнь, удовольствие. Однако доминируют абстрактные. Этот момент может являться одной из причин низкой мотивации профессиональной деятельности парикмахеров.
Ценности профессиональной самореализации важнее ценностей жизни. В инструментальных ценностях этические ценности (10,12) важнее ценностей дела (9,73) и общения (8,51). Выявленная закономерность не способствует увеличению мотивации в освоении профессии, так как они не ценят дело и общение, важное для парикмахера, а ценят, в основном, свои высокие запросы. Что подтверждается анализом следующей группы ценностей. Индивидуалистические (10,8) важнее альтруистических (8,43) и конформистских (8,43). А так же высокими показателями ценностей самоутверждения (10,95) по сравнению с принятием других людей (9,36).
Во всем исследовании самые высокие показатели у ценностей самоутверждения (10,95) и индивидуалистические (10,8). Самые низкие показатели у ценностей личной жизни (7,77). Так как и в профессии парикмахер, и в контексте личной жизни присутствуют другие люди, а эта группа студентов сосредоточена на самих себе, то желания строить отношения тоже особого нет, так же, как и вкладываться в профессию.
Анализ результатов исследования акцентуаций характера выявились следующие результаты: все респонденты имеют ту или иную акцентуацию характера. Самые выраженные акцентуации — экзальтированные, циклотивные и эмотивные. Наименее выраженные акцентуации — неуравновешенные и дистимные.
Тест Айзенка показал, что большинство респондентов экстраверты (64 %), а интровертов оказалось меньше (36 %). По шкале эмоциональной устойчивости мы можем видеть следующую картину: эмоционально устойчивые (26 %), неустойчивые (74 %). По профессии парикмахер важно быть экстравертом, так как эта профессия относится к категории профессий человек — человек. И по этой же причине эмоциональная устойчивость наиболее предпочтительна.
Опросник «Профессиональная мотивация» выявил следующее: из тех, кто выбрал профессию из мотива «заработать много денег», 40 % не занимаются профессиональной деятельностью вне учебы. Те, кто выбрал из мотива «помочь людям» и «смогу самореализоваться», занимаются редко, 1–2 раза в месяц, 100 % и 67 % соответственно. Но самое удивительное, что из тех, кому «нравится этим заниматься», целых 20 % профессиональной деятельностью не занимаются вне учебы. И только среди тех, кому «нравится этим заниматься», 7 % ответили «каждый день».
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной мотивации студентов учебно-профессиональной деятельности, что является следствием сложившейся иерархии ценностей. Выявленные ценностные ориентиры не способствуют развитию мотивации учебно-профессиональной деятельности. В связи с тем, что подготовка хорошего специалиста подразумевает посвящение учебно-профессиональной деятельности большого количества времени самого студента, мотивация, желание заниматься является важнейшей составляющей становления настоящего профессионала. Поэтому ставится следующая задача: развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности нуждающихся в этом студентов. Планируются мероприятия, результативность которых мы осветим в нашей следующей статье.
Литература:
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
- Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004–240 с.
- Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / К. А. Клочков,—2010. — 160с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев, М.: 2005. — 352 с.
- [Электронный ресурс] http://ecouniver.com/526-l-porter-i-ye-loule.htmlEcoUniver