Автор: Потапова Ольга Николаевна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 23.10.2016

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Потапова О. Н. Проблемы реализации государственной семейной политики // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 791-793.



В статье рассмотрены некоторые проблемы семейной политики государства. Проанализировано семейное законодательство в отношении прав ребенка на семью.

Ключевые слова: государственная семейная политика, семья, поддержка семьи, семейное законодательство, защита прав детей

Семейная политика социального государства — это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи, как основы стабильности политической системы общества.

В настоящее время Россия, отказавшись от патерналистских традиций, провозгласила идею партнерских отношений, самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития: «… экономические, правовые и идеологические меры семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки». Должны осуществляться «партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями и организациями …». Данное направление основывается на признании непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека. В реальной жизни государство, резко сократив поддержку семей, не обеспечивает адекватные меры для их адаптации, своевременно не осуществило необходимые структурные преобразования. При этом семья оказалась не подготовленной к переходу к новым экономическим отношениям и выживанию в условиях назревшего кризиса.

«Семья — основная ячейка любого общества и любой цивилизации», — говорил в свое время индийский поэт и философ Рабиндранат Тагор. «Семья начинается с детей», — утверждал Герцен. Если посмотреть на современную российскую жизнь, то здесь прослеживается другая закономерность.

В развитие конституционных принципов и основных начал семейного законодательства в части реализации прав ребенка на семью законодателем принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в рамках обозначенной сферы общественных отношений. Так, в Федеральном законе от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» основными направлениями определены: — охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; — обеспечение качественного образования и воспитания детей; — улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; — повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

В целом, представленная совокупность направлений деятельности соответствует содержанию права ребенка на семью. Поскольку государственная политика в сфере реализации права ребенка на семью, равно как и государственная семейная политика в целом, должна иметь социально-экономический и правовой характер и осуществляться путем принятия государством разнообразных мер по охране интересов детей, укреплению института семьи. Однако реалии формирования и развития данного направления государственной политики в России не позволяют говорить об ее эффективности.

В рамках утвержденной Правительством РФ Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года были поставлены основные задачи государства, направленные на обеспечение реализации данного права, в том числе: укрепление института семьи, как формы наиболее рациональной жизнедеятельности и социализации детей, формирование гражданской позиции общества в отношении необходимости укрепления семьи, повышение воспитательного потенциала семьи, как основного субъекта социализации. По смыслу законодателя, реализация Концепции предполагала объединение усилий государственных, общественных организаций, партий и движений, а также населения в выработке единых общенациональных подходов, направленных на укрепление социального престижа семьи и ценностей семейного воспитания детей.

Таким образом, в качестве тактики решения поставленной задачи государство избрало консолидацию действий всех государственных и общественных институтов. В этой связи в Концепции указывалось, что государственная семейная политика в сфере реализации прав детей на семью относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Однако соответствующие полномочия были распределены некорректно. Так, полномочия федеральных органов замкнулись на осуществлении функции по формированию общих принципов социально-демографической политики, разработке и финансированию части федеральных программ, на осуществлении контроля за исполнением мероприятий, законодательном обеспечении минимальных гарантий социального обеспечения и социальной защиты семьи. При этом большая часть бюджетных расходов по реализации мероприятий, прописанных в федеральных нормативных актах, была возложена на региональные и местные бюджеты, учитывая объективную разницу в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, подобное разделение компетенции сразу же заложило предпосылки разрушения единства действий программы, направленных на защиту семьи и детей, увеличились и неисполнения или ненадлежащее исполнения мероприятий, а также подмены принципиальных, но финансово затратных мероприятий на малоэффективные, но затратные для субъектов РФ.

На федеральном уровне отменена одна из основополагающих правовых гарантий, каковой являлось «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей», что противоречит международным принципам и нормам, а также принципам единства законности и равенства всех детей. В совокупности с перераспределением в «пользу» субъектов РФ полномочий по финансированию программных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни семьи и защиты права детей, данные законодательные новации обусловили крайне низкую эффективность российской государственной семейной политики в целом.

Литература:

  1. Акимова Ю. А. Конституционный принцип равенства и социальное обеспечение граждан, имеющих детей // Современное право. 2014. № 5;
  2. Гладковская Е. И. О значении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для применения семейного законодательства // Вестник Пермского университета. 2014. № 1. С. 23–27;
  3. Азарова Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2; Азарова Е. Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3;
  4. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-Р «О Концепции физического развития Российской Федерации на период до 2015 года» // СЗ РФ. 2001. № 40.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, института семьи, развития Российской Федерации, государственная семейная политика, направления государственной политики, воспитания детей, социального обеспечения, развития института семьи, жизнедеятельности семьи, Журнал российского права, субъектов РФ, социального престижа семьи, непреходящей ценности семьи, субъектов Российской Федерации, укрепление института семьи, условий жизнедеятельности детей, укреплению института семьи, реализации прав детей, политика социального государства, качества жизни семьи.

Ключевые слова

семья, государственная семейная политика, поддержка семьи, семейное законодательство, защита прав детей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос