Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Для дальнейших исследований регионов, выявления специфики каждого из них, разработка и планирование конкретной программы по их комплексному развитию, необходимо применять метод прогнозирования. [1]
Прогнозирование в региональной экономике – это предположение о развитии регионов в будущем. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности.
Региональные экономические прогнозы — это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны.
Главная цель регионального прогнозирования - обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Благодаря прогнозированию в региональной экономике, есть возможность определить основные направления и перспективы развития регионов.
Основными задачами прогнозирования являются:
- накопление научного материала для обоснованного выбора прогнозных решений;
- оценка состояния объекта прогнозирования;
- научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций;
- исследование объективных взаимосвязей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях места и времени;
- выявление альтернатив экономического и социального развития;
- выбор и обоснование варианта прогноза.
Для прогнозирования уровня развития регионов, необходимо выявить и провести исследования потребностей экономических субъектов и объектов, структуры частных, коллективных и общественных потребностей, находящиеся в непрерывном развитии. Прогнозирование в региональной экономике позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основой для создания эффективной сбалансированности экономических систем.
Общие прогнозы социально-экономического развития регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и других.
Обоснование перспективных направлений совершенствования региональной структуры национального хозяйства проводится исходя из стратегических целей и задач с учетом влияющих на их реализацию факторов. Для этого вырабатывается соответствующая система качественных и количественных показателей. Данная система прогнозирования закладывается в основу совершенствования межрегиональных пропорций и связей национального хозяйства и реализуется с помощью административных и экономических регуляторов.
При выработке рекомендаций о путях развития и размещения отраслей хозяйства, формирующих территориально-хозяйственный комплекс, рассматриваются варианты их оптимального роста как на базе собственного производственного, научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, так и с привлечением ресурсов других регионов. По важным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции прогнозируются зоны формирования активного спроса и предложения и параметры их масштабов, ареалы региональных и зональных товарных рынков. [2]
Предполагается, что такая система прогнозирования как базовый инструмент регулирования территориальной структуры национального хозяйства и экономики регионов выполняет не только роль информационного индикатора тенденций регионального развития.
Благодаря прогнозированию, создается возможность основательнее обеспечить социально-экономическое благополучие регионов, выравнивание региональных уровней, рационализацию межрайонных связей и т. п. Главная задача — ориентировать экономическую деятельность в регионах в соответствии с интересами общества, страны на основе темпов, пропорций и связей макроэкономического развития.
Основные задачи региональных программ, основанные на прогнозировании:
- Выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно - технического развития;
- Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
- Сбалансирование (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
- Максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
- Развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
- Охрана окружающей среды;
- Преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
- Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
- Духовное возрождение регионов, сохранения их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
На основе прогнозирования регионального развития Узбекистана до 2020 года свыше $170 млн заемных средств Всемирного банка ($150 млн) и Международной организации сельскохозяйственного развития ($20,45 млн) будут направлены в развитие плодоовощеводства. [3]
Проект Всемирного банка реализуется в восьми регионах страны - Андижанской, Джизакской, Ферганской, Кашкадарьинской, Наманганской, Самаркандской и Ташкентской областях и Республике Каракалпакстан, Международной организации сельскохозяйственного развития – в Сурхандарьинской области.По официальному прогнозу, вложенные средства позволят повысить потенциал плодоовощеводческого сектора республики на более чем 1000 гектаров посевных площадей.
С 2016 года Узбекистан взял курс на наращивание продовольствия. Как следует из выступления Президента страны на итоговом заседании правительства в январе текущего года, Узбекистан до 2020 года снизит объем производства и государственных закупок хлопка-сырца с 3 миллионов 350 тысяч тонн до 3 миллионов тонн.
За счет сокращения производства хлопка-сырца на 350 тысяч тонн высвобождается порядка 170,5 тысячи гектаров поливных земель с низким бонитетом, засоленных, а также земель в предгорных зонах, непригодных для возделывания хлопчатника.
На посевных площадях, освобождаемых из-под хлопчатника, в первую очередь будут высеиваться овощные культуры, в том числе картофель, кормовые, масленичные культуры, создаваться сады и виноградники. В результате оптимизации посевных площадей и внедрения современных Агротехнологий к 2020 году предусматривается увеличить объем производства овощей – на 30%, плодов и винограда – на 21,5%. Напомним, что после проведения в 2014 году в Ташкенте международной конференции по продовольствию было принято распоряжение Президента страны Узбекистан от 01.07.2014 г. «О мерах по реализации практических результатов Международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане».
Намечалась в 2015-2023 годах реализация ряда инвестиционных проектов в сфере производства и переработки плодоовощной продукции с участием заемных средств международных финансовых институтов на общую сумму более $1 млрд долл. США.Предполагалось привлечь $300 млн кредитов Всемирного банка, $ 280 млн - Японского агентства международного сотрудничества, $250 млн - Азиатского банка развития, $ 200 млн - Исламского банка развития.
Цель проекта — внедрение интенсивных, высокоурожайных сортов в условиях Узбекистана, создание и районирование высокоурожайных и устойчивых к болезням сортов и ряд других мероприятий. Особая роль отведена борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, а также обучению и оказанию консультационных услуг фермерским и дехканским хозяйствам и др.
Основные направления освоения кредитных средств международных финансовых институтов - создание интенсивных садов и овощеводства (семена и саженцы, внедрение капельного орошения и обеспечение соответствующим оборудованием). На эти цели предполагалось направить $ 140 млн, на создание теплиц - $ 150 млн.
На создание инфраструктуры по хранению продукции (холодильники), намечалось потратить $260 млн, переработки и упаковки плодоовощной продукции — $70 млн, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования — $210 млн.
В настоящее время, по официальным данным, в Узбекистане насчитывается 24730 хозяйств, специализированных на садоводстве и виноградарстве со средним размером земельного участка 6,8 га.
В Ферганской (4647), Наманганской (3049) и Андижанской (2443) областях работают в общей сложности 10139 фермеров данного направления (около 41% к общему количеству).
В первую пятерку по производственному потенциалу входят также Ташкентская область, где на садоводстве и виноградарстве специализируются 3437 фермерских хозяйств и Самаркандская - 2522 фермера.
В республике действуют 3655 овощеводческих и бахчеводческих фермерских хозяйств со средним размером земельного надела 8,1 гектара. Расклад сил на этом рынке выглядит таким образом: в Кашкадарьинской области насчитывается 726. Ферганской – 672, Андижанской – 509, Самаркандской – 428, Джизакской - 419 фермерских хозяйств. На эти регионы приходится более 75% фермеров, специализирующихся на овощеводстве и бахчеводстве.
Таким образом, региональное прогнозирование как метод снижения рисков, вызванных неопределённостью, позволяет узнать наиболее вероятное состояние регионов в будущем и даёт возможность оценки ближайших и отдалённых последствий принимаемых решений.
Литература:
- Николаева Л., Черная И. Экономическая теория. Учебник. - Москва: Изд. Книжный дом, Экоперспектива, 2009. - 637 с.
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Москва 2003. — 584 с.
- Доклад президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященный итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год.
- Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы: Учебное пособие / В. Г. Глушкова, И. Н. Ильина, Д. Е. Палилов и др.; Под общ. ред. В.Г.Глушковой, Ю.А.Симагина. - М.: КноРус, 2012 ЭБС Book.ru
- Региональная экономика: Учебник для вузов (Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б., Шишов С.С.)
- Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2012. – 464 с.