Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.10.2016

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Н. Н. Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку / Н. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 732-735. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34280/ (дата обращения: 24.11.2024).



Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития самооценки ребёнка. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Рассматривали такие проблемные формы межличностных отношений как:

  1. Агрессивные дети. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Агрессивное поведение дошкольников принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника (дурак, идиот, жиртрест), драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Подобное поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

  1. Обидчивые дети. Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто.

Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до трех-четырех лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер — малыши не «застревают» на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.

Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, неуважительное отношение со стороны других — дразнилки, успех и превосходство других, отсутствие похвалы).

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя

  1. Демонстративные дети. Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность.

Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я. Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса.

Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания. Как правило, такие дети стремятся, во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков.

Проведено исследования влияния проблемных форм межличностных взаимоотношений старших дошкольников на их самооценку проводилось на базе МБДОУ города Тулуна «Центр развития ребенка — детский сад «Гармония», в период с 1 апреля по 28 апреля 2016г. В исследовании принимали участие старшие дошкольники в возрасте (от 5–7 лет) в количестве 45 человек (из них 24 девочки и 21 мальчик).

Методики исследования:

  1. Методика Рене Жиля предназначается для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими;
  2. Методика «Какой Я?» методика предназначается для определения самооценки у старших дошкольником разработана Р. С. Немов;
  3. Тест «Лесенка» (тест «Десять ступенек»), авторы теста Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн, предназначается для определения самооценки;
  4. Опросник «Проблемные формы межличностных отношений».

Предполагается, что дети с различными проблемными формами межличностных взаимоотношений, имеют различную самооценку.

Результаты по проведенной работе представим в гистограммах, где будем сравнивать проблемные формы межличностных взаимоотношений старших дошкольников уровнем самооценкой

Рис. 1. Соотношение уровня самооценки с проблемными формами межличностных взаимоотношений

Из гистограммы видим, что в сравнении с другими проблемными формами межличностного отношения у агрессивных детей самая низкая самооценка, так же это доказывает методика Рене Жиля, видно, что и уровень взаимоотношений со сверстниками тоже низкий. Средняя самооценка у демонстративных детей и выше средней у обидчивых детей.

Делая выводы можно сказать, что дети с высокой адекватной самооценкой, лучше находят контакт со сверстниками и взрослыми, высокая самооценка становится неотъемлемым качеством хороших, партнерских взаимоотношений со сверстниками.

Уровень самооценки ребенка может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, через взаимоотношения со сверстниками с родителями значимыми взрослыми.

Проведенные исследования соотношение уровня самооценки с проблемными формами межличностных взаимоотношений старших дошкольников показываю, что у детей с разными проблемным формами поведения разный уровень самооценки. У агрессивных детей самооценка ниже среднего у детей с обидчивых она выше среднего, а у демонстративных она средняя, так же можно сказать что уровень их межличностного отношения как показал на методика Рене Жиля соответствует с уровнем самооценки. Чем выше адекватная самооценка, тем лучше дети находят контакт со сверстниками и взрослыми, высокая самооценка становится неотъемлемым качеством хороших, партнерских взаимоотношений со сверстниками.Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, через взаимоотношения со сверстниками.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на первых этапах становления личности представляется важным потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в неблагоприятных условиях, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками, в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, детский сад, дошкольный возраст, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, личностное развитие, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, уровень самооценки.


Похожие статьи

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Гендерные особенности взаимоотношения старшеклассников с социальным окружением

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Актуальность развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Похожие статьи

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Гендерные особенности взаимоотношения старшеклассников с социальным окружением

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Формирование оценочного отношения у дошкольников на занятиях музыки

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Актуальность развития временной компетентности личности у студентов педагогического вуза

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Задать вопрос