Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным становится внедрение проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Реализуя проектную деятельность в начальной школе, мы используем активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений школьников, входящих в структуру «Мыслительной компетенции» и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, мы акцентируем внимание на следующих идеях:
– Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
– Проектная деятельность является путём познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
– Проектная деятельность — неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.
– Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
На начальном этапе овладения проектной деятельностью целевой установкой является через систему или набор заданий целенаправленно стимулировать систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Формирование основных общеучебных навыков учащихся, знакомство с основными понятиями, определяющими сущность проектной деятельности. Данные задачи начинают решаться при обучении работе с информационными источниками и информацией в курсе обучения грамоте, письма, окружающего мира и математики, во внеурочной деятельности.
На подготовительном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Учащиеся получают информацию от учителя, через информационные карты, учатся работать самостоятельно с различными источниками информации (словари, справочники, дополнительная литература). Добытая детьми информация, на интересующий их вопрос, рассматривается в процессе беседы или дискуссии на уроке (в течение 10–15 минут).
Отвечая на эти вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать, систематизировать, классифицировать, обобщать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего и окружающего мира.
Усвоение основных терминов и понятий, составляющие проектной деятельности, формирование информированности за счет расширения кругозора учащихся, способности ориентироваться в вопросах, касающихся окружающего мира учащегося и содержания учебного материала происходит на основном этапе овладения проектной деятельностью. Содержание школьного курса 2–3 класса обеспечивает возможность формировать исследовательские способности школьников, предполагающую их способность объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира. На экстенсивном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требует развития понимания и установления связей, ассоциаций. Отвечая в своих сообщениях на эти вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.
Интенсивный этап предполагает изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрируют учащиеся в ходе проектной деятельности. Подразумевающих использование ими способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и её разрешение, которое должно завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом. Завершение одной задачи для творческого, любознательного, инициативного человека — не окончание работы, а лишь начало новой. Мы готовим детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем. Поэтому на интенсивном этапе необходимо приучать детей к вопросам: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его компетентностей, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению.
Работа над индивидуальными проектами осуществляется после рассмотрения вопросов на уроке в программном материале, что позволит наиболее полно и эффективно реализовать внутрипредметные и межпредметные связи при повторении и обобщении знаний на завершающем этапе начальной школы.
Важным является то, что проектная деятельность на наших уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения и в течение одного учебного дня можно одновременно изучать темы нескольких предметов, объединенных одним проектом. Например, проект «Лента времени», начатый на уроке математики в теме «Единицы времени», находит продолжение на уроке литературного чтения в теме «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», а затем на уроке окружающего мира при изучении исторических событий, связанных с войной 1812 года
На пропедевтическом этапе использую на уроке краткосрочный по времени (10–15 минут) учебный проект — совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Проект «Малые букварные таблицы» в период обучения грамоте дают повод для обучения видеть проблему, выработки умения задавать вопросы, ведущие к постановке цели и шагов (задач) для решения этой проблемы. Экстенсивный этап методической системы предусматривает кроме небольших сообщений и описаний наблюдений, учебные проекты такие как «Лента времени», «Королевство частей речи», направленные на формирование умений анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы. Результаты работы над этими проектами могут быть использованы при выполнении исследовательской работы во внеурочное время.
В ходе этой работы мы пришли к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
- Выбор темы.
- Сбор сведений.
- Выбор проектов.
- Реализация проектов.
- Презентация.
- Самооценка процесса и результата деятельности.
Примерами проектов, созданных с учащимися могут служить:
– Творческий проект «Математическая сказка»
– Исследовательский проект «Влияние школьного ранца на формирование осанки»
– Конструктивный проект «Кот Матвей»
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Поэтому, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
Литература:
- Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. № 2. С.108–115.
- Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. № 4. С. 21–27.
- Девяткина Г. В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. № 4. С. 121–126.
- Монахова Л. Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. № 1. С. 45.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е. С. Полат — М., 2000
- Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998. 144 с.