Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС
Автор: Цылева Татьяна Вениаминовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 28.10.2014
Статья просмотрена: 1827 раз
Библиографическое описание:
Цылева, Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС / Т. В. Цылева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 44-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6444/ (дата обращения: 21.11.2024).
В данной статье раскрывается процесс моей педагогической системы личностного развития ребёнка в условиях реализации ФГОС через деятельностные и компетентностные подходы к образовательному процессу, направленные на метапредметные и предметные результаты.
1. Актуализация проблемы, соответствующей возрастной группе участников проекта.
Наверно, каждый из учителей ставил перед собой вопрос «Что значит развивать ребенка?»
Как выстроить свой процесс обучения и воспитания на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы развитие было видно и ученику, и учителю, и родителю.
Целью моей педагогической системы, как и многих других учителей XXI века является личностное развитие ребенка.
Задачи:
- Формировать ключевые компетенции у учащихся через интеграцию творческих занятии и учебно-воспитательного процесса.
- Создать условия для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрыть интеллектуальные и творческие возможности личности ребенка через освоение фундаментальных основ начального образования.
А как развивать личность ребенка? Для себя, как учителя начальных классов, я определила: развитие личностной зрелости. А что она в себя включает?
Интеллектуальную зрелость — умение решать учебные, жизненные, ситуативные проблемы — это овладение универсальными учебными действиями в процессе обучения.
Эмоциональная зрелость — умение управлять своими эмоциями.
Социальная зрелость — умение выстраивать отношения со своими одноклассниками, родителями, обществом.
Духовная зрелость — умение быть таким, как мой герой.
Современный школьник, даже самый маленький, уже много знает о мире из разных источников: телевидение, разговоры взрослых и сверстников, книг, интернет и т. д. Информация разнокачественная, отрывочная, противоречивая. Но из неё соткан образ мира, в котором он живет. А школьные знания, организованные учебной программой, накладываются на этот первозданный информационный хаос, не сливаясь и не противореча. Поэтому современный учитель должен научить ребенка грамотно интерпретировать интересующего его информацию. И организовать непрерывность и целостность образовательного процесса на всех предметах и на протяжении всех лет обучения в школе.
Эта идея лежит в основе модели проектной деятельности. Именно такая просвещенная, то есть — образованная личность нужна сегодняшней России, которая только при этом условий может стать демократичной страной, гражданским обществом, обладающим развитым самосознанием, способным управлять собственной судьбой.
Уже несколько лет в своей работе я использую технологию проектной деятельности, именно эта технология, на мой взгляд, подходит для новой ступени образования по ФГОС.
Концепция моей педагогической системы основана на интеграции учебного календарно-тематического планирования и планирования проектной деятельности. И определяется параметрами результативности овладения учащимися компетентностей: информационными, исследовательскими, социальными, коммуникативными и личностными.
Определяется конечный прогнозируемый результат: что обучающиеся будут знать, что будут уметь, и что будут воспитывать в себе.
Данная технология проектной деятельности удачно вписывается в новые стандарты обучения. И вся деятельность у младших школьников в игровой форме, соответствующей их возрастному синкретизму. Именно в процессе игры у ребенка развивается эмоциональное мышление и вживание в роль.
Те знания, которые дети получают на уроках, обогащаются знаниями, полученными с уроков проектной деятельности, и постепенно к концу года ученик получает хороший результат.
2. Краткая характеристика поэтапной работы над проектом.
Педагогическая цель обучения становится не процесс, а достижение учащимися определённых результатов. В процессе оценивания включается рефлексия, сбор портфолио, наблюдения за деятельностью учащимися. Меняются формы и методы организации занятии — обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траектории, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся, и личной ответственности за принятие решений.
С этой целью учащиеся в начальной школе на занятиях осваивают невербальный язык общения, научный язык, язык природных стихии, искусства. Освоение материала идёт в игровой методике, соответствующей возрастному восприятию.
Именно здесь учащиеся становятся компетентными выпускниками на первой ступени школы. Они знают выше программного материала, умеют использовать программный материал для создания своего продукта деятельности, ориентированы на принятие социальных норм. Развитие учащихся идёт через умственную и творческую деятельность, учитель фиксирует и развивает ситуацию успеха. Отсюда у ребёнка формируется положительная самооценка, что обеспечивает психологический комфорт.
Учитель организует учебную деятельность учащихся, учит детей анализировать информацию, применять на практике и в творчестве свои научные знания.
Содержание программы включает в себя этапы её реализации:
- I этап — Введение в программу.
Процесс интеллектуального развития через познания научного материала, интеграция с учебной деятельностью. Содержит в себе планируемые результаты познавательной деятельности, личностные результаты, регулятивные действия, коммуникативную деятельность.
На первом этапе отслеживаем индивидуальные особенности ребенка (память, мышление, интеллект, речь, интересы, способности)
- II этап — Углубление в программу.
Процесс логического мышления через исследовательскую деятельность, отслеживается уровень сформированности информационных компетентностей. Также включает в себя предметные и метапредметные результаты учебных действий. Через различные формы организации деятельности, учащиеся представляют конечный продукт реализации данного этапа.
- IIIэтап — Творческая деятельность в реализации программы.
Процесс формирования качеств в конкурентно — способной личности.
На данном этапе отслеживается уровень сформированности личностных качеств. Представляется конечный продукт реализации учащихся через торжественную презентацию. Дается форма оценки личностного роста.
Темы для проектной деятельности выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса и на определенный срок. За учебный год бывает по 2–3 темы проектов. Затем определяется содержание нашей деятельности на уроках и вне урока.
Наша цель — оптимизация процесса обучения на основе активной познавательной и творческой деятельности учащихся.
В содержание нашей творческой деятельности входит:
- исследовательская деятельность, которая формирует интеллектуальную зрелость;
- практическая зрелость, которая формирует творческую, духовную, эмоциональную зрелость;
- самостоятельная деятельность, которая формирует социальную зрелость.
Определяются этапы работы над проектом:
1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
4. Обсуждение проекта с музыкальным руководителем.
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
6. Работа по плану с детьми, родителями.
7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
8. Презентация проекта.
Я предлагаю рассмотреть модель интегрированного образовательного процесса в реализации на творческом проекте «Тайны материков Земли». Эта модель позволяет развивать целостную картину мира у ребенка об окружающем мире.
Практическое применение продукта проектной деятельности по данной теме.
В ходе исследовательской деятельности дети изучали научно-популярную литературу о природных особенностях материков. Узнавали интересные факты из жизни растений и животных. Проанализировали климатические особенности природных зон. Осуществили информационный поиск материалов по теме «Тайны материков Земли».
В ходе практической деятельности учащиеся совместно с учителем подготовили сценарий творческого проекта. Вместе с родителями придумали и создали костюмы и декорации для оформления театрализации.
Организовали выставку макетов «Природные зоны планеты».
Подготовили выставку рисунков на тему «Обитатели Австралии», «Необычные растения», «Чудеса животного мира».
Участвовали в театрализации постановки «Заходи в Зеленый мир».
В результате групповой самостоятельной деятельности создали выставку рисунков, книг.
Отрабатывали невербальный язык общения жестов, мимики, работали над образами.
В результате парной и индивидуальной деятельности подготовили устные выступления, создали макеты природных зон.
А в результате индивидуальной деятельности создали мини-проекты, приготовили костюмы.
Таким образом, осуществлялось развитие творческой активности учащихся, самостоятельности и самооценки у некоторых учащихся.
В день презентации проекта аудитория оформлена выставками рисунков, макетов, поделок. Приглашаются и учителя, и родители.
Представляю технологию работы над проектом и использование форм, методов и приемов во время его подготовки.
Формы, приемы и методы творческой деятельности |
|
Мотивация деятельности через беседу |
Приглашение детей в путешествие по океану Знаний. Дети выдвигают проблему, что чудеса и тайны природы окружают нас, надо только их внимательно рассмотреть. |
Работа с книгой (изучение, анализ информации, поиск материалов) |
Все свои наблюдения записываем в дневники наблюдений, создаем карты материков. |
Игровая деятельность соответствующая возрастным особенностям |
Изучаем невербальный язык общения (изобразить животное «Угадай, какое животное я изображаю?») |
Игровая деятельность |
Игра-викторина, игра-лото «Распредели животных по месту их обитания», игра «Морской бой». |
Распределение ролей в проекте |
Выбор учащимися ролей в проекте |
Вживание в роль |
Постановка мини-спектакля «Заходи в зеленый мир» Театрализация сценки «Встреча белого медведя и пингвина» |
Театрализация сценки |
Изучение языка «пятой стихии» — искусство (танец, музыка, театр). |
Оформление детских портфолио, брошюр, организация выставок макетов, поделок, рисунков, компьютерная презентация |
Подготовка индивидуальных мини-проектов, мини-выступления, создают материальный продукт (макеты, поделки, аппликации) |
Через все предметы учебного плана будет проходить «красной нитью» тема проекта.
Тема проекта «Тайны материков Земли».
Межпредметная интеграция с уроками учебного плана:
- Чтение «Поэтическая тетрадь»
- Окружающий мир «Животный и растительный мир материков»
- Русский язык (изложения, сочинения о растениях и животных)
- Математика (текстовые задачи о животных)
- Рисование («Краски природы»)
- Технология (учащиеся овладевают пластилинописью, чувствуют форму животного, осуществляют творческий подход к продукту деятельности.)
- Музыка (аудиозаписи «Звуки природы», и «Звуки леса»)
Прогнозируемый результат:
- Обучающиеся будут знать:
- Некоторые особенности природных зон планеты.
- Климатические особенности природных зон.
- Интересные факты из жизни растений и животных.
- Правила работы с книгой и интернетом.
- Способы художественного оформления материалов по теме.
- Обучающиеся будут уметь:
- Ориентироваться по карте, находить материки.
- Создавая макеты, выбирать подходящий материал.
- Подмечать и передавать отличительные особенности персонажей с помощью жестов, позы, мимики
- Работать с книгой самостоятельно в библиотеке.
- Осуществлять информационный поиск материалов по теме, используя литературу разных видов и интернет.
- Обучающиеся будут воспитывать в себе:
- Самостоятельность в принятии решений
- Активность в достижении конечного результата
- Ответственность за качество проделанной работы.
- Самокритичность.
- Бережливость в отношении книги.
- Умение планировать свою деятельность.
- Творческий подход к продукту деятельности
Содержание работы над проектом:
Исследовательской деятельности:
- Изучали научно — популярную литературу о природных особенностях материков.
- Узнали интересные факты из жизни растений и животных.
- Проанализировали климатические особенности природных зон.
- Осуществляли информационный поиск материалов по теме «Тайны материков Земли».
Практической деятельности:
- Подготовили сценарий творческого проекта.
- Придумали и создали костюмы и декорации для оформления театрализаций аудитории.
- Организовали выставку макетов «Природные зоны планеты».
- Подготовили выставку рисунков по темам «Обитатели Австралии», «Необычные растения», «Чудо-деревья», «Чудеса животного мира».
- Участвовали в театрализации постановки «Заходи в зелёный мир».
Самостоятельной деятельности:
- В результате групповой деятельности создали выставку книг, рисунков, декорации, отрабатывали мимику, жесты.
- В результате парной деятельности подготовили устные выступления, макеты природных зон, работали над образами.
- В результате индивидуальной деятельности создали костюмы, мини-проекты, произошло развитие творческой активности, самостоятельности и самооценки у некоторых учащихся.
Я, как учитель, на протяжении проекта отслеживаю уровень развития ребенка на каждом уроке по отношению к самому себе. Что он должен узнать на данный момент, и чего он должен достичь.
№ |
Ф.И. учащихся |
Коммуникативные компетенции |
Информационные компетенции |
Исследовательские компетенции |
Личностные компетенции |
||||||
Умение работать в группе |
Выполнение ролей (лидер, исполнитель участник) |
Умение добывать информацию |
Умение обрабатывать информацию |
Умение применять информацию |
Умение выдвинуть проблему |
Умение обосновать проблему |
Создать конечный результат |
Активность (творческая и познавательная) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты сформированности социально-значимых компетенций обучающихся (Входной мониторинг):
По окончании проекта составляется анализ диагностических данных входного, промежуточного и итогового мониторинга учащихся.
Отслеживаются результаты личностного роста в исследовательской деятельности, практической и саморазвития. Для этого мне помогают критерии–компетенции: исследовательские, информационные, коммуникативные, личностные.
На презентации учащиеся представляют свой продукт деятельности — творческие портфолио. Это очень интересные, богатые иллюстрациями работы, научные статьи, рефераты, доклады, брошюры и т. д. За каждую выполненную работу ученик получает оценочный балл по учебному предмету.
Практическая деятельность.
Создали индивидуальный проект:
54 % — мини-выступления к проекту.
71 % — материальный продукт.
Создали групповой проект:
Саморазвитие ребёнка:
Анкета участника проектной деятельности.
Фамилия_______________________________________________________
Имя __________________________________________________________
Класс _________________________________________________________
Тема проекта___________________________________________________
1) Практический результат проекта (продукт)
- реферат
- брошюра
- модель
- театрализованное представление
- доклад
- другое
2) Ответь на вопросы (ответ обозначь в таблице):
- какие умения тебе помогли в работе над проектом?
- чему ты научился, работая над проектом?
- чему тебе еще надо учиться?
Умения |
Умел |
Научился |
Надо учиться |
Умение выделять существенное, главное |
|
|
|
Умение анализировать, сравнивать |
|
|
|
Умение обобщать, делать выводы |
|
|
|
Умение воображать, создавать, моделировать |
|
|
|
Умение планировать и организовывать работу |
|
|
|
Умение формулировать научную гипотезу и цель работы |
|
|
|
3) Определи степень самостоятельности и творческой активности:
Этап |
Консультации учителя |
Совместная работа с учителем |
Помощь родителей |
Помощь другого лица |
Самостоятельная работа |
Выбор темы проекта |
|
|
|
|
|
Формулировка гипотез и целей |
|
|
|
|
|
Выбор источников информации |
|
|
|
|
|
Поиск информации |
|
|
|
|
|
Обобщение и систематизация материала |
|
|
|
|
|
Оформление работы |
|
|
|
|
|
Подготовка презентации |
|
|
|
|
|
Защита проекта, выступление |
|
|
|
|
|
4. Определи, какой этап работы был для тебя:
- самым сложным;
- самым важным;
- самым интересным;
- самым неинтересным;
Этапы |
Самый сложный |
Самый важный |
Самый интересный |
Неинтересный |
Выбор темы проекта |
|
|
|
|
Формулировка гипотез и целей |
|
|
|
|
Выбор источников информации |
|
|
|
|
Поиск информации |
|
|
|
|
Обобщение и систематизация материала |
|
|
|
|
Оформление работы |
|
|
|
|
Подготовка презентации |
|
|
|
|
Защита проекта, выступление |
|
|
|
|
5. Испытывал ли ты, работая над проектом:
- перегрузки, напряжение;
- тревожность;
- дефицит времени;
- радость творчества;
- интерес от открытия новых знаний?
6. Значение проектной работы для тебя:
- возможность творческого самовыражения;
- эмоциональная удовлетворенность
- получение дополнительной оценки по предмету;
- подготовка к будущей профессии;
- потребность в общении;
- желание стать более активным;
- желание стать лидером
На мой взгляд, модель технологии проектной деятельности несет в себе эволюционный путь изменений в учебном процессе. И новые образовательные стандарты позволяют безошибочно включать данную технологию в свой процесс.
Не нужно ничего ломать, нужно только вдумчиво отнестись к тому, что происходит с ребенком в современном информационном пространстве, вписать в это пространство школьный образовательный процесс, организовать заданный стандартом объем предметной информации в целостный, открытый образ мира и человека в нем.
Литература:
1. Концепция «Новая школа Росси: культуротворческая модель». Автор профессор, доктор философских наук, член корреспондент РАО Санкт-Петербургского педагогического университета им. А. Герцена А. П. Валицкая.
2. Основная образовательная программа начального общего образования «Школа России» муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея № 76
Похожие статьи
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД
Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС
В современном образовательном процессе всё более популярным становится применение в обучении таких приемов и способов, которые формируют умения лично добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения...
Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций
В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...
Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста
В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...
Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий
Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...
Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении
В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...
Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов
В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...
Похожие статьи
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД
Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС
В современном образовательном процессе всё более популярным становится применение в обучении таких приемов и способов, которые формируют умения лично добывать новые знания, собирать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения...
Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций
В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...
Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста
В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...
Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий
Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...
Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении
В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...
Методы обучения, направленные на формирование и развитие педагогического мастерства студентов
В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...