Статья посвящена инвестиционно-инновационным проектам в ракетно-космической отрасли (РКО), так как они обладают рядом особенностей по сравнению с проектами в других отраслях. Во-первых, в них велика инновационная составляющая, обусловленная необходимостью решения вновь возникших научно-технических задач, разработки и внедрения соответствующих новшеств. Как следствие, большую роль играют инновационные риски. Во-вторых, проекты по созданию ракетно-космической технике (РКТ) требуют для своей реализации значительных объемов ресурсного обеспечения, финансовых ресурсов и времени. То есть данные проекты имеют как черты классических инновационных проектов, так и одновременно черты классических инвестиционных проектов. Поэтому такие проекты естественно называть инвестиционно-инновационными. Синергетическая составляющая инвестиций и инноваций раскрыта в работе широко применяется в Российской федерации.
- Введение
Актуальность обуславливается тем, что для определения целесообразности проведения инвестиционно-инновационного проекта, а также при использовании, объектов, принадлежащих Российской федерации и вовлечение федеральных денежных средств в федеральных предприятиях проводится оценка инвестиций, которая показывает эффективность использования имущества и денежных средств, а также может повысить эффективность управления бизнес процессов, систем оперативно-календарного планирования производства диспетчеризации и др. элементов предприятия.
Актуальность темы проводится в рамках подготовки обоснования экономической целесообразности, того или иного инновационного проекта, а также прогнозирования развития экономической ситуации в рамках проекта и во многом связано с прогнозированием основных показателей предприятия и предприятий интегрированной структуры.
- Проблемы инвестиционно-инновационных проектов вРКО
Каждое государство борется за лидерство и мировое превосходство. Одним из важнейших направлений, дающее экономическое превосходство и лидерство, является Космос.
Также стоит отметить, что успешность в космосе дает развитие Российской Федерации, да и всей мировой экономике в таких аспектах как технологии, наука, экономика и др.
Господин Фионов А. С. в своей диссертационной работе «Разработка механизма и технологий управления проектами конверсии на предприятиях РКО» отмечает, что коммерциализация космоса была начата еще в 90-х годах, когда информационно-космические услуги стали очень востребованы, в связи с этим проводились конверсионные коммерческие запуски ракетоносителя Протон, и соответственно появилась острая необходимость в качественной наземной инфраструктуре, бортовой аппаратуре, программном обеспечении для пользователей космических услуг, а также системы для запуска космических аппаратов на орбиту [1].
Помимо этого, в его работе отмечается стагнация инноваций в РКО из-за увеличения сроков эксплуатации космических аппаратов, и достаточно дорогими средствами выведений полезных спутников на орбиту, отсутствием в настоящее время альтернатив [1].
В международном масштабе сформировалась сильная конкуренция между разработчиками космических аппаратов, средств выведения на орбиту и производителями — это заставляет повысить эффективность в организациях РКО путем создания специальных требований к процессам производства и эксплуатации ракетно-космических комплексов [1].
Господин Орлов А. И. в статье «Организационно-экономическое обеспечение инновационной деятельности в ракетно-космической отрасти» отмечает, что результаты деятельности космической отрасли, впрочем, как и других крупных инновационных отраслей, к примеру атомный проект, стимулируют развитие других отраслей народного хозяйства используя новые материалы и технологии. Другие отрасти хозяйства часто используют и побочный эффект от космической отрасти — неудачные изделия и конструкции. Прямим по внимание, что РКО работает, как правило, на государственном заказе, а следовательно, организуется в основном государством и действует в государственных интересах [2].
Проекты РКО носят характер как инвестиционного проекта, так и инновационного проекта, т. е. используют значительный объем ресурсов, времени, научных знаний, денежных средств. Поэтому их в большинстве случаев называют инвестиционно-инновационными проектами [2].
Длительность проектов в РКО очень велика десятки лет, поэтому следует рассмотреть «частные» (вспомогательные, второстепенных) проекты в несколько лет или в районе десятка лет. Такой подход, предоставит возможность приложить затраты по Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и Научно-исследовательские работы (НИР) на «базовые» проекты, финансируемые по государственному заказу и уменьшит затраты «второстепенных» проектов. Примером такого мероприятия может служить строительство инфраструктуры (к примеру строительство дорожной сети), позволит «вспомогательным» проектам использовать ее, к примеру сфера услуг, почтовая связь, медицинское обслуживание быть более рентабельной. Таким образом «вспомогательные» проекты могут оказаться значительно высокорентабельными, их эффективность может в результате превосходить «базовый» проект [2].
В работе Орлова А. И. отмечается, что разбивая масштабный инвестиционно-инновационный проект на частные и базовые «проекты», а далее обобщать NPV по этим проектам, возможно рассматривать дисконтирование как функцию времени. Далее получается, что дисконтирование в разные годы может быть в разных диапазонах, а используя статистические методы, можно рассчитать интервал чистой текущей стоимости [2].
- Рекомендации по инвестиционно-инновационным проектам
В свете вышесказанного можно рекомендовать следующее при оценке эффективности инвестиционных проектоввракетно-космической отрасли РКО (а также и в других высокотехнологичных отраслях народного хозяйства).
- В РКО и в других отраслях рекомендуется использовать выше представленную методологию, как статические методы, так и динамические. Так как РКО работает, как правило, на государственном заказе, она может не всегда корректно, но необходима для объективности картины.
- При рассмотрении, принятии решения о целесообразности и оценки проекта в РКО стоит учитывать Социальные, институциональные, технические и экологические факторы.
- В связи со сложностью расчетов и реализации инвестиционно-инновационного проекта в РКО, необходимо формировать отдельные подразделения (центры, отделы, дочерние предприятия) для обеспечения проекта (подготовки бизнес планов, проведения исследований, экспертизы и технической реализации).
- Следует разделять инвестиционно-инновационные проекты на «базовые» и «второстепенные» (вспомогательные), тем самым проводя коррекции ставок дисконтирования и чистой текущей стоимостью.
- При строительных инвестиционно-инновационных проектах в РКО (к примеру промышленных объектов) необходимо учитывать возможность двойного назначения объекта (как для военных целей, так и для гражданских целей). Примером такого может стать изначально военная система «ГЛОНАСС», которая в настоящее время используется в интересах сельского хозяйства, транспорта и т. д., и соответственно предприятия, изготавливающие оборудование для системы «ГЛОНАСС», изготавливают как гражданские элементы системы, так и военные.
- При оценке эффективности инвестиционно-инновационных проектов РКО необходимо учитывать фактор «локомотивности» проекта, проект может задействовать несколько отраслей, и соответственно дать им возможность развития. Примером такого может стать строительство олимпийского Сочи, где было задействовано огромное количество проектных бюро, металлургическая, транспортная, электрическая и другие отрасли.
- Оценка и принятие решения об инвестиционно-инновационных проекте в РКО, да и в других отраслях основывается как на формальных, так и неформальных методах. Имея некоторые оценки, полученные формальным методом, пусть даже в известной степени условные, легче принять окончательное решение. Стоит отметить, что какого-то универсального метода, приемлемого для всех случаев не существует, и управление, оценка и принятие решения, скорее всего, искусство, чем наука, хотя в ней много научного. [3].
Литература:
- Фионов А. С. Разработка механизма и технологий управления проектами конверсии на предприятиях ракетно-космической отрасли: канд. дисс. — Москва: МГТУ имени Н. Э. Баумана, URL: http://www.bmstu.ru/dissertation/content/files/56/dissertation.pdf (дата обращения: 7.10.2016).
- Орлов А. И. Организационно-экономическое обеспечение инновационной деятельности в ракетно-космической отрасти. Научный журнал КубГАУ,- 2014.- № 102(08) — URL: http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/005.pdf (дата обращения:7.10.2016).
- Кравченко Н. А. Инвестиционный анализ. — М.: Дело, 2007- 264 с.