Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде среднего профессионального учебного заведения. А так же в статье рассматривается отдельно дидактические, социально-психологические, профессиональные, психофизиологические трудности адаптации.
Ключевые слова: адаптация, первокурсник, среднее профессиональное образование, студент, трудности, студенческий коллектив
Бывшие школьники, которые поступают для обучения в учреждения среднего профессионального образования, еще находятся на пути к самоопределению. Умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее зависит от того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вступление в социальную среду, но для этого должны быть преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков. На основе этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.
Трудности адаптации — это трудности, которые испытывает студент при организации учебно-воспитательного процесса.
При успешной адаптации студент должен войти:
‒ в новую социальную среду;
‒ в учебно-познавательный процесс;
‒ в новую систему взаимоотношений между сокурсниками, старшекурсниками и педагогами.
Адаптация — это необходимое условие успешной дальнейшей деятельности, уверенность в своих силах, предпосылка активной деятельности.
Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой и самим собой [2, с.1].
Проблема приспособления студентов-первокурсников к среде среднего профессионального учебного заведения решается путем создания оптимальных условий с учетом главных характеристик адаптационных процессов, за каждым из них стоят различные зоны трудностей, с которыми приходится сталкиваться студентам, и которые могут стать причинами дезадаптации.
Трудности в обучении делятся на: дидактические, социально-психологические, профессиональные, психофизиологические.
Дидактические трудности основываются на неумении студента в начале обучения правильно и оптимально для себя сорганизовать учебную деятельность. Так как школьная программа отличается формами обучения и методами преподавания. А большой объем самостоятельной работы, может привести к не желанию учиться, и поэтому к снижению успеваемости.
Исследуя аспект психологического приспособления к специфике обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении Бирюкова М. А., выявила психологическую неподготовленность выпускника средней школы к новой учебной деятельности и сложность учебного материала по ряду предметов [1, с.159]. Студент-первокурсник начинает свою деятельность в новой педагогической системе, отличной по своим целям, задачам, требованиям, методам обучения от средней школы.
Первокурсникам средних профессиональных учреждений недостает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного усвоения программы. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Многими это дается очень тяжело. Из-за трудностей адаптации возникает и низкая успеваемость на первом курсе и низкий показатель по результатам сессии.
Социально-психологические трудности связаны с изменением социального статуса бывшего старшеклассника.
Первокурсники уже впервые недели обучения должен найти свое место в группе, но далеко не все студенты к концу первого курса становятся, удовлетворены своим социальным статусом.
Если студент, приехал обучаться из другого города или сельской местности, то ему приходится в кратчайшие сроки обустроить себе новый быт, привыкнуть к самостоятельности, научится отвечать за свои поступки, правильно распределять время… И при этом рядом могут отсутствовать родные и близкие люди, которые могли бы в этом помочь. А новые друзья и знакомые могут носить как положительное, так и отрицательное влияние.
Если старшеклассник проживал в сельской местности или небольшом городе, то выбор дальнейшего обучения может быть ограничен теми учебными заведениями, которые есть. И у подростка не всегда имеется мотивация получать ту специальность, которой обучают по месту жительства. Если же ехать обучаться в другой город, то может возникнуть другие проблемы: психологическая оторванность от дома, ухудшение условий проживания, отсутствие навыков самостоятельного ведения домашнего быта, новая социальная среда… А ведь первокурсникам суза бывает всего по 15–16 лет. И не всегда подростки в этом возрасте могут действовать по-взрослому и адекватно решать возникшие проблемы. Поэтому подростки и попадают под влияние социально негативных групп и приспособляются к вредным привычкам.
В сузах учат, в основном, на те специальности, которые разделяются на мужские и женские профессии. Приведем пример специальностей, которым обучают в СПО ННГУ им. Н. И. Лобачевского Арзамасский филиал. Специальности, где основную массу составляют молодые люди мужского пола: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Механизация сельского хозяйства»; «Организация перевозок и управление на транспорте». Специальности, где основную массу составляют девушки: «Дизайн», «Экономика и бухгалтерский аудит», «Налоги и налогообложение». Поэтому первокурсникам после разнополой школьной группы необходимо приспособиться взаимодействовать и общаться с группой своего пола.
Профессиональные трудности связаны с недостаточным пониманием специфики выбранной специальности и мотивации обучения.
В учреждения среднего профессионального обучения идут, в основном старшеклассники, которые испытывают трудности в школьном обучении, которые боятся идти в вузы, имеют низкие баллы ГИА и ЕГЭ, не стремятся получить дальнейшие знания, не выбрали себе профессию, но родители настаивают на приобретении хоть какой-нибудь специальности. В связи с этим состав первокурсников сузов испытывают трудности адаптации.
Еще одна трудность адаптации заключается в том, что получаемые профессии в сузах на данный момент являются недостаточно престижными в среде молодежи. В основном, это рабочие профессии: машинист, сварщик, повар, кондитер, столяр, штукатур, электросварщик, швея… Поэтому некоторые студенты учреждений среднего профессионального образования стремятся получить не профессиональные знания и в дальнейшем трудоустроится, а просто получить диплом и завершить обучение.
Все это вызывает отсутствие понимания важности обучения и изучения учебных дисциплин, частные пропуски занятий и не включенность в учебно-воспитательный процесс суза.
Психофизиологические трудности основываются на недостаточной сформированности некоторых профессионально важных психологических качеств молодежи.
Итак, сложная экономическая ситуация в стране, реформы в сфере образования, инфантилизация подрастающих поколений, приводят к тому, что профессиональный выбор выпускников школ в силу перечисленных, а также других причин делается не всегда осознанно. В систему среднего профессионального образования приходят подростки с негативным или апатичным отношением к своей будущей профессии, со слабой школьной подготовкой и профессиональной мотивацией. Случается, что и студенты, осознанно выбравшие свою будущую профессию, в начале обучения, испытывают разочарование в своем выборе. А неудовлетворение профессиональной учебной деятельностью является основным фактором дезадаптации.
Таким образом, мы приходим к заключению, что процесс адаптации к условиям среднего профессионального образования заключается в преодолении трудностей педагогического и психологического характера.
Несмотря на большое разнообразие определений адаптации, общими во всех них остаются следующие моменты:
‒ процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;
‒ это взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, рассогласованности между системами;
‒ основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой может варьировать в достаточно широких пределах;
‒ достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах [3, с.65].
К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате — у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации — это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход из которого, осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.
Литература:
1. Бирюкова М. В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения [Текст] / М. В. Бирюкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. № 12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. — 2008. — № 12 (88). — С. 158–162
2. Бочарникова Я. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. // http://festival.1september.ru/articles/582626/
3. Корепанова Е. В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент»: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Тамбов, 2003–239c.