Автор: Шаповал Ирина Григорьевна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 06.10.2016

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Шаповал И. Г. Семья и подростковое насилие // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 626-631.



Будущее общество формируется из тех подростков, которые живут, воспитываются, взрослеют сейчас. То, что видит подросток в семье, какое к нему отношение отображается на его поведении сейчас и в будущем.

Ключевые слова: подросток, воспитание, социализация, насилие, семейное насилие

Будущее каждого общества зависит от молодого поколения, которое живет, развивается, воспитывается сейчас.

Изучение жизнедеятельности молодежи и ее духовного мира никогда не теряет своей значимости, поскольку не только способствует формированию адекватного представления о современном состояния общества, но и предоставляет значительные прогностические возможности. Особый интерес в последнем плане представляют исследования подростковой когорты.

Следует отметить, что выделение подростков как отдельной, при этом наиболее значимой фазы в онтогенетическом развитии человека является устойчивым в возрастной и педагогической психологии, хотя ее пределы в работах разных авторов могут колебаться от 11 до 20 лет. Однако чаще всего подростковый возраст определяется по формальным критериям градации жизненного цикла человека и ассоциируется со средним школьным возрастом (11–15 лет).

Есть все основания считать, что современные украинские подростки, период социализации которых происходил в условиях кардинальной трансформации ее экономических, политико-идеологических и культурных основ, будут иметь существенные отличия от старших возрастных групп, в том числе и тех, кого охватывает номинация «молодежь». Ведь именно в подростковый период закладываются основы мировосприятия, ценностной системы, формируется общая направленность личности, определяются ее жизненные стратегии. Поэтому вступление современных украинских подростков во «взрослую» жизнь уже в ближайшем будущем может существенно изменить ситуацию в стране.

Следует добавить еще один аргумент в пользу необходимости пристального внимания к подростковой группе. Незавершенность процесса становления личности делает подростков податливыми к внешнему воздействию, позволяет агентам и институтам социализации корректировать их установки, сферу интересов, формы поведения и т. д. в соответствии с общественными ценностями, нормами, целями развития.

Среди немногих работ, полностью посвященных изучению подростковой молодежи, обращает внимание монография социологов Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина «Подросток в большом городе: факторы и механизмы социализации» (под ред. Л. Сокурянской), где на основании результатов проведенного в 1998–1999 годах исследования подробно анализируются ценностные ориентации и жизненные установки, зрительские и читательские предпочтения, направленность интересов в сфере свободного времени и его использования, распространенность актов агрессии и девиаций в подростковой среде и тому подобное. Анализируя роль таких субъектов и агентов социализации, как семья, образование, круг сверстников, средства массовой информации, в частности телевидение, авторы акцентируют свое внимание на актуальных проблемах подрастающего поколения в условиях нестабильного украинского социума.

Можно назвать еще ряд публикаций, где освещаются главным образом отдельные аспекты жизнедеятельности и духовного мира подростков: их ценностные ориентации и жизненные стратегии, противоречия процесса социализации (Т. Ковалевой в соавторстве с С. Степановым, В. Магун в соавторстве с А. Литвинцева, С. Селивановой, И. Шурыгина; культурное потребление (С. Цимбаленко в соавторстве с А. Шариковым и С. Щеглов; М. Ресенчук) роль семьи и средств массовой информации в развитии подрастающего личности (А. Балакирева; Т. Гурко; А. Яременко). Наиболее активно и системно исследуется только проблема девиантного поведения подростков: ее распространенность, формы, факторы, обусловливающие такие ее проявления, как курение, алкоголизм, наркомания, преступность, агрессия (А. Балакирева; Ю. Бутко, А. Волянська, А. Габиани; Я. Гилинский, А. Кабачная, В. Николаевский, В. Пилипенко, И. Рущенко, А. Сапелкина; Ю. Свеженцева, А. Сердюк, В. Соболев, И. Шеремет, А. Яременко и др.).

Возраст — это главное понятие временной структуры жизнедеятельности личности, поскольку возраст человека всегда есть конвергенцией биологического, исторического и психологического времени [1, с. 226]. О целесообразности выделения подросткового возраста как особого, при этом важнейшего этапа жизненного пути личности среди современных специалистов в области физиологии, антропологии, психологии, педагогики и — что для нас особенно важно — социологии почти не существует сомнений. Вместе с тем, остается остро дискуссионным, до сих пор однозначно не решен вопрос относительно минимальных и максимальных пределов подросткового возраста, границ, которые отделяют его, с одной стороны — от детства, с другой — от юности.

Трудности, возникающие при попытке достичь консенсуса в этом вопросе, связанные с тем, что эта проблема решается с позиций различных наук (антропологии, физиологии, демографии, педагогики, права, психологии и т. д.), что вполне оправдано, поскольку подростковость является тем феноменом, который обусловлен одновременно и физиологическими, и психологическими, и социальными факторами. Без учета тех подходов, которые используются при периодизации этапов развития человека как биологического организма, как носителя психологических и социальных качеств, невозможно получить целостное представление о специфике подростковости, которую еще называют отрочеством. Именно из-за использования различных критериев периодизации этапов развития личности мы имеем достаточно широкий диапазон возрастных границ подростковости, которые могут колебаться от 11 до 20 лет и более.

Лабиринт К новообразованиям подросткового возраста обычно относят чувство взрослости, потребность в самореализации и общественном признании, формирование «Я-концепции». Чувство взрослости — это особая форма самосознания подростка и качественно новый уровень притязаний, предшествующих тому положению, которого подросток еще не достиг. Это, прежде всего, находит свое проявление в желании восприниматься как взрослый и считаться взрослым. Подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не сдавались детской. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (в вопросах внешности, отношений со сверстниками, иногда в обучении). Появляются собственные взгляды, оценки, вкусы, собственная линия поведения.

Подростковый возраст — это период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот очень сложный и многомерный. Эмансипация от родителей может быть эмоциональной, то есть эмоциональная привязанность к родителям становится меньше, сменяется более выраженной привязанностью к другим (дружбой, любовью) поведенческой — стремлением избежать жестокого контроля со стороны родителей; нормативной — переориентацией на другие нормы и ценности, чем их исповедуют родители [2, с. 111].

Почти все психологи, исследующие специфические особенности подростковости, считают одной из главных тенденций этого этапа онтогенеза снижение интенсивности и значимости общения с родителями и вообще со всеми старшими по возрасту и рост значимости общения со своими сверстниками. Именно группы сверстников, или так называемые «peep gpoup», становятся центром не только эмоционального притяжения, но и той социальной средой, где подросток может наиболее полно реализовать себя, проигрывая новые социальные роли, отличные от тех, которые он выполняет в семейной структуре.

Известный российский психолог Леонтьев считал, что современная периодизация психического развития человека должна разрабатываться, исходя из характера и специфических особенностей различных видов деятельности, в которые включен человек и которые она осуществляет вместе с другими. Речь идет о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизнедеятельности человека, характеризуется специфическими психологическими новообразованиями [3, с. 501].

Если в возрастной психологии речь идет прежде всего о подростковости как такую фазу психофизиологического развития человека, имеет своеобразные особенности, обусловленные в том числе и социальным контекстом, то в социологии главное внимание сосредоточено на исследовании подростков как объекта социализации, социализирующую публичного и такой социально демографической группы, которая имеет определенный социальный статус, выполняет определенные роли и социально-значимые функции, имеет достаточно выразительные социокультурные особенности.

Чаще всего, под социализацией понимают «процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе» [4, с. 328]. Именно благодаря социализации индивид приобретает разнообразные социальные характеристики, социальную природу, умения и навыки участия в социальной жизни. Именно социализация в детском возрасте накладывает свой отпечаток на дальнейшее поведение подростка, а в дальнейшем поведение взрослого человека.

Несмотря на присущее для подростков стремление к эмансипации от родителей и родительского влияния, как одну из наиболее характерных особенностей подросткового возраста, именно семья, в условиях почти полной материальной зависимости подрастающего поколения от родителей, играет главную роль в жизнеобеспечении своих потомков. Не менее важна социализирующая функция семьи, направленность и эффективность выполнения которой определяет все наиболее существенные черты личности, формируется, в том числе и выбор стиля жизни.

В стремлении выяснить особенности жизнедеятельности подростка в семейном кругу, нужно обратить внимание на анализе двух групп проблем: во-первых, это структура семьи и уровень ее материальной обеспеченности, во-вторых — это стиль отношений между детьми и родителями, стиль воспитания, который практикуют отец и мать. По нашему мнению, если первая группа факторов дает представление относительно объективной детерминации повседневных практик подростков и определяет диапазон возможностей выбора образа жизни, то вторая группа факторов может помочь понять, почему именно одни подростки тяготеют к выбору социально положительных, а другие — к девиантным форм поведения.

Дети-подростки очень страдают от неблагоприятной атмосферы в семье (систематические конфликты, развод родителей, нервно-психическое или социальное неблагополучие родителей), влияния социально-экономических и социально-культурных факторов (неудовлетворительные материально-бытовые условия, занятость родителей, сложный характер межличностных отношений в семье, недостаточные условия для полноценного культурного отдыха).

Семья является основной социальной средой, в которой формируются характерологические особенности личности ребенка. При сложных семейных психоэмоциональных отношениях в первую очередь страдает ребенок. В подростковый период особенно важно умение и желание родителей наладить хорошие внутрисемейные отношения.

Для подростков в детском возрасте наиболее важной является необходимость в ощущении личной безопасности, защищенности, уважения и хорошего к себе отношения со стороны взрослых. Предпосылкой уверенности в себе выступают хорошие отношения в семье, прежде всего, непосредственно между родителями, а также между родителями и детьми. Любое нарушение согласия между взрослыми членами семьи, или неадекватное отношение родителей к воспитанию своих детей является для подростков стрессогенным фактором, который может вызвать психический срыв.

Наиболее опасным проявлением нарушения добрых межличностных взаимоотношений в семье является использование ее членами в своих отношениях любого насилия.

Наиболее остро проблема насилия в семье появляется перед несовершеннолетними гражданами.

Лабиринт Это связано в основном с уязвимостью и неосведомленностью детей. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым (подчиненным) положением по отношению к взрослым, независимо от того, является ли это родители, опекуны, воспитатели, учителя. Нередко бывает трудно выявить, имело ли место в ситуации насилия в семье психологическое насилие, или дело ограничивалось только физическим или экономическим насилием.

Согласно действующему законодательству, психологическое насилие в семье проявляется в оскорблениях с использованием бранных слов и криков, которые унижают честь и достоинство члена семьи, оскорбительных жестах с целью унижения члена семьи или его содержание в атмосфере страха. Психологическое насилие проявляется также в грубом отношении к родственникам или друзьям члена семьи; ущерб, который нанесен домашним животным; в уничтожении, повреждении, порче или сокрытии личных вещей, предметов, украшений и т.

Насилие в семье выступает существенным фактором риска возникновения у ребенка невротических расстройств и неадекватного поведения (агрессивность, склонность к уничтожению и насилию), как в кругу семьи, так и в кругу своих сверстников, и других групп людей.

Еще одним распространенным стереотипом является убежденность пострадавших в том, что они должны терпеть домашнее насилие ради детей. По данным неправительственных организаций, несовершеннолетние становятся свидетелями каждого третьего случая насилия в семье. Психологи утверждают, что дети, воспитанные в таких семьях, впоследствии сами проявляют большую склонность становиться жертвами или обидчиками, поскольку увиденное и пережитое пагубно влияет на их психическое здоровье и нормальное развитие.

Кроме того, люди часто не осознают, что насилие — это не только избиения, но и постоянное унижение, оскорбления, ругательства. Нередко обиженные считают, что такая их судьба — испытывать насилие, и они должны это терпеть.

Оказывается, что ребенок чувствует себя в безопасности, если она знает о настроениях матери и отца. А мы часто не обращаем внимания на ребенка и не считаем нужным рассказывать ей о себе. Существует такое представление, что ребенку не обязательно знать о наших неприятностях. А, оказывается, значительно лучше переживать неприятности вместе, помогая друг другу. Это помогает поддерживать партнерские отношения в семье, отводя страхи у ребенка.

Хотя большинство родителей считают себя заинтересованными в делах и деятельности своих детей, но методы их воспитания не всегда приносят пользу ребенку. Часть родителей, слишком заботясь о своих детях, стараясь удовлетворить все их потребности, способствуют воспитанию несамостоятельной, безвольной нецеленаправленной личности. Вседозволенность приводит к нерациональному использованию времени ребенка. После того как подросток проведет в учебном заведении от 6 до 8 часов он оказывается дома и предоставлен сам себе, чтобы как-то разнообразить свое время подросток включает телевизор или компьютер.

Современное телевидение имеет огромные возможности эффективного выполнения своих информационных, познавательно-просветительских, политико-идеологических, воспитательных, рекреативно-развлекательных и т. д. функций. Вместе с тем, исследования молодежной аудитории телевидения свидетельствуют о ее преимущественной ориентации на потребление рекреативно-развлекательного телевизионного продукта.

Констатируя преимущественную ориентацию учащейся молодежи на художественные фильмы и развлекательные программы, нельзя обойти вниманием тот факт, что такая ситуация в значительной степени обусловлена и существующим предложением со стороны телевизионных каналов. Коммерциализация телевидения привела к тому, что из его репертуара неуклонно вытесняются познавательные и высокоинтеллектуальные передачи, почти полностью исчезли (во всяком случае — на ведущих телевизионных каналах) программы, ориентированные целиком на детскую и подростковую аудиторию. В то же время перенасыщения телевизионных программ художественными фильмами, демонстрирующие сцены насилия, уже давно и небезосновательно вызывает беспокойство ученых и широкой общественности.

Отметим, что изучение феномена, получившего название «экранное насилие», и его влияния на проявления агрессии, распространение деструктивных форм поведения началось в США в конце 20-х годов прошлого века и насчитывает в настоящее время огромное количество публикаций. И хотя специалисты не пришли к окончательному выводу — действительно демонстрация насильственных действий непосредственно порождает их воспроизведения в реальной жизни, их весомый вклад в рост психологической напряженности, моральную деградацию общества никто не отрицает. Так что, очевидно, и с этой точки зрения целесообразно оценивать чрезмерное включение подростков в ту виртуальную жизнь, которое изображается на телеэкране.

Продолжая анализ каждодневных практик подростков, обратимся к такой относительно новой ее составляющей, как использование компьютера. Хотя не каждая семья имеет личный компьютер, благодаря все большему оснащению этой техникой учебных заведений, появлении сети интернет-клубов и т. д., даже те у кого отсутствует собственный компьютер имеют возможность пользоваться им.

Исходя из многофункциональности современной компьютерной техники, подростки используют их как для подбора информации, общения в соцсетях, использование электронной почты, так и для вовлечения к компьютерным играм. Последние, по исследованиям зарубежных социологов, приводит к проявлению агрессивного поведения.

Родители имеют разнообразные чувства к ребенку, различные поведенческие стереотипы, которые они используют в общении с детьми, особенности восприятия и понимания характера и личности своего ребенка, его поступков.

Лабиринт Таким образом, в подростковом возрасте, необходимо особенно чутко относиться к ребенку, учитывая его особенности характера и поведения.

Общими путями оптимизации поведения подростка являются: поддержка усилий, направленных на достижение поставленной цели; поощрение и развитие организаторских способностей; оказание помощи в выборе занятий (спорт, увлечения, танцы, рисование и др.); возможна коллективная критика, если в ней есть необходимость; поддержка лидерских усилий, помощь в деловом и личностном плане; развитие эстетических наклонностей, поддержка увлечений, социального интеллекта; обращение внимания на волевые качества ребенка (настойчивость, уровень притязаний); взвешенный, толерантный контроль со стороны взрослых над подростком. Отношение к ребенку в любом случае должно быть спокойно-доброжелательное; нужна помощь в трудных ситуациях; привлечение в положительно социальные группы с сильным влиятельным лидером; необходимо хвалить ребенка за старательность; построение взаимоотношений взрослого и ребенка должна базироваться на уважении и высокой требовательности; по возможности не допускать зазнайства у ребенка, учить его ценить других, адекватно реагировать на окружающее, уметь спокойно воспринимать неудачи. Более нужно делать акцент на положительных сторонах жизни в семье и школе, воспитывать чувство сопереживания и неравнодушия к чужой судьбе, научить не нервничать и не озлобляться, не допускать возникновения конфликтов. Если этого не могут дать родители, то в помощь подростку могут прийти родственники, любой взрослый человек (учитель, тренер, родители друзей и т. д.), который каким-либо образом связан с проблемой подростка

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Борис Герасимович Ананьев. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
  2. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / Игорь Сергеевич Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е изд. / Алексей Николаевич Леонтьев. — М.: Просвещение, 1965. — 572 с.
  4. Социологический энциклопедический словарь (на рус., англ., нем., франц. и чешс. яз.) / ред.-координатор — акад. РАН Г. В. Осипов. — М.: Изд-во ИНФФА — М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): подросткового возраста, развития человека, периодизации этапов развития, становления личности, практик подростков, члена семьи, девиантного поведения подростков, особенности личности ребенка, форм поведения, подростковый период, структуры жизнедеятельности личности, семье психологическое насилие, особенности жизнедеятельности подростка, Чувство взрослости, жизненные стратегии, период эмансипации ребенка, современных украинских подростков, оптимизации поведения подростка, уровень притязаний, общая направленность личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос