Автор: Бийгелдиева Нуржан Абдыгуловна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 26.10.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Бийгелдиева Н. А. Теоретические разработки в обучении связной речи // Молодой ученый. — 2016. — №20.1. — С. 22-24.



В статье рассматривается актуальность развития речи учащихся в обучении компетентности связной речи, проанализированы некоторые работы по теории его обучения.

Ключевые слова: связная речь, компетентность, развитие речи, словарная работа, язык, речь, текст, принцип, устная речь, письменная речь и т. д.

The article reviewed the analysis of several works on the theory of learning on the relevance of the development of speech at students on the basis of competence.

Keywords:Conversation competence, to develop the words tock, oral speech, writing, language, text, principle, dictionary work.

Основной педагогической функцией в обучении языку считается преподавание учащимся речевую деятельность как основное орудие в социальной жизни. Значит, наряду с развитием речевой деятельности учащихся, рассматриваются вопросы воспитания интеллектуального в обществе творческого и активного гражданина.

Задача образования по родному языку по обучению и воспитанию молодого поколения КР, стоящей перед системой образования, руководствуется основными требованиями, также находятся в тесном взаимодействии государственные законы кыргызского языка, основные положения и идеи образовательной концепции кыргызского языка.

В обучении государственному языку придаётся большое значение идее об обучении, направленному на коммуникативные и практические задачи. Задачей курса коммуникативного направления является оснащение активной речевой деятельности учащегося. Это значит, что учащему в общественной жизни в различных направлениях необходимо языковое условие, с практической стороны — усвоение коммуникативных способностей ребёнка и поднятие культуры речи до нужного уровня.

Одной из актуальных задач является проблема развития речи учащихся в обучении компетентности. По этой проблеме написаны методические разработки по разрешению методического педагогического аспекта. В работе С.Турусбекова «Пути развития устной и письменной речи учащихся 1–4 классов» даётся теория обучения компетентности связной речи. По развитию речи показаны три вида работ: работа со словарём, работа над текстами, связанных между собой и составление предложений.

Для решения данных задач показаны следующие пути:

1. Словарная работа:

— объяснение значений непонятных слов учащимся (метаформа

— нахождение слов, противоположных по значению (хорошо-плохо, направо-налево, выше-…, старший-…, прийти-… и др.);

— нахождение слов в сопоставлении предметов.

2. Работа над текстом, связанных между собой:

— написание сочинения;

— написание сочинения по картине (в устной и письменной форме);

— написание сочинения по наблюдениям на экскурсии, календарные работы, по увиденному кинофильму (по своим наблюдениям);

— сочинения по интересным рассказам, сказкам;

— сочинение по статьям.

3. Работа над предложением и изложением:

— образование нераспространённых предложений в распространённые, простых предложений в сложные, и наоборот, сложных предложений в простые;

— образование прямой речи в косвенную речь;

— нахождение главных членов предложений в рассказах;

— составление предложений по таблице;

— написание изложения в краткой форме.

Учёный-языковед С.Давлетов после введения в учебную программу школьного курса материалов связной речи, опубликовал несколько статей в «Учительскую газету» с целью методической помощи учителям школ. Со временем сборник статей издавался как методическое пособие под названием «Связная речь» [2]. Методическое пособие предназначено для решения вопросов по основным дидактическим материалам по составлению текста связной речи. Нужно подчеркнуть, что С.Давлетов внёс неоценимый вклад в уточнение теоретических компонентов в лингвистическом аспекте и методических вопросов связной речи.

С.Давлетов отмечает, что» придаёт особое значение тексту в развитии связной речи, в обучении родному языку выступает познавательная деятельность, учащиеся, например, знают, что такое антонимы, синонимы, но учтена деятельность оценивания — ориентация, они не знают, как их применять, как разбирать» [2,7–6 с.].

Мы считаем целесообразным определение С.Давлетова языка и речи.

«Язык не обмен мыслями. Это главное орудие во взаимоотношении людей». «Речь — не орудие обмена мыслями во взаимоотношении людей» [2,11–12с].

Работа С.Давлетова «Официально-деловой стиль и его преподавание в школе» [3] применяется в сегодняшнее время как методическое руководство по обучению деловых бумаг как части связной речи.

В методическом руководстве учёного-методиста Ж. А. Чыманова «Основы обучения связной речи» [7] исследованы вопросы теории обучения связной речи и методические вопросы языка и речи текста. Также показаны методы преподавания стилистических средств текста, с практической стороны — методические указания по применению устной и письменной речи, разработан план по предмету «Связная речь».

В старших классах требуется обучать вместе с понятиями «речь» и «язык» обучение в неразрывной связи речи и текста. Подчёркивается необходимость обучению такого единства. Ж. А. Чыманов разработал индивидуальные предметные принципы в обучении кыргызскому языку. Он разделил эти принципы на 5 видов: коммуникативные принципы, принцип связи языка, речи и текста, стратегический принцип, проблемный принцип и интерактивный принцип [7,140–166 c.].

Первая система — это язык. Язык является основным орудием общения, сложный общественный процесс, имеет свои закономерности, уровни, единицы, нормы и законы.

Вторая система — это речь. Процесс обмена мыслями, сложный движущий процесс, который заключает в себе процесс говорения, слушания, чтения и письма.

Третья система — это текст. Текст — это продукт и результат процесса речи. Текст составляется и оценивается в зависимости от применения в речевом процессе говорящего или пишущего. Текст является готовым материалом развития содержания, исправления ошибок, показатель результата речи.

Орудие (язык) — его применение — (речь) — результат (текст).

Основная задача кыргызского языка как родного — развитие речевой деятельности учащихся. Чтобы оценить речевую деятельность, нужно начать с упражнений, проанализировать, усвоить и развивать его результат.

В методической разработке А.Эшиева «Некоторые пути по развитию связной речи учащихся» [8] разработаны строение текста, его характерные черты в развитии речи раскрыты через практические материалы, даются способы работы над текстом. Также предложены понятия по стилистическим средствам текста, исследование направлено на развитие культуры речи.

Также в методическом применении В. И. Мусаевой «Сборник текстов для сочинений и его методика. 5–7 класс» [5] разработаны выбор текстов для сочинения как один из видов письменной речи, способы выполнения видов сочинения через типы текста, анализ и постановка вопросов и заданий, применение текста как дидактического материала.

Монография этого же учёного «Обучение связной речи, стилей речи (5–11 классы)» вышла в свет в 2009 году [6]. В этой работе рассмотрены методические основы обучения стилей и теоретических и практических вопросов развития языково-коммуникативных компетенций, связной речи учащихся через обучение речевых стилей.

В книге методистов-учёных К. Жаманкуловой и В. Мусаевой “Некоторые вопросы по преподаванию кыргызского языка в 5–6 классах” [4] даётся теоретическая характеристика по типам текста и видам речи, рассматривая их практические факты во взаимосвязи, предложены пути работы над текстом. Этот труд является первым учебным материалом по обучению связной речи и видам речи.

В школе раздел «Связная речь» рассматривают вне зависимо от речевой деятельности, его содержательное строение формирует обучение нормам литературного языка, словарному богатству речи учащихся, грамматическое строение устной и письменной речи, виды и стили речи. Изучая текст и его строение, понятия об особенностях видов и стилей речи, овладевая культурой речи, учащиеся учатся правильному использованию формы слов, предложений, словосочетаний в тексте [5,12–13с.]. Связную речь нужно рассматривать отдельно от других разделов языка, обучение родного языка должно быть направлено на речевую деятельность учащихся (связную речь). По обучению связной речи З.Тагаева высказывает своё мнение о том, что в курсах школы предложенная учебная программа должна предусмотреть дидактические, тематико-структурные и логические содержания. Здесь содержание связной речи в теоретическом аспекте освещено достаточно хорошо.

В госстандарте по предметному обучению в школах Кыргызской Республики написано: «Изучение языка в школе является орудием обучения учащихся к жизни, к общественной, производственной, трудовой, воспитательной деятельности» [1,174с.]. Отсюда видно, какие трудные цели и задачи стоят в обучении родному языку, изучение родного языка должно являться не только основным орудием взаимодействия. Конечно, общая задача образования — формирование учащихся как личностей, достижение национального опыта и богатства рассматривается в тесной связи с общими человеческими ценностями.

Литература:

  1. Госстандарт по предметному обучению в школах Кыргызской Республики: — Б.: 2007. — 307 с.
  2. Давлетов С.Связная речь. Методическое пособие — Б., 1999. — 67 с.
  3. Давлетов С. О Официально-деловой стиль и его преподавание в школе: Методическое пособие — Ф.: Мектеп, 1990. — 76 с.
  4. Жаманкулова К., Мусаева, В. Некоторые вопросы по преподаванию кыргызского языка в V-VI классах — Ф.: Мектеп, 1990. — 128 с.
  5. Мусаева В. И. Сборник текстов для сочинений и его методика V-VII кл. Б., 1996. — 74 с.
  6. Мусаева В. И. Обучение связной речи, стилей речи (5–11 классы): Монография / В. И. Мусаева. — Б.: Гүлчынар, 2009. — 170 с.
  7. Чыманов Ж. А. Основы обучения связной речи. — Б.: 1997. — 96 с.
  8. Эшиев А. М. Некоторые пути по развитию связной речи учащихся. — Б.: 1995. — 58 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связной речи, речи учащихся, письменной речи, компетентности связной речи, развития речи учащихся, стилей речи, связной речи учащихся, кыргызского языка, обучения связной речи, развитию связной речи, обучению связной речи, культуры речи, обучении связной речи, видам речи, письменной речи учащихся, текста связной речи, актуальность развития речи, вопросов связной речи, развитии связной речи, связной речи учащихся».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос