Автор: Казакова Наталия Александровна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Казакова Н. А. Влияние занятий аквааэробикой на женщин разных возрастов // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 422-424.



Среди средств оздоровления различных возрастов с глубокой древности одно из первых мест занимают упражнения в воде. В настоящее время водная аэробика в различных её проявлениях широко применяется для оздоровления и физического развития людей различного пола и возраста. В России большой популярностью пользуется аквааэробика, в основном, для женщин среднего и старшего возраста. [4, с. 42; 6, с. 110; 7, с. 150] В зарубежных исследованиях по этой теме наибольшее внимание также уделено представителям старших возрастных групп. [8, с. 55; 9, с. 549]

Одновременно с этим необходимо отметить недостаток научно- обоснованных данных влияния занятий водной аэробикой на физическое состояние и здоровье девушек в возрасте17–20 лет.

Наиболее привлекательны упражнения в воде для девушек и женщин, их применение позволяет в относительно короткие сроки получить красивые формы тела и достичь нового, более высокого статуса в обществе. Занятия в воде улучшают физическую форму, помогают сбросить лишний вес, приносят терапевтический и расслабляющий эффект, стимулируют ведение здорового образа жизни, снимают стресс, улучшают общее самочувствие, укрепляют здоровье.

Имеется экспериментальный материал, характеризующий положительное влияние данного вида двигательной активности в воде на морфофункциональные показатели, физическую работоспособность и психоэмоциональное состояние женщин зрелого возраста (И. А. Васильева).

Проведенные исследования с участием девушек в возрасте 17–20 лет позволили выдвинуть нам гипотезу о возможности установления определенных закономерностей влияния указанных средств на уровень и динамику показателей состояния женщин.

На основании анализа научных исследований представилась возможность сопоставить особенности оздоровительных и развивающих эффектов при использовании средств аквааэробики для женщин и девушек разных возрастов. Такая попытка нами была сделана на основе сравнительного анализа результатов, представленных в работах Васильевой (Лысовой) И.А. и Полухиной Т. Г. для женщин возрастных групп в диапазоне 21–55 [2, с. 16; 5, с. 160] лет и наших собственных исследований с девушками в возрасте 17–20 лет. [1, с. 42]

В группе женщин в возрасте 21–35 лет (по И. А. Васильевой) ведущим мотивом к началу занятий водной аэробикой было желание «улучшить фигуру», в группе 36–55 лет — «улучшить состояние здоровья». Занятия водной аэробикой проводились три раза в неделю по 45 минут. Основным из критериев влияния занятий водной аэробикой являлось изменение морфологических особенностей конституции женщин зрелого возраста.

Для девушек в возрасте 17–20 лет главными задачами занятий были: оптимизация двигательного режима, улучшение морфофункционального состояния, повышение работоспособности и эмоционально-психологического состояния, совершенствование физической подготовленности и физического здоровья. Задачи решались посредством организации регулярных занятий в бассейне также три раза в неделю, продолжительность 45–60 минут.

Показано, что применение программы занятий водной аэробики оказало благоприятное воздействие на конституционные характеристики женщин зрелого возраста. В результате эксперимента отмечено улучшение следующих морфо-функциональных показателей: уменьшение массы тела на 3,6 % (21–35 лет) и 2,9 % (36–55 лет); снижение жирового компонента на 18,6 % (женщины 21–35 лет) и 15,6 % (женщины 36–54 года).

В группе девушек кроме снижения массы тела (2,3 %) отмечено уменьшение объемов талии (2,1 %), бедра (2, 1 %) и живота (3,5 %).

Жизненная емкость легких у испытуемых достоверно увеличилась в группе женщин 21–35-летнего возраста на 6,4 %, у девушек изменения показателя ЖЕЛ составили 5,1 %. Соответственно динамика показателя в виде способности противостоять кислородному долгу (задержка дыхания на вдохе) возросла на 27,1 % у 21–35-летних и на 22,7 % у 36–55-летних женщин. Для девушек соответствующие сдвиги составили в среднем 27,6 %.

Достоверное увеличение подвижности плечевых суставов зарегистрировано у женщин двух возрастных групп на 7,6 % и 6,4 %, у девушек подобные изменения составили 4,9 %. Изменения показателя гибкости позвоночного столба — на 48,4 и 134,9 %, у девушек — 10,1 %.

Представляет также интерес сравнение динамики показателей состояния участников экспериментальной и контрольной групп в обоих исследованиях. В контрольных группах женщины и девушки участвовали в занятиях по программам общего физического развития с учетом возрастных особенностей.

Характерным является достоверное снижение массы тела, уменьшение практически всех охватных размеров тела у женщин экспериментальных групп. У девушек показатели веса и окружности талии, живота, бедер в экспериментальной группе оказались достоверно лучше.

В процессе занятий водной аэробикой у женщин установлено достоверное уменьшение толщины всех кожно-жировых складок. В группе женщин, занимавшихся аэробикой в зале, за некоторым исключением, этого не наблюдалось. У девушек экспериментальной группы в результате занятий в воде подобные изменения составили 4,7 %, в контрольной группе ОФП — только 3,4 %. [3, с. 25]

Во всех изученных возрастных диапазонах исследователи отметили улучшение психоэмоционального состояния испытуемых.

У женщин и девушек после занятия водной аэробикой зарегистрированы достоверные положительные изменения таких характеристик, как «физическое самочувствие», «настроение», «удовлетворенность прошедшим днем». У испытуемых всех возрастных групп сохранялась достаточно высокая самооценка показателя «желание тренироваться» к концу занятия.

Выводы:

  1. Сравнительный анализ результатов наблюдений за группами женщин и девушек разных возрастов в процессе занятий водной аэробикой показал положительное влияние организованных упражнений в воде на физическое и функциональное состояние испытуемых, что, несомненно, способствовало улучшению их здоровья.
  2. У занимающихся под влиянием средств водной аэробики при уменьшении объемных показателей талии, живота, бедер, снижении жировой массы тела формируется положительный психологический эффект, который проявляется для них в виде повышения субъективной оценки собственного социального статуса.
  3. В наших исследованиях подтвержден факт повышения эмоционального состояния у девушек в процессе занятий аэробикой в водной среде, отмеченный ранее в других исследованиях для женщин зрелого возраста.

Литература:

  1. Казакова, Н. А. Исследование эффективности использования средств аквааэробики в процессе физического воспитания девушек 17–19 лет / Н. А. Казакова // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: сб. науч. трудов. — Челябинск.: УралГАФК, ЧГНОЦ Уро РАО, 2005. — №.8. Ч.I. — С.41–46.
  2. Булгакова, Н. Ж. Обоснование методики занятий аэробикой / Н. Ж. Булгакова, И. А. Лысова // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века. — М., 1994. — С. 15–17.
  3. Булгакова, Н. Ж. Аквааэробика: учебно-методическое пособие / Н. Ж. Булгакова, И. А. Васильева. — М.: РГАФК, 1996. — 30 с.
  4. Кохан, Т. А. Повышение мотивации студенток к активным занятиям физической культурой посредством применения аквааэробики / Т. А. Кохан // Спорт и здоровье: первый междунар. науч. конгресса (9–11 сент. 2003 г., Россия, СПб.) / Т. А. Кохан; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2003. — Т. 2. — С. 42–43.
  5. Полухина, Т. Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения: дисс. … канд. пед. наук / Т. Г. Полухина. — М., 2003. — 160 с.
  6. Хозяйнова, Д. А. Методика оценки и совершенствования координационных способностей у девочек 14–15 лет средствами оздоровительной аэробики с учетом типа телосложения / Д. А. Хозяйнова, И. Ю. Горская. — Омск: СибГУФК, 2004. — 116 с.
  7. Цыба, И. А. Методика применения средств оздоровительной аэробики в физическом воспитании студентов с использованием современных информационных технологий: дисс. … канд. пед. наук / И. А. Цыба. — М., 2000. — 161 с.
  8. Lanza, M., Raffaelli C. Water based activities: classification and abilities involved, Sport Kinetics, 9th Intern / М. Lanza, С. Raffaelli. — Scientific Conf, 2005. — 52–57 р.
  9. Takeshima N., Rogers Me., Watanade E., Brechue W. F., Okada A.; Water-based exercise improves health-related aspects of fitness in older women, Medicine/ Science in Sport/ Exercise, 33(3), 544–551 (2002).
Основные термины (генерируются автоматически): занятий водной аэробикой, женщин зрелого возраста, влияния занятий водной, девушек разных возрастов, возрастных групп, занятий аэробикой, процессе занятий водной, состояние здоровья девушек, группе женщин, здоровья девушек старших, массы тела, девушек старших классов, Влияние занятий, занятий системой упражнений, Занятия водной аэробикой, Влияние занятий системой, процессе занятий аэробикой, методики занятий аэробикой, занятий водной аэробики, занятия водной аэробикой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос