Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 08.01.2016

Статья просмотрена: 1160 раз

Библиографическое описание:

Морозова Л. В., Мельникова Т. И., Виноградова О. П. Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1039-1042. — URL https://moluch.ru/archive/106/25081/ (дата обращения: 20.07.2018).



 

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Ключевые слова: координация, физическое воспитание, фитнес, аэробика, пластика, грациозность, ритмичность, системы организма, здоровье, движение.

 

Влияние физической культуры, спорта, физической подготовки базируется на положительных изменениях в организме человека, обеспечивающих сохранение здоровья, развитие физических качеств и повышение результативности профессиональной деятельности. Степень всех положительных изменений зависит от выбора средств и методов физической культуры.

Немаловажным аспектом физического воспитания есть развитие двигательной функции, и умение владеть своим телом. Координация, как физическое качество человека осуществляет управление его движениями и упорядочение многообразных двигательных движений в одно целое в соответствии с установленной задачей[3, c. 39].

Координация — это согласование активности мышц тела, посланные на удачное выполнение двигательной задачи. Термин«координация»с лат.«coordinatio» — взаимоупорядочение.От нее зависит любое движение человека.Отдельные элементы движения связываются в целостное двигательное действие, которое совершается экономно, пластично и отчетливо.Главным образом, координация это врождённая особенность, которая формируется с раннего детства, но в более позднем возрасте её развитие приостанавливается из-за морфологических изменений связанных, в первую очередь, с трансформациями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, характерную координацию конкретного вида двигательной деятельности, возможно, приобрести и развить с помощью специальных упражнений. Развитие координации и равновесия продолжается до 16–18 лет, когда останавливается рост организма, но и даже в более зрелом возрасте благодаря целенаправленной тренировке можно усовершенствовать это качество.

Развитие и совершенствование координационных способностей (КС) является главной задачей процесса физического воспитания студентов. Неплохие координационные способности являются благоприятной платформой для развития других физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и т. д.).

Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в Северо-Западном институте управления (СЗИУ) на практических занятиях по физической культуре в работе со студентами используются программы фитнес-аэробики.

Фитнес-аэробика — это вид фитнеса, объединяющий популярные и современные направления: классическую аэробику, степ-аэробику, фитбол-аэробику и танцевальную аэробику. Фитнес-аэробика включает в себя самое лучшее из оздоровительной и спортивной аэробики. Фитнес-аэробика — это самый «здоровый» вид фитнеса, в котором ценят красоту, гармонию и совершенство.

Занятия фитнесом и всеми его направлениями в настоящее время имеют высокий рейтинг среди студенческой молодежи, систематические занятия позволяют повысить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом [2, с.111]. Занятия фитнес-аэробикой помогут реально посмотреть на себя и на потенциал своего организма. Аэробика содействует развитию координации, пластики тела, грациозности и формированию чувства ритма. Высокий темп, современные ритмы музыки и динамичность движений способствуют хорошему настроению.

Благодаря практическому опыту специалистов в разных видах спорта были определены следующие виды координационных способностей:

                   оценивание и контроль динамических и пространственно-временных параметров движений;

                   сохранение устойчивого равновесия;

                   чувство ритма;

                   произвольное расслабление мышц;

                   слаженность движений во время двигательного действия.

При освоении базовыми основами аэробики преподавательским составом кафедры физической культуры и спорта СЗИУ были разработаны критерии стиля и оценка их по 10 бальной шкале.

 

Таблица 1

Критерии стиля

 \№

Критерии

Баллы

1

Ритмичность

10

2

Координированность

10

3

Интенсивность

9

4

Общая выносливость

9

5

Пластичность

8

6

Доступность

7

7

Грациозность

6

8

Мышечная сила

5

9

Выразительность

5

 

В формировании координации и поддержания заинтересованности студентов к занятиям необходима каждый раз “новизна”. Например: при выполнении знакомых упражнений использовать не стандартные исходные положения, зеркальное исполнение движений, изменить ритм и темп исполнения.При поворотах, а также при выполнении комбинаций спиной необходимо понимать, что шаги и их ритм неизменны, а просто добавляется, пирует. Ориентироваться необходимо на мелодию. Даже если, двигаетесь спиной, что-то выходит неправильно, но в музыку при этом попадаете, то сохранится рисунок комбинации.

Постепенное усложнение аэробных связок, разнообразие движений и ускорение темпа — существенные условия для развития координации. Совершенствование координации движений невозможна без пространственной ориентировки, которая является значимым компонентом любого двигательного действия. В аэробике пространственные ориентировки можно развить достаточно легко, так как именно в аэробике синхронно участвуют и зрительные, и мышечные ощущения, и все движения сопровождаются объяснениями, установками, командами преподавателя. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Для развития координации в подборе упражнений для рук и ног следует учесть нарастание сложности. Кроме того, необходимо использовать движения, в которых изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно включать связки, соединяющие движения рук, ног и туловища.

При проведении занятий аэробикой используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся следующие:

  1.              Линейный метод.
  2.              Метод «от головы к хвосту».
  3.              Метод деления.
  4.              Метод музыкальной интерпретации.
  5.              Метод усложнения.
  6.              Метод сходства.
  7.              Метод блоков.
  8.              Метод «Калифорнийский стиль» [1, с.46].

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приёмом, способствующим быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Верный выбор музыкального оформления улучшает и качество движений, и придаст им особенную грациозность. Выбор музыкальной композиции должен зависеть от возраста, физической подготовленности занимающихся, нести современную тематику, образность и воспитательный момент.

Для организации и проведения исследования нами были использованы:

                   методы применения ретроспективной информации: анализ специальной литературы, анализ документальных материалов;

                   методы применения текущей информации: педагогический анализ, анкетирование, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.

Эксперимент содержал в себе опробование различных фитнес-направлений (классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-аэробики и танцевальной аэробики) с целью совершенствования координационных способностей студентов.

Экспериментальная работа осуществлялась с октября 2014 года по май 2015года. В педагогическом эксперименте принимало участие 45студентов, из них 27 человек с первого курса и 18 человек со второго курса. Со студентами первого курса проводились занятия с использованием таких фитнес-направлений как: классическая аэробика и силовая аэробика. На втором курсе добавились такие направления как: степ-аэробика и фитбол-аэробика. В ходе эксперимента была выявлена четкая закономерность у студентов второго курса в более быстром и правильном разучивании новых связок и комбинаций на степ-платформе и в освоении сложных координационных упражнений на фитболе.

Сопоставляя данные, выявленные в процессе экспериментальной работы по развитию и совершенствованию координационных способностей у студентов средствами стандартных упражнений и фитнес-аэробикой, нами были сделаны следующие выводы:

  1.              Анализ специализированной литературы показал, что вопрос развития и совершенствование координационных способностей студентов является актуальным и продолжает изучаться специалистами.
  2.              Занятия с применением различных фитнес-направлений оказывают эффективное воздействие на развитие координационных способностей студентов, чем занятия с использованием только общих развивающих упражнений.

Анкетирование студентов 1 и 2 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления выявило, что аэробика и ее разновидности являются отличным средством многостороннего физического развития и эстетического воспитания молодежи. Фитнес-аэробика оказывает положительное влияние на системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), снижает психическое напряжение, повышает умственную и физическую активность и оказывать содействие положительному улучшению эмоционального самочувствия. Танцевальные движения направлены на развитие навыков владения телом, и координировать свои движения в пространстве.

По факту проделанной работы, мы можем говорить об эффективности применения фитнес — аэробики на занятиях по физической культуре с целью усовершенствования координационных способностей.

 

Литература:

 

  1.              Мельникова Т. И., Морозова Л. В., Пилина И. Б. Фитнес в вузе. Часть I. Классическая и силовая аэробика: учеб. пособие/Т. И. Мельникова, Л. В. Морозова, И. Б. Пилина. — СПб: ИПЦСЗИУ — фил. РАНХиГС, 2015. -216с.
  2.              Морозова Л. В., Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. канд.пед.наук, доц. А. Н. Дитятина. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2014.
  3.              Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.), Т. I. — Челябинск: Два комсомольца,2011.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, развитие координации, развитие, занятие, движение, аэробика, координационная способность студентов, двигательное действие, зрелый возраст, педагогический эксперимент.


Ключевые слова

физическое воспитание, здоровье, координация, фитнес, пластика, движение, аэробика, грациозность, ритмичность, системы организма

Похожие статьи

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Задать вопрос