Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 08.01.2016

Статья просмотрена: 2674 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Л. В. Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов / Л. В. Морозова, Т. И. Мельникова, О. П. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1039-1042. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25081/ (дата обращения: 13.04.2021).



 

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Ключевые слова: координация, физическое воспитание, фитнес, аэробика, пластика, грациозность, ритмичность, системы организма, здоровье, движение.

 

Влияние физической культуры, спорта, физической подготовки базируется на положительных изменениях в организме человека, обеспечивающих сохранение здоровья, развитие физических качеств и повышение результативности профессиональной деятельности. Степень всех положительных изменений зависит от выбора средств и методов физической культуры.

Немаловажным аспектом физического воспитания есть развитие двигательной функции, и умение владеть своим телом. Координация, как физическое качество человека осуществляет управление его движениями и упорядочение многообразных двигательных движений в одно целое в соответствии с установленной задачей[3, c. 39].

Координация — это согласование активности мышц тела, посланные на удачное выполнение двигательной задачи. Термин«координация»с лат.«coordinatio» — взаимоупорядочение.От нее зависит любое движение человека.Отдельные элементы движения связываются в целостное двигательное действие, которое совершается экономно, пластично и отчетливо.Главным образом, координация это врождённая особенность, которая формируется с раннего детства, но в более позднем возрасте её развитие приостанавливается из-за морфологических изменений связанных, в первую очередь, с трансформациями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, характерную координацию конкретного вида двигательной деятельности, возможно, приобрести и развить с помощью специальных упражнений. Развитие координации и равновесия продолжается до 16–18 лет, когда останавливается рост организма, но и даже в более зрелом возрасте благодаря целенаправленной тренировке можно усовершенствовать это качество.

Развитие и совершенствование координационных способностей (КС) является главной задачей процесса физического воспитания студентов. Неплохие координационные способности являются благоприятной платформой для развития других физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и т. д.).

Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в Северо-Западном институте управления (СЗИУ) на практических занятиях по физической культуре в работе со студентами используются программы фитнес-аэробики.

Фитнес-аэробика — это вид фитнеса, объединяющий популярные и современные направления: классическую аэробику, степ-аэробику, фитбол-аэробику и танцевальную аэробику. Фитнес-аэробика включает в себя самое лучшее из оздоровительной и спортивной аэробики. Фитнес-аэробика — это самый «здоровый» вид фитнеса, в котором ценят красоту, гармонию и совершенство.

Занятия фитнесом и всеми его направлениями в настоящее время имеют высокий рейтинг среди студенческой молодежи, систематические занятия позволяют повысить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом [2, с.111]. Занятия фитнес-аэробикой помогут реально посмотреть на себя и на потенциал своего организма. Аэробика содействует развитию координации, пластики тела, грациозности и формированию чувства ритма. Высокий темп, современные ритмы музыки и динамичность движений способствуют хорошему настроению.

Благодаря практическому опыту специалистов в разных видах спорта были определены следующие виды координационных способностей:

                   оценивание и контроль динамических и пространственно-временных параметров движений;

                   сохранение устойчивого равновесия;

                   чувство ритма;

                   произвольное расслабление мышц;

                   слаженность движений во время двигательного действия.

При освоении базовыми основами аэробики преподавательским составом кафедры физической культуры и спорта СЗИУ были разработаны критерии стиля и оценка их по 10 бальной шкале.

 

Таблица 1

Критерии стиля

 \№

Критерии

Баллы

1

Ритмичность

10

2

Координированность

10

3

Интенсивность

9

4

Общая выносливость

9

5

Пластичность

8

6

Доступность

7

7

Грациозность

6

8

Мышечная сила

5

9

Выразительность

5

 

В формировании координации и поддержания заинтересованности студентов к занятиям необходима каждый раз “новизна”. Например: при выполнении знакомых упражнений использовать не стандартные исходные положения, зеркальное исполнение движений, изменить ритм и темп исполнения.При поворотах, а также при выполнении комбинаций спиной необходимо понимать, что шаги и их ритм неизменны, а просто добавляется, пирует. Ориентироваться необходимо на мелодию. Даже если, двигаетесь спиной, что-то выходит неправильно, но в музыку при этом попадаете, то сохранится рисунок комбинации.

Постепенное усложнение аэробных связок, разнообразие движений и ускорение темпа — существенные условия для развития координации. Совершенствование координации движений невозможна без пространственной ориентировки, которая является значимым компонентом любого двигательного действия. В аэробике пространственные ориентировки можно развить достаточно легко, так как именно в аэробике синхронно участвуют и зрительные, и мышечные ощущения, и все движения сопровождаются объяснениями, установками, командами преподавателя. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Для развития координации в подборе упражнений для рук и ног следует учесть нарастание сложности. Кроме того, необходимо использовать движения, в которых изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно включать связки, соединяющие движения рук, ног и туловища.

При проведении занятий аэробикой используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся следующие:

  1.              Линейный метод.
  2.              Метод «от головы к хвосту».
  3.              Метод деления.
  4.              Метод музыкальной интерпретации.
  5.              Метод усложнения.
  6.              Метод сходства.
  7.              Метод блоков.
  8.              Метод «Калифорнийский стиль» [1, с.46].

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приёмом, способствующим быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Верный выбор музыкального оформления улучшает и качество движений, и придаст им особенную грациозность. Выбор музыкальной композиции должен зависеть от возраста, физической подготовленности занимающихся, нести современную тематику, образность и воспитательный момент.

Для организации и проведения исследования нами были использованы:

                   методы применения ретроспективной информации: анализ специальной литературы, анализ документальных материалов;

                   методы применения текущей информации: педагогический анализ, анкетирование, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.

Эксперимент содержал в себе опробование различных фитнес-направлений (классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-аэробики и танцевальной аэробики) с целью совершенствования координационных способностей студентов.

Экспериментальная работа осуществлялась с октября 2014 года по май 2015года. В педагогическом эксперименте принимало участие 45студентов, из них 27 человек с первого курса и 18 человек со второго курса. Со студентами первого курса проводились занятия с использованием таких фитнес-направлений как: классическая аэробика и силовая аэробика. На втором курсе добавились такие направления как: степ-аэробика и фитбол-аэробика. В ходе эксперимента была выявлена четкая закономерность у студентов второго курса в более быстром и правильном разучивании новых связок и комбинаций на степ-платформе и в освоении сложных координационных упражнений на фитболе.

Сопоставляя данные, выявленные в процессе экспериментальной работы по развитию и совершенствованию координационных способностей у студентов средствами стандартных упражнений и фитнес-аэробикой, нами были сделаны следующие выводы:

  1.              Анализ специализированной литературы показал, что вопрос развития и совершенствование координационных способностей студентов является актуальным и продолжает изучаться специалистами.
  2.              Занятия с применением различных фитнес-направлений оказывают эффективное воздействие на развитие координационных способностей студентов, чем занятия с использованием только общих развивающих упражнений.

Анкетирование студентов 1 и 2 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления выявило, что аэробика и ее разновидности являются отличным средством многостороннего физического развития и эстетического воспитания молодежи. Фитнес-аэробика оказывает положительное влияние на системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), снижает психическое напряжение, повышает умственную и физическую активность и оказывать содействие положительному улучшению эмоционального самочувствия. Танцевальные движения направлены на развитие навыков владения телом, и координировать свои движения в пространстве.

По факту проделанной работы, мы можем говорить об эффективности применения фитнес — аэробики на занятиях по физической культуре с целью усовершенствования координационных способностей.

 

Литература:

 

  1.              Мельникова Т. И., Морозова Л. В., Пилина И. Б. Фитнес в вузе. Часть I. Классическая и силовая аэробика: учеб. пособие/Т. И. Мельникова, Л. В. Морозова, И. Б. Пилина. — СПб: ИПЦСЗИУ — фил. РАНХиГС, 2015. -216с.
  2.              Морозова Л. В., Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. канд.пед.наук, доц. А. Н. Дитятина. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2014.
  3.              Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.), Т. I. — Челябинск: Два комсомольца,2011.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, развитие координации, аэробика, движение, занятие, координационная способность студентов, развитие, двигательное действие, зрелый возраст, педагогический эксперимент.


Похожие статьи

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Похожие статьи

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

— М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография.

Формирование координационных способностей детей...

дошкольный возраст, способность, упражнение, оздоровительная работа, координационная способность детей среднего, движение, физическое воспитание, быстрый темп, двигательное действие, общий подход.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания...

Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на...

Ключевые слова: спортивная борьба, студенты, развитие, координационные способности.

Единоборство в борьбе протекает в условиях выполнения многообразных двигательных технических действий и операций.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Целью статьи являются педагогические условия развития координации движений у детей дошкольного возраста в непосредственной

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа по формированию...

Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, координация, координационные способности.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями.

Развитие силовых способностей с помощью применения...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО.

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

- развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Задать вопрос