В современных условиях транспорт имеет особое значение. Уровень экономического развития напрямую зависит от уровня развития транспортной отрасли. Это касается, в первую очередь, России — страны, обладающей огромной территорией. Транспортные коммуникации объединяют все районы государства, что является необходимым условием его территориальной целостности. Необходима эффективная организация системы грузовых перевозок, поддерживающей транспортно-экономические связи.
В настоящее время Российская Федерация обладает недостаточной конкурентоспособностью транспортной системы на мировом рынке в связи с использованием не в полной мере транзитного потенциала, а также несоответствием инфраструктуры транспорта требованиям торговли на внешнем рынке. Для решения данной проблемы необходимо уделить особое внимание развитию международных транспортных коридоров, таких как «Север-Юг» и «Запад-Восток», на которые в перспективе будут сосредоточены основные международные потоки грузов.
Для увеличения транзита также необходимо эффективное развитие транспортно-логистических центров, целью которых является организация оперативного транспортно-логистического обслуживания грузовых перевозок с использованием различных видов транспорта, введение новых технологий в перевозочный процесс, вовлечение международных транзитных потоков, повышение уровня конкурентоспособности российских предприятий на рынке транспортных услуг.
Величина объема перевезенных грузов всеми видами транспорта за период 2005–2015 гг. приведена в таблице 1.
Таблица 1
Грузопоток РФ всеми видами транспорта за период 2005–2015гг.
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Грузопоток, млн. тонн |
9167 |
9301 |
9451 |
9451 |
7470 |
7750 |
8337 |
8519 |
8264 |
8006 |
7465 |
Объем перевозок грузов всеми видами транспорта за последние 10 лет сократился на 18,6 %. Это связано с кризисами 2009 и 2015 годов, которые привели к снижению количества клиентов логистической сферы и сокращению объемов импорта и экспорта товаров.
Существует множество различных стратегий развития, как отрасли грузоперевозок в частности, так и экономики страны и регионов в целом. Основными направлениями развития являются совершенствование инфраструктуры, подвижного состава, уровня оказываемых логистических услуг. Требуется комплексное применение всех вышеуказанных мер.
Создание единой транспортно-логистической системы, включающей в себя логистические центры различного уровня и назначения, территориально и функционально согласованные с транспортной инфраструктурой и планами по комплексному развитию территорий будет являться надежным основанием для формирования единого транспортного пространства страны [1].
К транспортной системе относятся не только международные коридоры и логистические центры, но и транспортные узлы двух типов — федерального и регионального. Одним из региональных узлов является город Самара, который и выступает в качестве объекта исследования.
Существенное преимущество Самарской области — выгодное географическое положение. Транспортный узел Самары может стать одним из главных центров грузопереработки и объединения транзитных и экспортно-импортных грузопотоков. Он является одним из самых крупных в России и обладает высоким логистическим резервом в русле грузопотоков между странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона (пересечение важнейших МТК «Север-Юг» и «Запад-Восток»). Самарский транспортный узел, представленный практически всеми видами транспорта, способен обслуживать как российские, так и международные грузопотоки из/в Казахстан, Среднюю и Юго-Восточную Азию, Европу и Китай [2].
Самарская область имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру (в большей степени соответствующую высокому транзитному потенциалу региона), важнейшими характеристиками которой являются: развитая сеть железнодорожных магистралей широтного направления, мощные узловые станции железной дороги (Сызрань, Самара, Кинель), достаточно густая и развитая сеть автодорог, наличие нескольких аэродромов в пределах агломерации Самара-Тольятти, аэропорт «Курумоч» между Самарой и Тольятти, наличие взлетных площадок на северо-востоке области, на территории области имеются три крупных порта и достаточно много пристаней [3].
Объем перевезенных грузов Самарской области за период 2003–2014 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2
Грузопоток Самарской области всеми видами транспорта за 2003–2014гг.
Год |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Грузопоток, млн. тонн |
82,6 |
80,6 |
73,2 |
73,7 |
76,5 |
70,9 |
66,6 |
70,3 |
75,8 |
77,7 |
79,2 |
86,3 |
Как видно из таблицы, значение общего грузопотока за рассматриваемый период увеличилось на 3,7 млн. тонн или на 4 %.
Для анализа обеспеченности перспективного грузопотока транспортной инфраструктурой необходимо произвести прогноз изменения объема перевозимых грузов на среднесрочную перспективу. Располагая соответствующей статистикой за период с 2003 по 2014 гг., спрогнозируем значение грузопотока на 2014 год разными методами и сравним полученное значение с фактическим. Выберем метод, дающий наиболее приближенное к реальности значение. После чего, спрогнозируем значение объема грузопотока Самарской области на несколько лет.
Все значения грузопотока за 2014 год, полученные прогнозируемыми методами, занесены в таблицу 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ методов прогнозирования
|
Метод наименьших квадратов |
Методы сглаживания |
Методы экстраполяции |
|||||
По показательной функции |
По квадратичной функции |
На основе осредненных по прошлым годам приростов |
На основе среднего коэффициента роста |
|||||
Прогноз грузопотока на 2014 год, млн. т |
73,090 |
73,083 |
84,315 |
78,868 |
76,876 |
|||
Фактическое значение грузопотока на 2014 год, млн. т |
86,340 |
|||||||
Разница факта и прогноза, млн. т |
13,250 |
13,257 |
2,025 |
7,472 |
9,464 |
|||
Согласно полученным данным и проведенному сравнению, метод сглаживания по квадратичной функции дает результат наиболее приближенный к фактическому значению. Рассчитаем данным методом объем перевезенных грузов в 2015–2017 гг.
Методом сглаживания по квадратичной функции спрогнозируем значение грузопотока сначала на 2015 г.
Уравнение квадратной параболы имеет вид . B данном методе задача сводится к определению неизвестных параметров: a, b, c. Применяя метод наименьших квадратов, получим уравнение:
.
Для нахождения значений неизвестных параметров a, b, c, при которых функция была бы минимальной, необходимо приравнять частные производные по этим величинам к нулю. После всех преобразований получаем упрощенную систему нормальных уравнений [4]:
Фактические годовые объемы грузовых перевозок за 2003–2013 гг. приведены в таблице 4.
Таблица 4
Прогноз грузопотока методом сглаживания по квадратичной функции
Год |
Грузопоток Nt, млн. тонн |
Условное обозначение времени t |
t2 |
Nt ∙ t |
Nt ∙ t2 |
t4 |
Nсред |
2003 |
82,63 |
-6 |
36 |
-495,78 |
2974,68 |
1296 |
83,593 |
2004 |
80,56 |
-5 |
25 |
-402,8 |
2014 |
625 |
79,358 |
2005 |
73,15 |
-4 |
16 |
-292,6 |
1170,4 |
256 |
75,917 |
2006 |
73,66 |
-3 |
9 |
-220,98 |
662,94 |
81 |
73,269 |
2007 |
76,46 |
-2 |
4 |
-152,92 |
305,84 |
16 |
71,414 |
2008 |
70,88 |
-1 |
1 |
-70,88 |
70,88 |
1 |
70,353 |
2009 |
66,56 |
1 |
1 |
66,56 |
66,56 |
1 |
70,611 |
2010 |
70,28 |
2 |
4 |
140,56 |
281,12 |
16 |
71,930 |
2011 |
75,76 |
3 |
9 |
227,28 |
681,84 |
81 |
74,042 |
2012 |
77,73 |
4 |
16 |
310,92 |
1243,68 |
256 |
76,948 |
2013 |
79,21 |
5 |
25 |
396,05 |
1980,25 |
625 |
80,647 |
2014 |
86,34 |
6 |
36 |
518,04 |
3108,24 |
1296 |
85,139 |
Сумма |
913,22 |
0 |
182 |
23,45 |
14560,4 |
4550 |
913,22 |
Подставляя в систему нормальных уравнений расчетные значения (см. таблицу 4), получаем следующую систему уравнений:
Из данной системы уравнений получаем, что a = 70,085, b = 0,129, c = 0,397.
Тогда искомое уравнение квадратной параболы имеет вид:
.
Сглаженные уровни заносятся в последний столбец таблицы 4.
Для того чтобы определить прогноз объема перевезенных грузов за 2015 год, необходимо подставить соответствующее значение t = 7 в искомое уравнение:
млн. тонн.
Затем найдем значение грузопотока на 2016 г., подставив в таблицу 4 полученное прогнозное значение 2015 года и пересчитав коэффициенты, и, наконец, на 2017 г. аналогичным образом.
млн. тонн;
млн. тонн.
Учитывая, что 2015 год является кризисным периодом во всех сферах экономики страны, прогноз в данном случае может быть не совсем корректным. Похожая ситуация наблюдалась в 2009 году, в котором очевидно резкое падение объема перевезенных грузов. Таким образом, на основе сравнения известных значений грузопотока 2008 и 2009 гг. вычислим и введем поправочный коэффициент для расчета уточненной величины объема перевезенных грузов на 2015 год:
.
Следовательно, пересчитав значение грузопотока за 2015 год, методом сглаживания по квадратичной функции проведем пересчет значений на 2016 и 2017 гг.:
млн. тонн;
млн. тонн;
млн. тонн.
Аналогично, введем поправочный коэффициент для расчета объема перевезенных грузов на 2016 год:
.
Следовательно, имея величину грузопотока за 2015 год и пересчитав значение грузопотока за 2016 год, методом сглаживания по квадратичной функции проведем пересчет значения на 2017 г.:
млн. тонн;
млн. тонн;
млн. тонн.
Таким образом, имеем 3 сценария развития событий на рынке грузовых перевозок Самарской области (рисунок 1).
Рис. 1. Три сценария динамики изменения грузопотока на период 2015–2017 гг.
Стоит отметить, что различные факторы оказывают влияние на уменьшение величины грузопотока в 2015 году, однако Правительство Самарской области предпринимает меры по выходу из кризисного положения.
С точки зрения увеличения конкурентоспособности Самарской области и в рамках общей стратегии развития транспортно-логистической системы Российской Федерации предполагается создание на территории региона сети транспортно-логистических центров. Данная мера позволит не только сохранить имеющийся объем перевозимых грузов, но и привлечь за счет повышения уровня согласованности в использовании всех видов транспорта, высокой скорости переработки и продвижения грузов, снижения общих транспортных издержек, обеспечения высокого качества транспортно-логистических услуг дополнительный грузопоток.
Литература:
- Егоршев С. М. Тенденции развития логистических центров в Российской Федерации [Текст] // Научно-аналитический журнал «Логистика». — 2011. — № 6 — С. 4–8.
- Постановление Правительства Самарской области от 23 сентября 2010 г. № 422 (с изменениями на 30 декабря 2011 года) «О концепции развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/945029027].
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [Электронный ресурс: http://pandia.ru/text/78/205/15709.php].
- Губенко А. В. Экономика воздушного транспорта [Текст] / А. В. Губенко, М. Ю. Смуров, Д. С. Черкашин. — СПб: Питер, 2009. — 288 с.