Автор: Уварова Марина Леонидовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.09.2016

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Уварова М. Л. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 399-401.



Ключевые слова: познавательный интерес, синквейн, кластер, тестовые задания, дидактическая игра

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д. И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения.

Развитие — это процесс достижения ранее не достигаемого результата. Развитие как необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате чего возникает их новое качественное состояние.

В педагогической практике сложились различные подходы к пониманию познавательного интереса. Одни видят в нем лишь проявление такой черты педагогического процесса, как занимательность.Занимательность предполагает внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся. Тем самым вызывается так называемый непосредственный интерес,не изменяющий внутреннего плана деятельности школьников, их отношения к учению.

Познавательный интересвыражается в познавательной активности, ясной избирательной направленности на учебные предметы, ценной мотивации, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Характеризуется поступательным движением познавательной деятельности, связанной с активным поиском интересующей школьника информации.

Познавательные интересы подростковобеспечивают им достаточно высокую активность в учебном процессе и в поиске дополнительной информации по значимым для них вопросам. Своими познаниями подросток нередко опережает прохождение программного материала и может использовать в учебном процессе информацию, полученную им самостоятельно. Это вызывает у него чувство самоуважения и укрепляет его познавательный интерес.

Интересы старшеклассниковво многом обусловлены их стремлением найти ответы на вопросы, связанные с проблемой человека, его местом в мире, отношениями между людьми. На этом фоне у них развивается интерес к этическим нормам, моральным оценкам людей, происходит переоценка многих ранее усвоенных ценностей. Активизируются процессы самопознания, размышления о жизненных перспективах. [1]

Формирование и развитие познавательного интереса у учащихся происходит путём использования разнообразных форм и методов обучения. Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр, решение задач, и, конечно же, химический эксперимент.

В качестве индивидуальных заданий, формирующих познавательный интерес учащихся к предмету, можно предложить составление синквейна, кластера.

Учащиеся с большим удовольствием работают на уроке и дома над составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов.

Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительноеилиместоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всегоприлагательныеили причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремяглаголамиили деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личноеотношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна долженобладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам. [2]

«Кластер» в переводе с английского — ячейка, с латинского — гроздь, пучок, созвездие.

В образовании кластер — это графически оформленная в определенном порядке в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. В центре — название темы, проблемы, вокруг нее суждения — крупные смысловые единицы, соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.

Таким образом, кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер можно использовать на самых разных этапах урока, при изучении различных тем курса химии. [3]

Использованиекомпьютерных презентацийна уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока, сопровождая объяснение учителя. Кроме того, отыскав на просторах Интернета необходимый видео эксперимент, легко вставить его в презентацию урока и демонстрировать его при соблюдении правил техники безопасности.Презентации целесообразно использовать на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Нельзя обойти вниманием такую форму работы как тест.

Тестирование — это одна из форм обучения, позволяющая сократить время контроля знаний, активизировать детей при закреплении изученного материала и решить еще одну проблему, это подготовка учащихся к ЕГЭ. Задания с выбором ответа вполне естественны и педагогически эффективны. Причем этот способ применим не только для проверки знаний, но и при изучении нового материала и его закреплении, так как он позволяет лучше запомнить новое понятие и определить их место в ранее полученных знаниях. Считаю, что такие работы дают учащимся ощущение самостоятельности и творческого участия в процессе изучения предмета. Тестовые задания по химии отличаются по форме, содержанию и степени сложности. Среди большого разнообразия можно предложить следующие виды тестов.

  1. Задания с выбором одного правильного ответа.
  2. Задания на установление соответствия (логические пары).
  3. Задания на установление правильной последовательности.
  4. Задания открытой формы с кратким ответом.

Если задание составлено грамотно, то в поисках правильного ответа учащимся приходится думать, сопоставлять один правдоподобный ответ с другим. Таким образом, создается проблемная ситуация, которая активизирует мышление учащихся.

Выполняя традиционные упражнения, ученик идет по пути, предложенному учителем, а при выполнении тестовых заданий он сам выбирает путь решения.

Современная групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всего класса, в ходе которой учитель ставит проблемы и дает задания группам.

Рассмотрим групповую работу в паре или в четверке. При этом каждый ученик индивидуально решает небольшую задачу, затем на основании результатов индивидуальной работы этими двумя учащимися выполняется общая совместная работа; а потом по результатам совместной работы в паре — общая работа четырех учащихся. На каждом этапе работы осуществляются само — и взаимоконтроль и оценка. Эта форма организации учебной деятельности используется при осознании частных вопросов и выполнении практикумов.

Кроме этого, на уроках химии целесообразно использовать коллективную работу больших групп учащихся. При этом разные группы получают разные задания в рамках общей темы. Фронтальная постановка проблемы и последующее расчленение темы, и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы, таким образом, устанавливаются твердые взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Группы назначаются на этапе закрепления знаний и носят временный характер. По итогам работы группы учащиеся получают одинаковые отметки.

Во время групповой работы на уроке учитель выполняет функции консультанта.

В настоящий момент не потеряли своей актуальности дидактические игры. Они делают процесс усвоения и закрепления изучаемого материала более интересным и эмоциональным.

Дидактическая игра — это специальный методический приём или метод обучения в виде игровой ситуации, направленный на достижение определённых дидактических целей в процессе обучения.

Кроме интереса к предмету у школьников вырабатываются умения сосредоточиться, преодолевать трудности, самостоятельно и быстро принимать решения, а так же развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия.

В качестве примера дидактической игры предлагаю использовать «Химический конвейер». Эту форму работы можно использовать на обобщающих уроках, например, после изучения тем «Генетическая связь между классами неорганических соединений» в 8 классе и «Химические свойства металлов» в 9 классе.

Класс делится на 3 группы, по рядам.

Каждой группе предлагается задание, например, составить уравнения реакций, в которых участвуют кальций (1 группа учащихся), магний (2 группа) и барий (для 3 группы учеников) и их соединения.

Внутри каждой группы ребята выбирают консультанта, как правило, из числа хорошо успевающих по предмету, который в течение 1–2 минут после окончания работы своих товарищей проверяет ошибки.

На «Химический конвейер» отводится 10 -12 минут.

За отведённое время учащиеся по очереди записывают уравнения реакций на доске. Затем подводятся итоги работы.

Победившая команда получает оценки по доле участия каждого.

Следует отметить, что коллективное выполнение задания вовлекает в работу и слабоуспевающих учащихся. Такие учащиеся приводят несложные уравнения реакций, (реакции горения простых веществ, разложения сложных веществ) как правило, без ошибок.

При обсуждении результатов работы ученики очень критичны и следят за работой не только товарищей внутри своей группы, но и соседних.

Решение задач при обучении химии всегда считалось важным, с помощью задач учащиеся осваивают основные понятия и законы химии, знакомятся с системой обозначений, постигают количественные соотношения между реагирующими веществами, приобретают опыт и вырабатывают навыки практической деятельности. У обучаемых формируется химическое мышление, способность самостоятельно добиваться результата при разрешении возникающих проблем, формируется активная жизненная позиция.Наряду с традиционными средствами обучения решению задач, такими как задачники, практикумы, рабочие тетради, в настоящее время существует значительное число электронных пособий, предназначенных для обучения химии. Информационные технологии играют все более заметную роль в организации обучения химии. Применение информационных технологий для обучения решению химических задач предоставляет новые возможности передачи информации, более широкого применения средств наглядности, позволяет сочетать индивидуализацию обучения с активностью учащихся.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы.Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога разглядеть способности и таланты каждого ребенка, раскрыть их и развивать.

Литература:

  1. http://studopedia.su/4_11805_poznavatelnie-interesi-uchashchihsya-po-g-i-shchukinoy.html
  2. Бакирова Т. И. Синквейн на уроках химии. http://festival.1september.ru/articles/608942/
  3. Коровин Д. Что такое кластер? // Компьютерра. — 2002. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательного интереса, познавательного интереса учащихся, уроках химии, познавательный интерес учащихся, Развитие познавательного интереса, формы работы учащихся, уравнения реакций, обучения химии, познавательную деятельность учащихся, форму работы, уроках химии целесообразно, больших групп учащихся, мышление учащихся, пониманию познавательного интереса, организации обучения химии, учебном процессе, обучения решению, обучения решению задач, слабоуспевающих учащихся, коллективные формы работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос