Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 22.09.2016

Статья просмотрена: 680 раз

Библиографическое описание:

Щетинина, Н. А. Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе / Н. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 567-573. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33882/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывчивости на прекрасное, в нравственно-эстетическом воспитании современного поколения.

Ключевые слова: тематическая выставка, художественный проект, «Арт-галерея Щетининых», живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, художник, природа, цветы

Художественные выставки представляют собой заметное явление культурной жизни современного общества. Они приобщают человека к непреходящим гуманитарным ценностям, национальным традициям, оказывая активное воздействие на его мировосприятие и исподволь воспитывая эстетический вкус. Интенсивная и многогранная выставочная деятельность характеризует «Арт-галерею Щетининых», которая была открыта в Барнауле осенью 2003 года. За период своего существования первая частная галерея в Алтайском крае представила около 120 временных выставок. Можно выделить основной типологический спектр реализованных выставочных проектов: тематические, концептуальные, персональные, групповые, юбилейные, мемориальные, международные, молодежные, детские выставки. Они, как правило, становятся площадкой для разнообразных форм взаимодействия со зрителем: экскурсий, мастер-классов, лекций, творческих встреч с художниками. Вся работа галереи направлена на пробуждение внутреннего диалога человека с искусством. Оригинальные произведения алтайских мастеров живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, экспонируемые на выставках, показывают широкому зрителю уникальную художественную культуру нашего края.

Самыми распространенными являются тематические экспозиции, в основе которых лежит общая идея, объединяющая разноплановые произведения искусства. Традиционный тематический принцип формирования временных выставок наиболее востребован и вызывает большой зрительский интерес благодаря актуальности и оригинальности заявленных тем. Одной из особенностей экспозиционной деятельности арт-галереи стала организация циклов выставок, что позволяет глубже раскрывать тему, а иногда и сложную, многоаспектную проблему. В ряде таких удачных проектов как «Алтай — край вдохновения», «Моя семья», «Цветы Алтая», представивших самые популярные жанры творчества (пейзаж, портрет, натюрморт), утверждаются универсальные человеческие ценности. Каждый проект сложился из серии экспозиций, которые диктовала сама жизнь и весь предыдущий опыт экспонирования в галерее. Например, весенние групповые вернисажи «Палитра современниц» (2004), «Живая душа цветов» (2008), а также персональные выставки И. Щетининой, О. Яуровой, Л. Никольской, Е. Никитиной, И. Хайрулинова и некоторых других художников, в творчестве которых цветы занимают значительное место, переросли в цикл тематических экспозиций «Цветы Алтая».

Наиболее яркое и убедительное воплощение идея получила в реализации недавних выставок «Бенефис ириса» (2014) [1] и «Ода подсолнуху» (2016) [2]. Благодаря таким проектам происходит открытие красоты окружающего мира, рождается любовь и духовная привязанность к родным местам. В изображении цветов каждый художник находит свой собственный язык, оригинальное решение природного образа. Особенно заметно это своеобразие, когда у всех один вдохновитель — изысканный и нежный ирис или солнечный и жизнеутверждающий подсолнух. В наибольшей степени интересны произведения, выполненные в разнообразных техниках декоративно-прикладного искусства. Здесь в полной мере проявляется самобытность восприятия и авторская стилизация растительных мотивов. Вступая в диалог с природой, постигая ее гармонию, творцы делятся с публикой сугубо личными переживаниями и неизменно находят отклик в душе посетителей подобных вернисажей. Созерцая преображенные образы цветов в выставочном пространстве галереи, они испытывают восторг перед красотой мира и неисчерпаемостью его форм.

Художники любят рисовать цветы и не перестают восхищаться их совершенством. Для того чтобы постигнуть и разобрать строение цветка надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. Выдающийся русский художник П. П. Кончаловский признавался, что пишет цветы, как музыкант играет гаммы. Цветы становятся «великими учителями» не только художников, но и внимательных, неравнодушных зрителей.

На открытии выставки «Бенефис ириса» известный алтайский живописец, заслуженный художник России, автор монументальных полотен Ильбек Хайрулинов сказал, что третью часть его творчества составляют изображения цветов. Новая картина мастера «К жизни» (2014) — философское размышление и своеобразный гимн творчеству, где одухотворенный образ ирисов несет определенную смысловую нагрузку. Ключевой работой данной экспозиции стала картина еще одного заслуженного художника России, алтайского классика, мастера натюрморта Майи Ковешниковой «Восторг. Лето. Ирисы» (2011). Под ласковым ветром колышется цветущий сад, играющий на солнце всеми цветами радуги. Поражает звучность и чистота красок, которые на холсте становятся многоцветными лепестками и заставляют забыть, что это всего лишь отраженная красота!

Рис. 1. Афиша групповой тематической выставки «Бенефис ириса». Барнаул, 2014

Подробнее хотелось бы остановиться на последней выставке из цикла «Цветы Алтая», которая по традиции открылась накануне женского праздника 8 марта. Целое поле подсолнухов расцвело в «Арт-галерее Щетининых» на художественной выставке «Ода подсолнуху», приветствуя наступление весны и животворное тепло солнца. Алтайские мастера продемонстрировали неожиданное разнообразие в решении образа желто-оранжевого чуда. Несколько десятков «маленьких солнышек» заполнило выставочное пространство позитивной энергией и яркими эмоциями. Для многих авторов приветливый цветок стал своеобразным символом, помог выразить свое понимание философии бытия.

Рис. 2. Обложка каталога групповой тематической выставки «Ода подсолнуху». Барнаул, 2016

Подсолнечник — это лето, свет и тепло солнца, неиссякаемая энергия жизни, символ плодородия, радости и оптимизма. Он живет в согласии с космическими ритмами и является воплощением взаимосвязи всего живого на земле. Подсолнух, пожалуй, одно из самых популярных и любимых растений в России. На бескрайних полях и почти в каждом огороде среди моркови и свеклы красуется подсолнуховая рать.Благодаря своей совершенной красоте и символике образ подсолнечника нередко использовался в декоративно-прикладном искусстве: цветок вышивали на тканях, вырезали из дерева, отливали из металла. Он становился частым персонажем полотен великих мастеров мировой живописи. В наше время солнечный цветок по-прежнему вдохновляет многих художников, становясь главным героем их произведений.

Многообразная трактовка распускающихся и увядающих, жарко пылающих и блеклых, одиноких и собранных в букеты или растущих в поле цветов представлена в разных техниках и жанрах. Изображая подсолнухи, алтайские художники чаще всего обращаются к живописи и наиболее подходящим для их запечатления жанрам пейзажа и натюрморта. Нередко мастера нашего края выезжают на пленэр, чтобы показать позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов и милые сердцу деревенские окраины, где непременно можно увидеть впитавшие свет горячих лучей огромные желтые соцветия на высоких стеблях. Буколические мотивы с неизменными подсолнухами за плетнем привлекли внимание Валерия Марченко («Теплый вечер»), Юлии Кикоть («За околицей»), Сергея Дедова («Солнечная деревня»). Их картины проникнуты добрыми чувствами и симпатией к первоосновам жизни, органичным провинциальному человеку, которых сейчас не хватает городским жителям. В ранних этюдах Анатолия Щетинина «Дом, где я родился» и «Мастерская отца» подсолнух ассоциативно связан с теплом дома, с чем-то родным и близким, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. В тонком по колориту, напоенном светом и воздухом пейзаже зрелого периода творчества живописца «В августе на Змеиногорской земле» растение становится одним из символов плодородной земли Алтая. Свежесть непосредственного впечатления от созерцания самых популярных в сельской местности цветов передана в полотне Валентина Шипило «Подсолнухи». Живым и несколько небрежным мазком автор показывает природное естество группы подсолнечников, покачивающихся на ветру и находящихся в постоянном движении за небесным светилом. Абстрактное художественное мышление Александра Гнилицкого, чаще всего пишущего беспредметные живописные композиции, превратило подсолнухи в ритмическое взаимодействие цветовых пятен. Но при явном обобщении реалистических образов, увиденных в природе, всё же возникают определенные ассоциации и настроение. Восторгом перед красотой окружающего мира пронизан холст Юлии Белиховой «Под ласковым солнцем Алтая», в котором ярче солнца сверкают на фоне бирюзового неба полные жизненной силы цветы. В произведениях С. Дедова «Воробушки» и С. Панова «Плутовки» они стали героями жанровой сцены с участием птиц.

Рис. 3. Белихова Ю. С. Под ласковым солнцем Алтая. 2013

Художники часто пишут подсолнечники не только под открытым небом в лучах солнца, улавливая мимолетные состояния световоздушной среды, но и собирают их в букеты, отражая короткий период существования срезанных цветов. Наряду с другими дарами флоры подсолнухи занимают значительное место в творчестве Ирины Щетининой. Один из любимых ее мотивов — щедрые дары природы Алтая — вылился в цикл работ, где привычные желтые и декоративные красные подсолнечники являются смысловой и композиционной доминантой: «Перцы и подсолнухи», «На веранде в сентябре», «Дары теплой осени» и другие. Нередко в одном произведении автор реалистично показывает весь жизненный цикл цветов от зеленого бутона до полной спелых семечек корзинки. Виталий Борисов пошел дальше и запечатлел конечную стадию их существования в работе «Сухие подсолнухи». В основном авторы воспринимают подсолнух жизнерадостным растением, предпочитая рисовать его в зените цветения, собранным в вазы целыми охапками. Такими мы видим цветы в произведениях А. Потапова, Н. Панченко, Л. Никольской, Ю. Кикоть, Н. Красиковой и других художников.

Рис. 4. Щетинина И. В. Натюрморт. Дары теплой осени. 2010

На выставке представлено немало графических работ, особенно акварелей, в которых у авторов есть возможность передать все живописные переливы и оттенки «пламенеющих» цветов. В первую очередь нужно отметить артистичные, выполненные на одном дыхании, акварели заслуженного художника России Глеба Белышева. Легко и естественно оживают подсолнухи под его талантливой кистью! Татьяна Дедова, используя декоративный язык художника по тканям, изобразила подсолнечники в редко встречающейся на современных вернисажах технике пастели. Ее натюрморты «Дары леса», «Подсолнухи с ягодами и сухими травами» изысканны и романтичны, а «Алтайские подсолнухи» исполнены в стилистике текстильного рисунка с элементами украшательства. Акварель «На пасеке» Елены Корчугановой, созданная на пленэре в технике «а ля прима», передает свежесть восприятия натуры и, кажется, глядя на нее, можно уловить запах летнего разнотравья. Совсем другой подход у Светланы Рудаковой. В ее монохромном листе образ цветка предстает глубоко символичным. Его сердцевина как будто отражает близкий нам мир, и в то же время вмещает в себя всю вселенную в ее бесконечном круговороте. Молодой график Иван Быков выбрал свой творческий почерк, экспериментируя в смешанной технике. Его серия «Алтай сельскохозяйственный» представлена новой неординарной работой «В полях подсолнечника».

Традиционным стало участие в выставках галереи преподавателей художественных заведений Барнаула. Они показали свое мастерство в разных техниках от классической реалистической живописи до удивительно многообразных стилизаций в декоративно-прикладном творчестве. Некоторые из педагогов привлекли к участию в вернисажах учеников. Как всегда, ярко выступила мастер текстиля Татьяна Горбунова. Наряду с собственными запоминающимися произведениями в технике гобелена и лоскутного шитья, она представила оригинальные ученические работы.

Рис. 5. Выставка «Ода подсолнуху» в «Арт-галерее Щетининых». Барнаул, 2016

Выступления гостей на открытиях выставок и постоянная обратная связь, которая устанавливается с заинтересованным зрителем через книги отзывов, помогают арт-галерее сформировать выставочную политику и убедиться в правильном направлении работы, а также ответить на многие возникающие вопросы. Важное нравственно-эстетическое значение выставок, их весомая роль в утверждении непреходящих ценностей подтверждается словами из книг отзывов: «Тематическая выставка — это прекрасно, профессионально, жизнерадостно, в русских традициях! Профессор АлтГУ, доктор искусствоведения Т. М. Степанская», «Бенефис Ириса состоялся! Цветы сказочной красоты!!! Работы авторов побуждают к творчеству и вдохновению!»; «Прекрасная тема: прекрасный, королевский цветок. Даже просто созерцая его (или изображение в различных ипостасях), как-то облагораживаешь себя, свое внутреннее «Я»…; «В очередной раз любимая галерея дарит поклонникам красоты и гармонии великолепную выставку. Это гимн свету, жизни! Каждый экспонат ценен по-своему. Чувствуется, с какой любовью и трепетом создавался этот проект. Огромное спасибо и дальнейших успехов! Преподаватель музыкального колледжа Н. В. Могилевская». Очень ценно организаторам мнение доктора философии А. С. Фролова: «… Выставка излучает энергетику жизни, пафос оптимизма. Для меня эта выставка — самое точное отражение деятельности творческой, подвижнической семьи Щетининых, — деятельности, несущей энергию Добра, Надежды, Оптимизма… Спасибо вам! Новых планов и их осуществления!».

Таким образом, «Арт-галерея Щетининых» как просветительский, коммуникационный и культурный центр является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в сибирском регионе. Ее выставочная деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, который во многом реализуется через тематические и концептуальные художественные проекты. Такие выставки побуждают к сопереживанию, развивают потребность в красоте, учат ценить прекрасное в искусстве и в жизни, вырабатывают тонкий эстетический вкус.

Литература:

  1. Бенефис ириса: живопись, графика, батик, керамика: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. И. В. Щетинина, Н. А. Щетинина, авт. вст. ст. И. В. Щетинина. — Барнаул: Графикс, 2014. — 28 с.
  2. Ода подсолнуху: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. И. В. Щетинина, Н. А. Щетинина, авт. вст. ст. Н. А. Щетинина. — Барнаул: Графикс, 2016. — 28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подсолнух, барнаул, выставка, декоративно-прикладное искусство, заслуженный художник России, художник, цветок, групповая тематическая выставка, значительное место, Тематическая выставка.


Похожие статьи

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»

В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Похожие статьи

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»

В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Задать вопрос