Плюсы и минусы дистанционного обучения и использование здоровьесберегающих технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Обутова, М. В. Плюсы и минусы дистанционного обучения и использование здоровьесберегающих технологий / М. В. Обутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1 (123.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/123/32608/ (дата обращения: 18.11.2024).



Компьютерные технологии широко используются во всех областях жизни современного человечества. Это касается и образования В последнее время все чаще используются дистанционнная система обучения. Каковы же ее плюсы и минусы?

При рассмотрении этого вопроса в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого.

Думается, что сказанное остается верным и в отношении больных детей и детей-инвалидов. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать детям с ограниченными возможностями полноценное образование наравне со здоровыми детьми? Не всегда.

Вот поэтому и привлекает всеобщая доступность дистанционного обучения. В каждом образовательном учреждении найдутся ребятишки, теряющие уроки по независящим от них причинам: дети с ограниченными физическими возможностями, временно потерявшие возможность заниматься в школе из-за болезни, дети, проживающие в зонах затопления во время половодий и в местности, значительно удаленной от школы… Дистанционные занятия могут стать единственной формой работы, позволяющей полностью пройти учебную программу, получить более высокие оценки, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах. Это и есть новый подход к образованию – индивидуальный подход к обучению в сочетании с социальной адаптацией детей.

Не все дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут с психологической точки зрения быстро войти в мир обычных людей… А вот с прочным запасом знаний, с портфолио, содержащим результаты личных побед ребенка, – уверенность в собственные силы и возможности у таких детей возрастает в разы. Кроме того, такие дети часто нуждаются в другом графике учебных занятий: например, уменьшается время урока, а время отдыха увеличивается, во время обострения заболевания ученик может приостановить свои занятия…

Отсюда вытекает следующий плюс дистанционного обучения: гибкость графика занятий. Ученик может регулировать процесс своего обучения. График составляется либо им самим, либо вместе с преподавателем. Логическое завершение обучения также обсуждается и часто стеснительный или психологически неуравновешенный ребенок легко сдает зачет по этому курсу легче, свободнее, увереннее.

К недостаткам дистанционного обучения могу отнести невозможность заменить живое общение между учителем и учеником. Никакие новые технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние ребенка, выстроить так систему работы, чтобы ученик «зажегся» данной темой. Курс не принесет никаких результатов, если учащийся не может отвлечься от каких-либо собственных проблем, а рядом нет внимательного педагога. Не сможет ребенок осилить программу курса и, если что-то не получилось на первом этапе, а усидчивости нет.

Как же будет протекать данный процесс? Апробация данной системы по большинству предметов школьной программы показала высокий уровень эффективности при следующем порядке работы:

Выбор нужного вам дистанционного курса (на надомном отделении это, как правило тот УМК, который используется в данной школе), изучение программы курса; консультирование с учителем; определение сроков и формы сдачи контрольного материала; изучение теоретического материала определенного учебного блока; выполнение тренировочных заданий; прохождение тренировочного тестирования; выполнение контрольной работы на оценку.

После изучения теоретического материала учащийся пересылает по электронной почте выполненную контрольную работу. Если учащийся по собственному желанию выполнил какие-либо дополнительные задания, тексты работ прилагаются к контрольной работе. Учитель проверяет все выполненные работы и размещает итоговые оценки на определенной странице дистанционного курса.

Оценки, полученные по результатам прохождения курса, выставляются в классный журнал и влияют на итоговую оценку по предмету

Отдельным блоком можно выделить участие детей (самостоятельно и под руководством учителя) в конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д., проводимых в дистанционном режиме. Участие в таких мероприятиях позволяет детям расширить кругозор, попробовать свои силы в таком конкурсе, который наиболее импонирует ребенку.

Какие же виды дистанционного обучения мы можем выделить? Во-первых, это когда учитель полностью разрабатывает урок в компьютерном варианте и отсылает ребенку. Здесь есть большой плюс: можно разработать урок с анимацией, красочными иллюстрациями или фотографиями, схемами и т.д. Но есть и минус: ученик не видит учителя, не происходит непосредственного общения. Во-вторых – это общение через «Skype». Здесь происходит непосредственное общение ученика и учителя. Это особенно важно для иностранного языка, когда можно разыгрывать диалоги, отрабатывать технику чтения и т.д. В-третьих, можно урок разрабатывать как интернет-урок, когда учитель присутствует на экране сам и сам что-то объясняет. То есть урок идет в видеозаписи. И конечно-же при дистанционном обучении нельзя забывать и о здоровье сберегающих технологиях. Это касается и учеников-надомников тоже. Дети с ослабленным здоровьем требуют особого подхода и особых методов работы. По-моему мнению, главным принципом в работе с такими детьми является принцип: «Не навреди!». И здесь нам помогут здоровье сберегающие технологии. А что это такое и как они могут применяться при дистанционном обучении? А также, как и на занятии на дому с учителем. По определению Н.К. Смирнова здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его укреплению и сохранению, формирование представления о здоровье, как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Какие же здоровьесберегающие технологии можно использовать на уроках английского языка у детей-надомников

Для повышения здоровья ученика огромное значение имеет организация урока. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания ученика, учитывать время для каждого задания и, конечно чередовать виды работы. Смена различных видов работ должна проводиться через 5-7 минут. И, конечно, в целях профилактики нарушения осанки и зрения хорошо включать физкультминутки, динамические паузы, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, что особенно важно при работе за компьютером.

Надо сказать, что с детьми - надомниками нужна особая осторожность в проведении физкультминуток, так как некоторым детям они противопоказаны. Я придерживаюсь следующих правил проведения физкультминуток:

1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. 2.Упражнения должны быть разнообразны. 3. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления 4. Предпочтение нужно давать для утомленных групп мышц.

Во время физкультминутки я люблю использовать рифмовки, песенки на основе движения, стихи. Дети также с удовольствием проводят физкультминутки сами. На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Очень важны упражнения для глаз.

Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов, например:

Движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Первое время лучше следить глазами за движущим предметом, например, за карандашом, по мере освоения упражнения выполнять без предмета, лишь воображая его.

Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок, расположенный в нестандартной форме: «Red, red, red, the rose. Blue, blue blue, the dress. Grey grey grey the cat. And is so the rat».

Или же, движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при этом произносим скороговорку: «Ann has a fat black cat and a rabbit».

Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая: «That is the man who sat on my hat in the tram».

Движениеглазамиподуге - выпуклойивогнутойподрифмовку: «Fat Pat had a fat cat, Pat 's fat cat sat at Pat's hat».

Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена соответственно очертаниям ромба, проговаривая «A friend in need is a friend indeed».

Моргайтевеками, подобнотому, какбабочкамашеткрыльями, проговариваемстишок: «Rain on the grass And rain on the tree Rain on the house-top But not on me».

Важны и легкие физические упражнения, так как пребывание за компьютером приводит к усталости позвоночника. Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка.

Таким образом, мы можем сказать, что здоровьесберегающие технологии не только помогают сохранить здоровье детей, но они способствуют всестороннему развитию личности ребенка.

Литература:

  1. Макарова, Л.П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533-536.
  2. Сухоруков, Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.
  3. Сыромятникова, Л.И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л.И. Сыромятникова, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157-159.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, ребенок, движение глазами, урок, учитель, английский язык, дистанционный курс, контрольная работа, теоретический материал, ученик.


Задать вопрос