Библиографическое описание:

Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 6-9.



Стратегическая цель российской образовательной политики заключается в предоставлении каждому ребёнку равных стартовых возможностей для получения образования. В России создана вариативная система образовательных учреждений с адаптивной социально-образовательной средой.

Отделение домашнего обучения ГБОУ школы №355 Московского района Санкт-Петербурга занимается обучением детей, имеющих серьёзные нарушения здоровья, с сохранным интеллектом, зачисленными в школу по медицинским показаниям. В образовательном процессе применяются различные организационные формы обучения с применением информационно коммуникационных технологий (ИКТ).

Цели формирования ИКТ-компетентности: развитие у учащихся с особыми образовательными потребностями навыков сотрудничества и коммуникации; самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; развитие способностей к решению личностно- и социально-значимых проблем и воплощение решений в практику.

На пути достижения этой цели администрацией решаются задачи: формирование единой информационно-образовательной среды школы, повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов и формирование ИКТ-компетентности учащихся.

Благодаря государственной программе «Доступная среда» на 2011-2016 гг., обеспечивающей детей-инвалидов необходимым оборудованием, произошло расширение возможностей для дистанционного обучения.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в нашей школе происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех предметов учебного плана, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Учителя применяют дистанционные средства обучения при проведении уроков, используют портал Центра оценки качества и информационных технологий, личные блоги, сетевые сервисы, создают интерактивные задания на сайтах. В дистанционной форме проводятся конференции, на сайте школы размещаются материалы для виртуальных экскурсий и конкурсов. Задачи, которые мы ставим при обучении детей, с успехом выполняются при подготовке и проведении различных дистанционных конкурсов. Большой интерес у детей вызвало участие в литературных гостиных, конкурсах фотографий и видеороликов, конкурсе портфолио. Учащиеся приобретают опыт выступления перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой.

Дистанционные формы работы позволяют расширить аудиторию, при этом учащиеся с ОВЗ могут не покидать привычных для них помещений. Дети учатся передавать сообщения не только по электронной почте, но и участвовать в диалогах с использованием средств ИКТ: чата, форума, аудио- и видеоконференции.

Получив оборудование для дистанционного обучения в рамках региональной программы, мы посчитали целесообразным использовать его и для проектной деятельности. Одним из успешных опытов использования ДОТ является конференция для учащихся и педагогов, проводимая в дистанционной форме.

Идея конференции, как представления результатов конкурса проектов «Я познаю мир», зародилась в школе в 2006 году с целью социальной адаптации учащихся с ОВЗ и развития их познавательной активности. Конференция сначала проводилась очно, в школе. Совместная деятельность учителей и учащихся в работе над проектом уже тогда решала многие задачи, поставленные перед школой (исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся и создание нового продукта). Найти решение, сделать выбор, определить план действий, сценарий, проанализировать и оценить полученный результат – вот чему учится каждый ученик в ходе работы над проектом. За несколько лет конкурс и конференция стали ежегодными и были посвящены следующим темам: «Петровская эпоха» (2008/2009); «М.В. Ломоносов» (2009/2010); «Моя малая Родина» (2010/2011); «Великие открытия» (2011/2012). В 2012 году наш школьный проект поддержали на районном, а затем на городском уровне.

В январе 2013 года в школах Санкт-Петербурга прошел городской конкурс междисциплинарных проектов для детей с ОВЗ, посвященный 70-летию прорыва блокады Ленинграда. Авторы 26 лучших проектов из школ Кировского, Курортного, Московского, Петроградского, Приморского и Пушкинского районов получили право публично представить свои доклады. 28 января 2013 года прошла городская видеоконференция по теме «Книга Памяти». Для того чтобы создать благоприятные условия участия детей с ОВЗ, проведение конференции было организовано дистанционно, в реальном времени, через портал «Петербургское образование». Все докладчики были разделены по возрастным группам (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы), выступали из своих школ или из дома. Своим воспитанникам помогали учителя – руководители проектов. Учащиеся и учителя, находившиеся в разных частях города, слушали выступления и видели презентации.

В 2013-2014 учебном году конкурс приобрел новый статус: он стал городским профессиональным конкурсом дистанционных проектов для педагогов, реализующих обучение детей с ОВЗ. Для информационной поддержки конкурса и доступа к проектам, которые были размещены в Интернете, учителями нашей школы был создан сайт http://konferens355.ucoz.ru/. Представление исследовательских и творческих проектов на историческую тему происходило победителями городского конкурса в режиме реального времени на видеоконференции, которая называлась «Нерасторжима связь времен».

В 2014-2015 учебном году общая тема конкурса была посвящена Санкт-Петербургу «Петербург – я тебя узнаю», создан новый сайт при спонсорской поддержке компании ВИЗАРДСОФТ. Конкурс приобрёл кроме детского статус педагогического. В нём приняло участие более 10 районов Санкт-Петербурга.

В 2015-2016 учебном году конкурс был посвящён юбилейным датам России, проводился по трём номинациям: виртуальная экскурсия, виртуальный музей и виртуальное путешествие. Партнёрами конкурса стали Русский музей, ВИЗАРДСОФТи компании iSpring.

Сайт конкурса приобрёл популярность среди учителей учащихся и их родителей, что показывает количество посещений. более 150000. Сетевое взаимодействие педагогических сообществ позволило создать уникальный дистанционный продукт междисциплинарных дистанционных проектов учащихся с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний момент в проекте участвует 210 учащихся и 116 педагогов из 17 районов Санкт-Петербурга. Ими выполнено 170 проектов с которыми можно познакомиться, открыв интерактивную карту сайта

Опыт проведения городского конкурса и конференции в дистанционном режиме позволил сделать следующие выводы:

- возрастает интерес учащихся с ОВЗ к самостоятельной деятельности при участии в проекте с использованием ИКТ, развивается их ИКТ-компетентность;

- уменьшается срок усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;

- повышается мотивация к обучению за счет деятельностного обучения;

- формируется информационная культура ребенка;

- быстрее формируются универсальные учебные действия.

- осуществляется сетевое взаимодействие педагогических сообществ.

Коллективная коммуникативная деятельность с применением дистанционных проектов позволяет формировать метапредметные умения, создает условия для сотрудничества учащихся и педагогов, способствует самовыражению ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение в современном педагогическом университете / Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов, М.С. Матусевич, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 254-257.
  2. Бойков, А.Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А.Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  3. Буйнов, Л.Г. Влияние курсового применения электротранквилизации центральной нервной системы на статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, А.А. Благинин, О.В. Котов, Л.А. Сорокина // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016. Т. 50. № 2. С. 69-71.
  4. Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционных проектов, Московского района Санкт-Петербурга, особыми образовательными потребностями, дистанционных проектов учащихся, применением дистанционных, взаимодействие педагогических сообществ, районов Санкт-Петербурга, формирование ИКТ-компетентности учащихся, применением дистанционных проектов, применением дистанционных образовательных, конкурсом дистанционных проектов, городского конкурса, творческая деятельность учащихся, дистанционного обучения, социальной адаптации учащихся, конкурса проектов «Я, проведении различных дистанционных, «Доступная среда», дистанционной форме, ГБОУ школы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос