Современная ситуация в мире несет в себе наследие двадцатого века в виде множества проблем — локальные конфликты, техногенные катастрофы, терроризм, преступность, смертельные болезни или болезни, которые трудно поддаются лечению, наркомания. Все эти проблемы сегодня приобретают массовый характер, в виду того, что затрагивают интересы большей части населения планеты, решить которые можно только общими усилиями.
Многие ученые России с тревогой и озабоченностью предупреждают об экспансии наркотиков в нашей стране, об эпидемии наркомании, о резком ухудшении криминогенной ситуации, которая обусловлена наркотизацией населения и большим ростом преступности. Организованная, профессиональная, должностная преступность, преступные проявления в сфере незаконного оборота оружия, наркотиков и другие виды общественно-опасных деяний прочно вошли в жизнь нашего общества, стали его неотъемлемой частью, население свыкается с такой ситуацией.
Преступность, наркомания и наркотизм взаимообусловлены и тесно между собой вязаны. Их вполне возможно рассматривать как угрозу, которая подрывает национальную безопасность. У них есть свой уровень распространенности и особенностей проявления в том или ином регионе страны.
Наркомания и наркотизм, которые отягчаются неблагополучием общества в кризисный или переходной период в условиях материального неравенства, падения нравственных устоев выступают в качестве первых условий, которые способствуют росту и ужесточению наркомании и наркотизма. В то же время связь между преступностью и наркотиками может быть и обратной, когда наркомания становится ее следствием. Так, например, распространен процесс приобщения к наркотикам после совершения преступления, во время нахождения в следственном изоляторе или в местах лишения свободы, а также в процессе общения с преступной средой после отбытия уголовного наказания. Являясь следствием преступности, она начинает выступать в качестве инициирующего фактора в совершении новых преступлений. Таким образом, порочный круг: преступление — наркомания — новое преступление замыкается. Наркопреступность довольно тесно связана с организованной преступностью. Имеет контакты на региональном, государственном и международном уровне, характеризуется способностью к перерождению в более опасных формах. Она дестабилизирует все составляющие общества, которые обеспечивают его жизнедеятельность, влечет негативные последствия социальные, медицинские и оказывает прямое влияние на ухудшение социально-психологического климата и нравственной атмосферы общества.
На борьбу с наркотизмом и на лечение наркомании требуется все больше средств, вовлечение большого числа людских ресурсов. Опасность наркомании и наркопреступности настолько велика, что они могут не только стать тормозом в социально-экономическом развитии общества, но и необратимо подорвать здоровье нации, лишить будущего население всей страны. Наркотизированные больные как физически, так и нравственно не способны решать общественно значимые проблемы [1].
Дальний Восток и Сахалинская область в частности стабильно входили в число регионов, отличающихся высокой наркотизацией населения. Темпы наркотизации проживающего здесь населения были всегда выше, нежели в целом по стране. Исторически Сахалинскую область в досоветское и в советское время использовали для переселения каторжан, политических ссыльных, особо опасных преступников, асоциальных элементов и других категорий населения, которое было неугодно власти. В этой связи среди данной категории граждан асоциальное поведение и готовность к противоправным формам поведения были всегда выше по сравнению с населением, которое проживало в центре России. Правила жизни по так называемым «понятиям» прививались и остальным людям, которые проживали на Сахалине.
Сказывается и то обстоятельство, что на протяжении многих десятилетий Сахалин заселяли за счет вербованных лиц, которые временно прибывали для работы в народном хозяйстве. Сложные климатические условия, неустроенность, удаленность от центров культуры и искусства, однообразие и монотонность труда и быта и многие другие проблемы региона зачастую компенсировали спиртным и наркотиками. Процесс наркотизации населения в таких условиях происходит гораздо быстрее.
Высокий уровень наркотизации населения Сахалина заставляет представителей наркобизнеса увеличивать в область поставки наркотиков. Органами ФСНК по Сахалинской области за 2015 год было изъято 123 килограмма наркотиков, перекрыто 70 каналов доставки зелья. С поличным была задержана 41 организованная группа, что почти вдвое больше, нежели в 2014 году. По данным показателям Сахалинская область находится на 7 месте по России и на 4-ом месте в Дальневосточном округе. Уровень наркопреступности в Сахалинской области выше, чем в среднем по Дальнему Востоку [2]. Сложившаяся ситуация требует согласованных действий всех правоохранительных структур и органов исполнительной власти.
Наркотики в Дальневосточный округ, в том числе на Сахалин, стабильно доставляются их Китая, Вьетнама и Кореи. Представители наркобизнеса этих стран активизируют свою деятельность по возделыванию, культивированию и увеличению производства наркотиков, психотропных веществ. Доставляют на Сахалин наркотики различными способами. Так, например, один из жителей Сахалинской области доставлял наркотики авиарейсом, прикрепив их на теле в паховой области [3]. Известен случай, когда доставка наркотиков на Сахалин производилась в детских игрушках, в частности в коробках с детским хоккеем, доставка осуществлялась в контейнерах [4]. Но основным способом доставки наркотиков в Сахалинскую область остается почта.
Социально-экономические, политические и национальные причины предопределяют изменения нравственно-психологических представлений, моральных ценностей и установок у населения. Сегодня уже нет тех ценностей, которые существовали во времена СССР, очень заметно размыта грань между добром и злом, между жизнью и смертью. Политики, да и руководители абсолютно всех уровней очень часто лицемерят и откровенно лгут, открыто высказывают свои аморальные убеждения и демонстрируют пренебрежение к закону. Зачастую в эту игру втягиваются и правоохранительные органы. Следователи и судьи зачастую применяют закон в интересах тех, у кого есть достаточное материальное состояние. Коррупция сегодня это довольно обыденное явление. Многие регионы могут однозначно обратить внимание на то, что происходит сращивание правоохранительных органов с наркопреступностью. В сложившихся условиях все сложнее убедить население вести себя нравственно и в соответствии с законом [5].
Особую тревогу вызывает рост наркотизма в Сахалинской области среди молодежи. Обладая социальными признаками разных общностей, молодые люди различается по своим материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни, роли и месту в становлении нового общества.
Безусловно, часть молодежи островного региона отрицательно относятся к наркотикам. Вместе с тем, по данным всероссийского опроса, часть молодых людей воспринимают наркотики как нечто обыденное. К примеру, на вопрос как вы относитесь к наркотикам, 73 % молодежи, проживающих в области ответили — отрицательно, 15 % — положительно, 12 % — безразлично. При этом среди респондентов высшее или неполное высшее образование имели — 20,5 %, среднее специальное — 23 %, среднее общее — 27 %, неполное среднее и начальное профессиональное — 29,5 % [6].
Данный опрос молодежи показывает, что процесс приобщения к наркотикам начинается с информирования о их существовании. Сегодня данный механизм превратился в некий элемент молодежной коммуникации, а сама тема наркотиков стала элементом молодежной субкультуры со своими устойчивыми мифами. Для молодых людей, а в особенности для подростков, употребление наркотиков зачастую означает вхождение во взрослую жизнь или же в протест против общества, которое не нравится. В большинстве случаев такая коммуникация происходит через личное общение в местах времяпрепровождения молодежи. Сегодня на Сахалине более 65 % подростков и молодежи в возрасте от 14 до 29 лет довольно хорошо информированы об основных наркотических средствах и психотропных веществах. Следует отметить, что при этом, большая часть молодежи, довольно толерантно относится к эпизодическому употреблению наркотиков.
Самый большой процент среди молодежи, употребляющей наркотики, как правило, приходится на студентов, учащихся ПТУ и школьников, значительная наркотизация наблюдается и среди военнослужащих срочной службы, что дает возможность сделать предположение о маргинализации учащейся молодежи.
У значительной доли молодых людей материальные условия проживания находятся за чертой бедности. Таким образом, очевидна связь между характером социальной среды и отношением подрастающего поколения к наркотикам. Как правило, в бедных семьях употребление наркотиков в четыре раза выше, чем в семьях с нормальным достатком.
Возрастающая с каждым годом дифференциация общества и криминогенная обстановка, отсутствие уверенности у молодежи в своих возможностях и перспективах, является одной из главных причин кризисных явлений во многих семьях, которые утратили социализирующий потенциал воспрепятствовать приобщению своих детей к потреблению наркотических средств.
В. Библер в философских введениях в XXI век говорит об использовании большинством свободного времени. Свободное время появляется благодаря конституционным нормам в трудовом праве, механизации, а затем и автоматизации производства и в связи с этим не может не стоять вопрос о том, что же делать человеку в свободное время [7], да еще и при полном отсутствии средств к существованию. Одним из важных факторов, который способствует наркотизации молодежи, является неправильно организованный досуг.
Организованные виды досуга в первую очередь дают возможность расширить спектр форм и способов проведения свободного времени наркоманов. Эти формы не только дают возможность перераспределить свободное время, наполняя его новым содержанием, но и дают возможность поменять свою личность. Исследования показывают, что современные кафе и дискотеки из-за бедности населения недоступны 80 % молодежи. А в некоторых районах Сахалинской области (особенно в северных районах и на Курилах) их попросту нет. Молодежь вынуждена собственными силами обеспечивать свой досуг доступными способами, из которых наркотики один из самых заманчивых и доступных.
Большинство молодежи, которая учится и не работает, свободное время проводит бесцельно и не организованно. Именно в компаниях друзей, разного рода «тусовках» на квартирах, молодежь впервые принимает наркотики.
Среди молодежи прослеживается невысокий рейтинг семьи и дружеских привязанностей, что коррелирует с приоритетами досугового поведения молодежи, где доминируют встречи с друзьями и общение с родными.
Еще одной тревожной тенденцией является утрата молодежью потребности в нравственном и духовном развитии. В настоящее время Интернет и наличие гаджетов прочно заменили художественную литературу, большинство подростков и молодых людей предпочитают чтению книг, газет и журналов общение в социальных сетях.
Литература:
- Никитин Ю. А. Специфика проявления наркомании среди различных социальных групп сахалинской молодежи в современных условиях. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 108. С. 50–58.
- Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. // URL: http://www.admsakhalin.ru/index.php?id=105&tx_ttnews%5Btt_news%5D=8547&cHash=44d89fa0f9b08cdccaf422fba8ef6852 (Дата обращения 06.02.2016).
- Статья: Сахалинская область. Разными способами доставляют наркотики на Сахалин.// URL: http://www.narkotiki.ru/5_37338.htm (Дата обращения 06.02.2016).
- Статья: Наркотики на Сахалин доставляют в детских игрушках. // URL: http://regnum.ru/news/accidents/397143.html (Дата обращения 06.02.2016).
- Устиновская Л. Ю. «О состоянии наркоситуации в Сахалинской области и принимаемых мерах, направленных на ее оздоровление». // Международная научно-практическая конференция. ДВИПК ФСНК России. — Хабаровск. 2014. С. 96–100.
- Ручкин Б. А., Гришина Е. А. Российская молодежь сегодня: десять основных проблем // Молодежная политика Информационный бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике и института молодежи. М., 2000. № 196–197. С. 29.
- Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М: Изд-во политической литературы. 1991. С. 216.