Настоящая статья приводит криминологическую характеристику ювенальной наркопреступности в разрезе сегодняшнего дня. Рассмотрено понятие, состояние и особенности ювенальной наркопреступности. Изучены основные причины и условия преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков.
Ключевые слова: наркопреступность, наркотизм, не достигшие совершеннолетия лица, статистика.
The article presents modern criminological characteristics of juvenile drug-related crime.
Keywords: drug crime, drug addiction, minors.
Практика использования наркотических средств пришла к нам из далекой древности. Несколько тысячелетий наркотические средства служили таким областям, как религия или медицина или просто применялись в качестве увеселительных веществ. К примеру, еще в V веке до н. э. древнегреческим историком Геродотом, рассказывающим об особенности жизненного уклада скифов, приводилось описание применения семян каннабиса, при помощи которого в банях нагнетали наркотический пар. Во II тысячелетии римский доктор Клавдий Гален отмечал пользу опиума при укусах ядовитых змей, при мигренях, апатии, бессоннице и иных заболеваниях нервной системы. В 1600 году до н. э. доктор, чьем имя не сохранилось, предлагает использовать семена мака для того, чтобы «остановить чрезмерный плач ребенка». Самое яркое доказательство того, что наркоторговля процветала уже в Древнем Египте, — это проведенные токсикологические анализы. В частности, было проведено исследование волос и тканей мумии царицы двух государств Хенет Тауи, которая правила около трех тысяч лет назад. Ученым удалось зафиксировать следы кокаина и никотина [5, с. 43].
Если говорить о нашей стране, то можно констатировать, что начало наркотизации ее граждан датируется концом XIX века. Тогда почти 250 тысяч китайцев приехали на постоянное место жительства в район Иссык-Куля (российский император дал на это свое согласие). На взаимовыгодных условиях китайцы брали в аренду у местных жителей земли, на которых и выращивали опийный мак. В это же время существенно увеличился поток наркотических средств из Китая.
В настоящее время наркотрафик проходит из Афганистана и стран Средней Азии, благодаря чему наркотические средства продаются как на территории нашей страны, так и — через нее — в остальных европейских государствах. Пугающая обстановка с все возрастающей наркотизацией заставило многие государства принять ряд дополнительных мер уголовно-правового, воспитательно-превентивного, медицинского и иного характера. В этом отношении наиболее сурова политика таких стран, как Китай, Пакистан, Египет, Иран и иных. Здесь за преступления с наркотиками суд может назначить смертную казнь, за использование наркотических веществ люди приговариваются к каторжным работам. Довольно сурово за наркотические преступления карает законодательство таких стран, как Япония и США, в которых также возможна смертная казнь [3, с. 32].
Под ювенальной наркопреступностью следует понимать комплекс преступных деяний в сфере нелегального оборота наркотиков, и субъектов младше 18 лет, их осуществивших, в отношении которых может наступить уголовная ответственность, с качественно-количественным описанием, в данном регионе и за данный промежуток времени.
Рассмотрим ряд особенностей ювенальной наркопреступности.
1.Как общая, так и ювенальная наркотическая преступность отличается большой латентностью. Специалисты подсчитали, что удается выявить лишь 1/10 часть всех преступлений, осуществляемых в данной области. Большая роль отводится реорганизации в данной области.
2.Наркотические преступления могут быть осуществлены не достигшими совершеннолетия лицами как отдельно, так и в группах, включающих в том числе совершеннолетних.
3.Не достигшие совершеннолетия лица выступают и в качестве объекта приобщения к использованию наркотических средств, к совершению наркотических деяний, и в качестве некоей основы, обеспечивающей воспроизводство преступности в данной сфере в общем.
4.Взрослые зачастую прикрываются детьми и подростками, вовлеченными в совершение наркотических преступлений в составе организованных групп. Производя задержание за продажу наркотиков субъектов младше 16 лет (в основном это бывают цыгане), оперативно-розыскные группы обычно не могут доказать причастность к преступлению совершеннолетних организаторов и инициаторов.
Показатели процентного соотношения не достигших совершеннолетия преступников в этой сфере формировались по своим «принципам». Их удельный вес среди несовершеннолетних — участников всех преступных деяний в среднем за последние несколько лет — 3,1 %. Среди же совершеннолетних преступников этот показатель равен 5,0 %. Его максимальное значение было достигнуто в 2015–2018 гг. (от 5,0 % до 8,6 %) [1, с. 78].
В последнее время можно констатировать постоянное уменьшение с 5,0 % в 2010 г. до 1,9 % в 2018 г. Но подобное положение вещей вовсе не указывает на то, что наркопреступность среди лиц, не достигших совершеннолетия, пошла на спад. На самом деле это вызвано рядом факторов:
− органы внутренних дел, а также Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств сосредоточили внимание главным образом на том. Чтобы находить наиболее опасных преступников, которые изготавливают и продают наркотические средства, организуют точки для их употребления и т. д.
− специфика законодательства, в соответствии с которым уголовная ответственность может быть установлена в отношении лишь тех субъектов, которым исполнилось 16 лет. То есть в 2018 г. ни один субъект в возрасте 14–15 лет среди лиц, участвующих в подобного рода преступлениях, обнаружен не был.
Правоохранительные органы бросили все силы на то, чтобы находить нарушителей, занимающихся сбытом наркотиков. При этом следует отметить, что тогда как в 2016 г. удалось задержать только 57282 человека по ст. 228 УК РФ, то в 2017 г. — 80438 (динамика — 40,4 %); по ст. 2281 УК РФ соответственно 14718 и 26532 (больше в 2 раза); по ст. 232 УК РФ соответственно 377 и 4892 (больше в 13 раз).
Задействуя особые средства исследования латентной преступности, специалисты подчеркивают, что преступность в данной области в нашей стране достигла угрожающих пределов. Довольно положительные статистические данные можно назвать лишь верхушкой айсберга [6].
Ряд специалистов утверждает, в нашей стране количество лиц, употребляющих наркотические вещества, варьируется от 4 до 8 млн. чел. Из числа наркозависимых лиц 1 млн. составляют малолетние и несовершеннолетние. При этом отмечается сокращение возраста начинающих наркоманов до 11 лет. Из этого числа 60 % курит марихуану, 15 % употребляют опий, некоторые колют вены, становятся токсикоманами, подсаживаются на разного рода таблетки [2, с.78].
Ряд ученых-криминологов говорит о территориальной специфике ювенальной наркотической преступности. Рекомендации, предлагаемые ими, обладают как теоретической, так и практической важностью [4, с. 32].
Литература:
- Верхоломов, В. Можно ли победить наркоманию? / Вячеслав Верхоломов. — М.: Литкон-Пресс, 2015. -С. 5.
- Ленская, Т. Первичная профилактика наркомании подростков: моногр. / Татьяна Ленская. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. — 148 с.;
- Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма / Е. А. Кошкина и др. — Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2005. — 184 с.;
- Наркомании у подростков / В. С. Битенский и др. — М., 2015.
- Тагидтинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключённых // Социальный журнал, 2016, № 11, С.25–31
- http://crimestat.ru/