Проблемы свободы и ответственности личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горлукевич, Любовь. Проблемы свободы и ответственности личности / Любовь Горлукевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 77-85. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33595/ (дата обращения: 22.12.2024).



"Человек есть не что иное, как проекция своих свободных

решений ... человек обречен на свободу"

Жан-Поль Сартр

В данной статье приведен краткий обзор информации о свободе и ответственности личности. Представлены результаты социологического опроса студентов техникума по проблемам определения свободы и ответственности личности. Предложены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: свобода, ответственность, проблемы и традиции личности.

Вопрос о соотношении свободы и ответственности в человека в настоящее время звучит актуально. В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. Таким образом, человек постоянно ограничен в своей свободе, он не может достичь ее полноты, т.е. получить абсолютную свободу. Это невозможно. И как быть человеку в таких условиях?

Анализу данной проблемы посвящена данная работа, целью которой является описание проблемы свободы и ответственности личности.

В достижении этой цели, поставлены следующие задачи: рассмотреть, в чем заключается свобода и ответственность личности; выяснить отношение молодых людей к проблемам свободы и ответственности личности; предложить по возможности пути решения данных проблем. Предметом исследования работы - проблемы свободы и ответственности личности. Объект работы – сахалинский промышленно-экономический техникум.

Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.

Свобода имеет много различных граней.

- сочетание внутренней свободы (свободы намерения) и внешней свободы (условий реализации);

- соответствие внутренней мотивированности и внешней причинности;

- зависимость свободы индивида от свободы остальных граждан и другие, которые подробно рассмотрены в работе.

Свободно реализуя свой выбор, человек отвечает за то, что является следствием выбора. Нужно отметить, что ответственность как социальный и личностный фактор возникает только тогда, когда человек волен в своих мыслях и поступках. Если нет свободы, если все действия человека вынуждены, продиктованы «железной» необходимостью, то нет и ответственности. Человек не отвечает за то, что ему навязано помимо его воли, помимо или даже вопреки его свободному выбору.

В соответствии с этим можно сформулировать понятие ответственности.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

На принятие решений, большое влияние оказывают существующие нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Ведь разрешая себе какой - то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Например, опаздывая на работу, потому что "хотелось еще поспать, а без меня все равно ничего не случится", мы подводим начальника отдела. А разрешая себе ночью послушать погромче любимую музыку, мы ущемляем права ни в чем не виноватой бабушки-соседки. Не все люди считают, что надо отвечать за свои поступки, но любой начнет возмущаться, лишившись премии на работе, или услышав стук по батарее в ночи. А что, если все забудут про ответственность, и будут говорить: "Это не мои проблемы"? А многие в свое оправдание говорят: "Я не подумал, что так нельзя, я не знал, что это запрещено". Многие с детства действуют по искажённому принципу свободы "можно все, что не запрещено". Если человек о чем-то не слышал, на уровне интуиции он понимает, что стоит перед выбором, поступить только в угоду себе, или учесть мнение окружающих.

Мы живем в обществе, и вне общества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Ведь никогда не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться сам.

Выявление проблемы понимания свободы и ответственности у молодежи (студенчества), позволит определить возможные проблемы во взаимоотношении друг с другом, с родителями, с преподавателями, что в целом сказывается на учебе. С целью определения осознания современной молодежью понятий «свободы» и «ответственности» личности было проведено анкетирование студентов «СПЭТ».

В анкетировании приняло участие 150 студентов первых, вторых, третьих и четвертых курсов. Студентам были предложены анкеты по трем темам: «Молодежь и традиции», «Свободное время студента», «Свобода и ответственность личности». Анализ проведенного анкетирования, показал следующие результаты [Приложение 13,14].

Результат социологического опроса по теме «Молодежь и традиции», показал следующие результаты: На вопрос ценит ли молодежь общественные традиции, ответы респондентов распределились следующим образом: 40 человека ответили, что ценит, а 23 ответили, что нет, а остальные 85 ответили, относительно [Приложение 1].

При этом, отвечая на вопрос, соблюдаете ли вы традиции? 105 человек, ответили положительно, «да, соблюдаю». И лишь 43 человек, дали отрицательный ответ. Это позволяет утверждать, что все-таки молодежь ценит общественные традиции и пусть, даже частично, но соблюдает их [Приложение 2].

На вопрос, хамите ли вы старшим, студенты ответили следующим образом. 34 человек ответили «никогда», 109 – «редко» и 5 «часто». Выясняется, что студенты в основном хамят людям старше себя [Приложение 3].

На вопрос, считаете ли Вы что из-за того, что Вы моложе к Вам не прислушиваются. 48 человек ответили «да», 48 «нет» в это раз ответы разделились поровну. На вопрос «есть ли у вас недопонимание с родителями» получается, что в основном родители и дети понимают друг друга т. к. 91 голоса за то, что нет недопонимание с родителями, а у 57 «есть». А вот на вопрос, Легко ли Вы находите общий язык со старшим поколением? Выяснилось, что 115 студента легко находят общий язык со старшим поколением, 18 не могут его найти, а 15 студентов затруднялись ответить [Приложение 4].

На вопрос спорите ли вы с преподавателями? Выяснилось, что спор есть т. к. только 43 студентов не спорят никогда, а вот 84 студентов редко спорят и 21 студентов часто! [Приложение 5].

Результат социологического опроса по теме «Свободное время студента», показал следующие результаты:На вопрос «чем вы занимаетесь в свободное время» ответы разделились следующим образом: 67 человек гуляют, 15 человек посещают секции, 45 человек сидят в интернете были такие студенты, которые отметили все пункты в этом вопросе.На вопрос «хотели бы вы проводить свое свободное время по-другому», 60 студентов хотели бы проводить свое время по-другому, 88 студентов ответили, что их все устраивает [Приложение 6].

Результат социологического опроса по теме «Свобода и ответственность личности», показал следующие результаты:На вопрос, «Что означает для вас свобода?» в основном прозвучали такие ответы:

- Свобода-возможность каждого человека принимать свое решение.

- Свобода – это независимость.

- И многие на этот вопрос даже не стали отвечать.

На второй вопрос «что означает для вас ответственность?» отвечали так:

- Ответственность – это умение отвечать за свои действия, поступки.

- Это чувство человека, которое позволяет ему отвечать за свои действия, поступки.

Из 150 человек 40 студентов воздержались от ответа на этот вопрос. Итого: 110 человек ответили.

На вопрос: «считаете ли вы себя свободным человеком» ответы разделились почти поровну, 70 студентов считают себя свободными, а 78 зависимыми [Приложение 7].

На вопрос считаете ли вы себя ответственным человеком? 85 студентов считают себя ответственными людьми, а 63 так не думают [Приложение 8].

На такой вопрос, как «согласны ли вы с тем, что ответственность как

социальный и личностный фактор возникает только тогда, когда человек волен в своих мыслях и поступках» 107 человек с этим согласны, а 41 не согласны [Приложение 9].

На вопрос: «можно ли жить в обществе и быть свободным от общества» 53 человек считают, что можно, а 95 считают, что нельзя! [Приложение 10].

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление? 134 студента с этим согласны, 14 не согласны [Приложение 11].

На вопрос: «можно ли считать человека, зависящего от наркотиков и спиртных напитков, свободным человеком» 46 студента считают, что можно быть свободным человеком, будучи зависящим от наркотиков и спиртных напитков, а 102 студента так не думают [Приложение 12].

Проведенный опрос студентов техникума, позволяет сделать следующий вывод. Студенты имеют четкое представление о свободе и ответственности личности. Поэтому большая часть студентов соблюдают традиции общества. 85 студент из 148 считает себя ответственным человеком.

При этом многие студенты считают, что очень хорошо находят общий язык со старшими и к ним всегда прислушиваются. Так почему же тогда большинство студентов ответили, что хамят старшим?

В процессе анализа результатов анкетирования, была выявлена еще одна проблема – свободное время студента. Молодежь в основном гуляет, посещает секции, проводит время в интернете, но при этом 77 человек из 148 хотели бы свободное время проводить иначе. Но на прямые вопросы, а как, молодые люди затрудняются ответить.

Причины возникших проблем молодежи лежат в нашем обществе, в семьях. 40 человек затруднились дать ответ на вопросы об ответственности и свободы, 63 человека считают себя безответственными и 43 не соблюдают традиции общества. Конечно, проблемы понимания молодежью понятий ответственности, свободы, умения вести себя в соответствии с нормами общества решить в одном направлении нельзя. Но возможно можно помочь молодежи научиться выстраивать взаимоотношения с взрослыми людьми: преподавателями, родителями, потенциальными работодателями.

В целях определения, пути решения выявленных проблем, был проведен социологический опрос студентов нашего техникума. Опрошено было 40 студентов всех курсов. Студентам вторых курсов еще учиться здесь, студенты четвертого курса, уже заканчивают обучение и могут сказать, что на их взгляд не хватает нашему техникуму. На вопрос, какое направление вы хотели, чтобы развивалось в нашем техникуме, ответы распределились следующим образом: на первое место студенты отнесли зарождающийся в колледже студенческий КВН – это 74 студента из опрошенных; 61 студент были за студенческое радио, 10 студентов за то, чтобы у нас появилась своя телевизионная студенческая программа, чтобы освещать актуальные события, от жизни в СПЭТе до молодежной моды и т.д. разработать разные рубрики и показывать сюжеты на переменах. 7 человек предложили организовать театральный кружок, для различных комедийных постановок, сюжетов из студенческой жизни. Конечно, многие из опрошенных, выбирали несколько вариантов ответов.

Опрошенные студенты предложили, и свои варианты организации свободного времени студентов в нашем техникуме. Создать школу моделей для девочек и принимать участия в городских показах. Развивать танцевальное направление, включив в него современные виды танцев.

В рамках перечисленных направлений можно студентам помочь развить умения: общаться, слушать и слышать других, доказывать свою точку зрения без гнева, выразить свое недовольство без хамства, организовать свой досуг через определение жизненной позиции. А от сюда будет укрепляться взаимосвязь понятий свободы и ответственности личности.

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя.

Поставленная цель работы, описание проблемы свободы и ответственности личности достигнута. В процессе написания работы выполнены задачи: рассмотрены понятия свободы и ответственности личности; в процессе анализа социологического опроса студентов техникума, были определены, во-первых, понимание свободы и ответственности личности, во-вторых, проблемы молодежи. По вывяленным проблемам молодежи предложены пути решения.

Литература:

  1. Барулин В.С. Социальная философия./ Барулин В.С.// Москва, 2013.
  2. Басова Н.Ф. Основы социальной работы, Учеб. Пособие /Под ред. Басова Н. Ф.// 2-е изд., испр. М., 2015.
  3. Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью / Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А.,// Учебник для студентов вузов. М., 2014.
  4. Дубинин Н.П. Что такое человек. /Дубинин Н.П.// М.: Мысль, 2014.
  5. Иваненков С. П. Проблема социализации современной молодежи./ Иваненков С. П. // М., 2013.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

ТЕСТЫ

Тема: молодежь и традиции

  1. Ценит ли молодежь общественные традиции?

а) да;

б) нет.

  1. Соблюдаете ли Вы традиции?

а) да;

б) нет.

  1. Хамите ли Вы старшим?

А) никогда;

б) редко;

в) часто.

  1. Считаете ли Вы что из-за того, что Вы моложе к Вам не прислушиваются?

А) да;

б) нет.

  1. Если у Вас недопонимание с родителями?

А) да;

б) нет

  1. Легко ли Вы находите общий язык со старшим поколением?

А) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Спорите ли вы с преподавателями?

А) никогда;

б) редко;

в) часто.

Тема: Свободное время студента

  1. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

А) гуляю;

б) посещаю секцию;

в) сижу в Интернете.

  1. Хотели бы Вы проводить свое свободное время по-другому?

А) да, конечно;

б) нет, меня все устраивает.

Тема: Свобода и ответственность личности

  1. Что означает для Вас свобода?
  1. Что означает для Вас ответственность?
  1. Считаете ли Вы себя свободным человеком?

А) да б) нет

  1. Считаете ли Вы себя ответственным человеком?

А) да б) нет

  1. Согласны ли Вы с тем, что существующие нормы морали и права, традиции и общественное мнение ограничивают свободу человека?

А) да б) нет

  1. Согласны ли Вы с тем, что ответственность как социальный и личностный фактор возникает только тогда, когда человек волен в своих мыслях и поступках?

А) да б) нет

  1. Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?

А) да б) нет

  1. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление?

А) да б) нет

  1. Можно ли считать человека, зависящего от наркотиков и спиртных

напитков, свободным человеком?

А) да б) нет

Тема: Пути решения студенческих проблем

  1. Какое направление вы хотели, чтобы развивалось в СПЭТ?

а) студенческий театр;

б) КВН;

в) телевизионная студенческая программа;

г) свой вариант ____________________________________

Приложение 14

Сводные результаты анкетирования студентов

  1. Молодежь и традиции.

А

Б

В

1

53

45

-

2

65

31

-

3

26

60

10

4

48

48

-

5

58

38

-

6

53

16

27

7

14

70

12

  1. Свободное время студента.

А

Б

В

1

67

15

45

2

66

30

-


3. Свобода и ответственность личности.

А

Б

3

49

47

4

81

15

5

40

56

6

65

31

7

35

61

8

84

12

9

22

74

Основные термины (генерируются автоматически): ответственность личности, студент, свобода, ответственность, Приложение, интерес общества, общий язык, свободное время, свободный человек, социологический опрос.


Ключевые слова

свобода, ответственность, проблемы и традиции личности

Похожие статьи

Этическая проблема исповеди. Анализ и пути её решения

В статье авторы описывают проблематику этического выбора на примере исповеди в храме в целях подробно описать возможные пути решения изложенной ситуации, а также в целях провести анализ причин возникновения данной проблемы.

Феномен свободы в педагогической деятельности

В статье рассматриваются феномены свободы, творчества и свободоспособности. Раскрывается различные категории свободы. Свобода раскрывается во взаимосвязи с творчеством через творческую деятельность. Данное положение служит основанием для выделения св...

Особенности самоотношения студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения самоотношения студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого, приведено исследование и анализ полученных результатов.

Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях

В статье актуализируется проблема выработки единого подхода к изучению структуры временной перспективы личности с точки зрения взглядов различных ученых.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Характеристика социальной самостоятельности студентов вуза

Статья посвящена анализу термина социальная самостоятельность студентов вуза. В статье представлен краткий обзор показателей социальной самостоятельности как критерия рефлексивно-прогностического компонента социальной ответственности студентов вуза.

Похожие статьи

Этическая проблема исповеди. Анализ и пути её решения

В статье авторы описывают проблематику этического выбора на примере исповеди в храме в целях подробно описать возможные пути решения изложенной ситуации, а также в целях провести анализ причин возникновения данной проблемы.

Феномен свободы в педагогической деятельности

В статье рассматриваются феномены свободы, творчества и свободоспособности. Раскрывается различные категории свободы. Свобода раскрывается во взаимосвязи с творчеством через творческую деятельность. Данное положение служит основанием для выделения св...

Особенности самоотношения студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения самоотношения студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого, приведено исследование и анализ полученных результатов.

Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях

В статье актуализируется проблема выработки единого подхода к изучению структуры временной перспективы личности с точки зрения взглядов различных ученых.

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Характеристика социальной самостоятельности студентов вуза

Статья посвящена анализу термина социальная самостоятельность студентов вуза. В статье представлен краткий обзор показателей социальной самостоятельности как критерия рефлексивно-прогностического компонента социальной ответственности студентов вуза.

Задать вопрос