В статье раскрывается модель взаимосвязи методологии бухгалтерского учета, анализа и аудита с новой социально-экономической концепцией «экономический патриотизм». Выделены системные недостатки методологии бухгалтерского учета, провоцирующие искажения существенной информации о предприятии и даны рекомендации об их устранении.
Ключевые слова: экономический патриотизм, бухгалтерский учет, анализ, контроль, коммерческая среда
Постановка проблемы. Не секрет, что для максимизации прибыли многие предприятия согласны проводить PR-компании, выставляющие деятельность компании с лучшей стороны, скрывая непривлекательное лицо правды о деятельности хозяйствующего субъекта. С этой же целью могут быть использованы финансовые, социальные, экологические и другие отчеты о деятельности предприятий, используемые зарубежом как транснациональными корпорациями, так и некоторыми национальными предприятиями всех уровней.
Зарубежные санкции относительно РФ, правительственные программы и особенности менталитета граждан России формируют предпосылки развития патриотизма, составной частью которого является экономический патриотизм. В России патриотическое воспитание граждан закреплено на законодательном уровне [1], что требует разработки не только общих региональных программ, но внедрение в систему образования программ патриотического воспитания, в том числе «экономического патриотизма» молодежи.
Вопросам и проблемам бухгалтерского учета, анализа и контроля уделено достаточно много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Однако данные науки на сегодняшний день еще не были рассмотрены как составляющая экономического патриотизма в коммерческой среде. Концепции экономического патриотизма в рамках управленческого ресурса посвящены работы: Клиновой М. В. [2], Брагина З. В., Пономаренко Е. В. [3], и др.
Цель статьи — научно обосновать возможности бухгалтерского учета, анализа и контроля по формированию качественной сигнальной системы предприятия, позволяющие минимизировать распространение деструктивных форм экономического патриотизма в коммерческой среде.
Для достижения цели авторы в работе поставили следующие задачи:
- Раскрыть элементы концепции «экономический патриотизм»
- Выделить системные недостатки методологии бухгалтерского учета, провоцирующие искажения существенной информации о предприятии.
- Разработать направления в совершенствовании методологии бухгалтерского учета и анализа, позволяющие минимизировать распространение деструктивных форм экономического патриотизма в коммерческой среде.
Основная часть. Под концепцией «экономического патриотизма» будем понимать философию экономического мышления и поведения личности, основанную на любви к Родине.
Чаще всего выделяют такие формы проявления экономического патриотизма:
приоритеты потребителей в покупке отечественных продуктов;
отказ от услуг и продукции транснациональных корпораций;
запрет на вывоз леса, который в России не находит сбыта [2, с.96];
внедрение импортозамещения и др.
Указанный подход для целей данного исследования будем считать узким. В широком понимании любовь к Родине охватывает все сферы личности: общество, природу, научно-технический прогресс и его продукты и пр., поэтому важными составляющими экономического патриотизма является гармоничное распределение и использование ресурсов с точки зрения взаимодействия социальной, экономической, экологической и научно-технической эффективностей.
Выделяют конструктивные и деструктивные формы экономического патриотизма.
К деструктивным формам экономического патриотизма исследователи относят интеграцию экономики с привлечением прямых иностранных инвестиций на территории страны. Конструктивный экономический патриотизм подразумевает обратное, а именно создание барьера на пути иностранных инвестиций вопреки экономической целесообразности [3, с.35].
Ориентация государственных программ в будущем на поддержку проектов, основанных и поддерживающих принципы экономического патриотизма может породить развитие форм деструктивного экономического патриотизма в поведении организаций, когда для получения поддержки государства и общества предприятия и будут пытаться использовать «эффект мимикрии».
В научных исследованиях, посвященных методологии бухгалтерского учета настойчиво ставится вопрос о том, что бухгалтерский учет не достигает поставленной перед собой цели по обеспечению пользователей достоверной информацией [5,6]. Основным источником информации для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности и контроля, как внутреннего, так и внешнего, является бухгалтерская отчетность [7, с. 14]. Следовательно, недостатки в методологии бухгалтерского учета провоцируют невозможность достижения целей в анализе и контроле.
Понимая возможность предприятием «игры в патриотизм» к отчетности предприятия общественность будет выдвигать определенные требования, большинству из которых текущая методология бухгалтерского учета не отвечает (таблица 1).
Таблица 1
Основные виды информационных потребностей пользователей бухгалтерской отчетности предприятий иорганизаций при ориентации их на экономический патриотизм
Вид пользователей отчетности |
Потребность винформации при ориентации на экономический патриотизм |
Отвечает ли потребностям пользователей текущая методология бухгалтерского учета |
Сотрудники предприятия |
сведения о прибыльности и стабильности предприятия в целях гарантированного рабочего места и оплаты труда, социальная ответственность фирмы, расходу на социальные программы в том числе внутренние и участие в сохранении природы |
Некоторым потребностям отвечают частично (сведения о прибыльности пользователь получит, а о стабильности предприятия данные будут искажены), остальным потребностям не отвечает вообще |
Инвесторы |
степень выгодности вложений и потенциальный риск потери инвестиций; при ориентации инвестора на концепцию экономического патриотизма необходима информация о расходах на социальные программы, разработку экологических программ и вложения в развитие науки и технологии |
частично (сведения в части финансовой устойчивости предприятия, потенциальный риск потери инвестиций на базе бухгалтерской отчетности достоверно выявить нельзя); остальным потребностям не отвечает вообще |
Органы государственной власти |
получение выплат в виде налогов; при ориентации пользователя на концепцию экономического патриотизма необходима информация о расходах на социальные программы, разработку экологических программ и вложения в развитие науки и технологии |
По налогам информация есть в налоговой отчетности; остальным потребностям не отвечает вообще |
Аудиторы |
правильность предоставляемой информации |
частично |
Общественность (пресса, различные общественные организации) |
оценка вклада предприятия в экономику региона, страны, перспектив занятости населения, вложений в экологические проекты |
нет по всем позициям |
Как правило, деятельность предприятия в бухгалтерской отчетности разграничивают на операционную, финансовую и инвестиционную. Считаем, что такой объем информации не позволяет в полной мере оценить всесторонне деятельность предприятия при ориентации на экономический патриотизм. Целесообразно виды деятельности разграничить на:
‒ экономическую, что включает в себя операционную, инвестиционную и финансовую;
‒ социальную, которая может быть связана с капитальными и текущими затратами на социальную сферу и ориентирована на внутренние и внешние проекты;
‒ экологическую, которая может быть связана с капитальными и текущими затратами на экологию, а также ориентирована на внутренние и внешние проекты;
‒ научно-техническую, которая может быть связана с капитальными и текущими затратами на научно-технические разработки, а также ориентирована на внутренние и внешние проекты
Такой подход потребует изменение большинства форм финансовой отчетности по статьям: активы, доходы и расходы, денежные потоки.
На уровне государства подобная градация на такие виды деятельности и связанные с ними доходы и расходы будут необходимы для государственного управления, так как разные типы расходов целесообразно облагать налогами по-разному, что соответствует принципу социальной справедливости налогообложения и поддержки приоритетных отраслей экономики и видов деятельности.
Вывод: Экономический патриотизм в коммерческой среде есть и должен быть, однако источники информации, которыми является бухгалтерский учет, анализ и контроль как составляющие процесса управления предприятием не позволяют оценить экономический патриотизм и не представляют желаемую достоверность информации. Следовательно, фактически концепция экономического патриотизма позволит сменить методологию налогообложения в стране. Вопросам экономического патриотизма и налогообложения страны будут посвящены следующие работы авторов.
Литература:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016–2020.html (дата обращения 31.08.2016)
- Брагина З. В., Пономаренко Е. В. Экономический патриотизм как управленческий ресурс [Текст] / З. В. Брагина, Е. В. Пономаренко // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2014. — Т. 20, № 4. — С. 94–99.
- Клинова М. В. Теория и практика партнерства государства и частного капитала в европейских странах: Автореферат, д.э.н. — М., 2014. — 48 с.
- «Экономический патриотизм» и роль государства [Текст] / М. Клинова // Мировая энергетика. — 2008. — N 6 (54). — С. 14–16
- Соколов В. Я. Отличия МСФО и традиционной бухгалтерии / В. Я. Соколов // Бухгалтерский учет. — 2010. — N 7. — С. 106–110
- Бухгалтерский учет: субъективные суждения и объективные реалии [Текст] / В. Ф. Палий //Бухгалтерский учет. — 2004. — N 9. — С.. 5–10.
- Львова Н. А. Финансовая диагностика предприятия / Н. А.Львова; под ред. В. В. Иванова. — Москва: Проспект, 2015. — 304 с.