В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков аудирования, говорения, письма и понимания текста. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языком преимущественно в объеме базового уровня (А2).
Ключевые слова: русский язык как иностранный; песни, грамматика, комплекс упражнений, развитие навыков аудирования, говорения, письма и понимания текста
Вопрос включения песен в процесс обучения языку неоднократно поднимался методистами РКИ. Нельзя не согласиться с тем, что песни, будучи ценным аутентичным источником, являются одним из наиболее замечательных способов мотивации к изучению языка: в достаточно непринуждённой форме они не только способствуют формированию слухопроизносительных навыков, но и позволяют иностранным учащимся усвоить уже знакомую лексику, познакомиться с новыми словами и выражениями, закрепить или повторить определенный грамматический материал, а также обогатить свой запас знаний о культуре страны изучаемого языка [1; 2].
Внимания требует вопрос отбора песенного материала. Среди критериев отбора отметим следующие: чёткость произношения (исполнения), повторение определённой лексико-грамматической конструкции, желательное отражение страноведческой информации [1; 3]. Что касается последнего момента, то стоит признать, что зачастую песни, отличающиеся простотой, не несут большой культурно-эстетической нагрузки, однако их можно использовать для отработки и закрепления тех или иных грамматических явлений [1].
Ниже мы предлагаем ряд методических разработок, основанных на популярных песнях отечественных исполнителей. Разработки включают в себя грамматический комментарий, словарь, текст песни, а также пред-, при- и послетекстовые задания и упражнения, направленные прежде всего на развитие навыков аудирования, актуализацию и закрепление лексико-грамматических навыков и умений, а также на развитие навыков говорения и письма. Данный материал адресован иностранным учащимся, владеющим русским языком в объёме базового уровня (А2).
Методическая разработка № 1
(на основе песни «Спасибо» Земфиры)
Уровень: А1[1]-А2
Лексико-грамматический материал: спасибо за + Вин.п.
№ 1. А) Переведите следующие слова и выражения на ваш родной язык.
возраст вероисповедание этимолог выражение благодарность вежливость |
оказывать/ оказать услугу (кому?) выражать благодарить/ поблагодарить (кого?) подавать/ подать руку (кому?) |
вежливый сокращённый искренне |
Б) Прочитайте статью.
Всемирный день «спасибо»
Рис. 1.
11-ое января — это день, когда нужно быть вежливым, потому что 11-ое января — это Всемирный день «спасибо». Слово «спасибо» говорят каждый день люди разного возраста, пола, национальности, вероисповедания. Но немногие знают, как и когда слово «спасибо» появилось в русском языке.
История слова «спасибо»
Этимологи считают, что слово «спасибо» появилось в 16-ом веке и является сокращённым вариантом выражения «Спаси Бог!». Это выражение обозначало не просто благодарность собеседника за услугу, которую вы оказали ему, а говорило о том, что он выражает чувство благодарности к жизни. Затем это выражение было сокращено, и появилось слово «спасибо».
Вежливость— это не только хорошие манеры!
Нас всегда учили, что «спасибо» и «пожалуйста» — это главные слова: когда человек их говорит, он показывает свою вежливость, хорошие манеры. К сожалению, сегодня люди так часто думают о своих проблемах, что иногда забывают говорить друг другу такие слова, как «добрый день», «спасибо», «пожалуйста» и т. д. Не стоит всегда только думать о материальных вещах, но нужно помнить и о духовном мире, поэтому говорите почаще благодарите людей вокруг вас. Вам подали руку, когда Вы выходили из общественного транспорта? Скажите: «Спасибо». Вам помогли донести тяжелую сумку? Снова скажите: «Спасибо». Ведь добрые слова всегда приятно слышать, они делают людей добрее, но только тогда, когда Вы говорите их искренне.
(По материалам статьи «Всемирный день “Спасибо”» http://www.habit.ru/22/256.html)
Б) Ответьте на вопросы.
- Когда отмечают Всемирный день «спасибо»?
- В каком веке появилось слово «спасибо» в русском языке?
- Что значит «спасибо»?
СПАСИБО (кому?) |
|
ЗА + Вин.п. (кого? что?) за комплимент, совет, кофе… за помощь, книгу… за приглашение… за цветы… |
(ЗА ТО), ЧТО [S + P] (за то), что (вы) помогли (за то), что (вы) пришли |
‒ За что ещё можно сказать спасибо?
№ 1. Послушайте песню. Сколько раз вы услышали слово «Спасибо»?
№ 2. Прочитайте текст песни. Поставьте слова в скобках в правильную форму.
- За (песни) и за то, что я не сплю,
- Спасибо!
- За (я) и за (моя семья)
- Спасибо!
- Этот голос улетает в небо
- В небо…
- За эти (слёзы), чистые, как снег,
- Спасибо!
- За (миллиарды) человек
- Спасибо!
- Этот голос улетает в небо
- В небо…
- Сегодня был неважный день,
- Завтра будет хороший.
- Спасибо!
- Спасибо!
- Спасибо!
№ 3. Послушайте песню с опорой на текст. Проверьте себя.
№ 4. Представьте, что сегодня Всемирный день Спасибо. Напишите оригинальную, необычную благодарность вашей семье/ вашим друзьям/ вашим коллегам.
Ключи:
№ 2.
1 — песни;
3 — меня, мою семью;
7 — слёзы;
9 — миллиарды.
Методическая разработка № 2
(на основе песни «Уходи по-английски» Г. Лепса)
Уровень: А2
Лексико-грамматический материал: (вот и время) + инфинитив, (кому?) надоело + инфинитив НСВ
№ 1. Прочитайте следующие конструкции и их значения.
‒ Вот иуказывает на завершение чего-нибудь, наступление чего-нибудь ожидаемого.
Вот и осень пришла.
‒ Когда вы говорите, что время делать что-нибудь, то это значит, что наступил удобный, подходящий момент для этого.
Уже 9 часов. Время уходить.
‒ (кому?) надоело + инфинитив НСВ
Когда вы говорите, что вам что-либо (место, занятие и т. д.) надоело, то это значит, что вам скучно, что вы не хотите этим заниматься.
Ему надоело жить в городе, и он переехал за город.
№ 2. А) Вставьте подходящий инфинитив. Используйте слова для справок.
- Дети! Уже 10 часов. Время __________.
- Уже 14:00. Время __________.
- Уже 19:00. Время __________.
- Сейчас не время __________.
- Ужа поздно. Время __________ домой.
- Мне надоело __________ телевизор. Пойдём лучше погуляем!
- Тебе не надоело __________ в компьютерные игры?
- Какая сегодня погода! Не надоело __________ дома?
Слова для справок: сидеть, спать, ужинать, идти, смотреть, обедать, спорить, играть.
Б) Придумайте 3–5 выражений с данными конструкциями.
№ 3. Прочитайте текст песни. Восстановите пропуски, используя глаголы справа. Переведите незнакомые слова.
Припев:
Припев.
Припев. |
быть выбирать начинать бояться любить собирать остаться заплатить |
№ 4. Послушайте песню и проверьте себя.
№ 5. Знаете ли Вы, что значит «уходить по-английски»?
Когда говорят, что он ушёл по-английски, то имеет в виду, что он ушёл и не попрощался.
Есть ли такое выражение в Вашем родном языке?
№ 6. О чём эта песня?
Ключи.
№ 2 А)
- спать; 2. обедать; 3. ужинать; 4. спорить; 5. идти; 6. смотреть; 7. играть; 8. сидеть.
№ 3.
1 — собирать;
2 — любить, быть;
8, 11 — остаться;
12, 17, 20, 21 — бояться;
13 — начинать;
14 — выбирать;
15 — заплатить.
Методическая разработка № 3
(на материале песни «Рома, извини» группы «Звери»)
Уровень — А2-В1
Лексико-грамматический материал: конструкция «суметь/смочь + инфинитив СВ», «пора/хватит + инфинитив НСВ»
№ 1. Посмотрите на фото. Что вы видите? Как вы думаете, у этих людей есть проблема?
Рис. 2.
№ 2. А) Прочитайте информацию в таблице.
Таблица 1.
СУМЕТЬ/СМОЧЬ + инфинитив СВ (что сделать?) выражение уверенности в том, что результат будет/ результата не будет |
УСПЕТЬ + инфинитив СВ (что сделать?) УСПЕТЬ (куда?) констатация того, что времени (не)достаточно, чтобы что-либо сделать, дойти/доехать куда-либо. |
Хотя это была трудная задача, студенты смогли/сумели её решить. Он уверен, что сможет выучить 50 новых слов за 20 минут. |
До конца урока оставалось 10 минут, но мы успели решить трудную задачу. Хотя была большая пробка, мы успели в аэропорт. |
Сравните: Мы смогли/ сумели закончить проект до 6 часов. Главное значение — результат. Мы успели закончить проект до 6 часов. Главное значение — время. |
|
Б) Вставьте в предложения глаголы СУМЕТЬ, СМОЧЬ, УСПЕТЬ в правильной форме. Укажите варианты.
- Хотя до конца пары оставалось 10 минут, профессор ______ ответить на вопросы студентов.
- Несмотря на то что мы пришли домой поздно, мы всё-таки _________ посмотреть полуфинал чемпионата Европы по футболу.
- Экзамен был трудный, но Катя __________ его сдать на отлично.
- Сегодня Антон встал поздно и с трудом ___________ на нужный автобус.
- Если мы сегодня закончим пораньше, мы __________ на сеанс в 19:15.
- Маша так быстро ушла, что мы не ___________ попрощаться.
- Неужели ты сама __________ приготовить такой вкусный торт?
- Мы еле-еле ____________ закончить проект.
№ 3. А) Прочитайте информацию в таблице.
Таблица 2.
(кому?) ПОРА + инфинитив НСВ (что делать?) пришло время что-либо делать |
ХВАТИТ + инфинитив НСВ (что делать?) употребляется, когда надо остановить действие, разговор |
Уже 18.00. Нам пора идти домой. |
Перерыв закончился. Хватит отдыхать! |
Б) Скажите, что хватит делать и что пора делать?
Модель:
Уже полдень, а ты ещё спишь! Хватит спать. Пора вставать.
- Они смотрят уже третий фильм.
- Дети долго гуляют.
- Сын долго играет в компьютерные игры.
- Она долго говорит по телефону.
- Я думаю.
№ 4. А) Прочитайте следующие конструкции и их значения:
ни очём (разг., неодобр.) = что-либо плохое
Этот фильм ни о чём.
ни при чём = нет вины, не виноват.
Антон (тут) ни при чём. Это я разбил вазу.
Б) Вставьте «ни о чём» или «ни при чём».
1. — Кто разбил окно? Ты? — Я ______________.
2. Этот фильм ________________. Не советую тебе его смотреть.
3. Твоя работа _______________! Просто ты не хочешь с нами поехать на дачу.
4. Эта книга очень скучная, _______________.
5. Максим ________________, это я брал твой телефон.
6. — Как тебе спектакль? — ______________.
7. Он пытался доказать полиции, что он _______________.
№ 5. А) Глагол с префиксом С(О)- и частицей –СЯ означает взаимное действие. Как правило, употребляется в разговорной речи. Образуйте с помощью данного префикса и частицы глаголы от следующих слов:
звонить
говорить
писать
дружить (только СВ)
Б) Вставьте подходящие глаголы.
- Когда мы можем встретиться? — Сейчас трудно сказать. Давай __________ вечером.
- ______________ со своими друзьями из Питера и узнай, можно ли остановиться у них на 2 дня.
- У нас очень хорошая группа. Мы все _______________.
- Мы с братом ______________ летом поехать в Сочи.
№ 6. Прочитайте слова из песни и их значения. В случае затруднений обратитесь к словарю.
поболтать = поговорить
Рис. 3.
неотложный — срочный, необходимый, нужно сделать как можно скорее
неотложные дела
болтовня — разговор о чем-либо несерьёзном
№ 7. Послушайте песню группы «Звери». О чём она?
№ 8. Послушайте песню ещё раз с опорой на текст. Впишите пропущенные слова.
- Два часа на «поболтать»,
- Поболтать и всё ________.
- И тебе пора __________,
- Ехать, а потом _________.
- Оставайся, будь моей,
- Оставайся навсегда.
- А в ответ: «Послушай, эй!
- _____________. Всё, пока!»
- Рома, извини, но мне надо бежать.
- Дела, пойми, дела, дела.
- Рома, извини, у меня ____________
- Москва — Париж — Милан –Москва.
- Рома, извини, но мне надо бежать.
- Дела, пойми, дела, дела.
- Рома, извини, у меня _____________
- Москва — Париж — Милан –Москва.
- Москва — Милан — Москва.
- Люди, рельсы, провода...
- Город как большой _________.
- Нет тебя, потом меня.
- Опоздала, опоздал.
- Ты болтала, я молчал.
- Хочешь — да, а хочешь — нет.
- Я уже примерно знал,
- Что ты скажешь мне в ответ.
- Рома, извини, но мне надо бежать.
- Дела, пойми, дела, дела.
- Рома, извини, у меня ____________
- Москва — Париж — Милан –Москва.
- Рома, извини, но мне надо бежать.
- Дела, пойми, дела, дела.
- Рома, извини, у меня _____________
- Москва — Париж — Милан –Москва.
- Москва — Милан — Москва.
- Неотложные дела,
- Все полгода ____________.
- Все полгода — болтовня.
- Самолёты _____________.
- Я готов был бросить все,
- Чтобы быть с тобой всегда.
- «Эй, подруга, что с лицом?
- ______________. Всё, пока!»
- Знаешь, извини, но мне __________.
- Дела, пойми, дела, дела.
- Знаешь, извини, у меня самолёт
- Москва — Ростов –Казань — Москва.
- Знаешь, извини, но мне _____________.
- Дела, пойми, дела, дела.
- Знаешь, извини, у меня самолёт
- Москва — Ростов — Казань — Москва.
- Москва — Ростов — Москва.
№ 9. О чём эта песня?
№ 10. В песне поётся «Город как большой вокзал». Вы согласны? На что, по вашему мнению, похож город?
№ 11. Вам предлагают пойти в кино/поехать на дачу и т. п. Но вы не хотите/не можете. Придумайте диалог, используйте слова и фразы из песни:
Извини, мне надо (идти/бежать/ехать…)
Мне пора…
У меня неотложные дела/ самолёт/ поезд…
Созвонимся/ спишемся.
Ключи.
№ 2 Б)
- успел; 2. смогли/ успели; 3. сумела/ смогла; 4. успел; 5. успеем; 6. успели; 7. смогла/ сумела; 8. успели.
№ 3 Б) (варианты)
- Хватит смотреть фильмы. Пора (делать уроки…).
- Хватит гулять. Пора (обедать…).
- Хватит играть. Пора (делать уроки…).
- Хватит говорить по телефону. Пора (готовить ужин…).
- Хватит думать. Пора (делать…).
№ 4 Б)
1, 3, 5, 7 — ни при чём;
2, 4, 6 — ни о чём.
№ 5 А) Созвониться, сговориться, списаться, сдружиться.
Б) 1. созвонимся/ спишемся; 2. созвонись; 3. сдружились; 4. сговорились.
№ 8.
2 — успеть;
3 — бежать,
4 — лететь;
8, 42 — созвонимся;
11, 15, 28, 32 — самолёт;
19 — вокзал;
36 — ни о чём;
38 — ни при чём;
43, 47 — надо бежать.
Литература:
- Грумбайр И. И. Использование песен на уроках РКИ. [Электронный ресурс] / Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века. — 2013. — Режим доступа: http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=1092 %3Akongress-bilingual-bilium&catid=35 %3Atema-mesyaca&Itemid=6&lang=ru (дата обращения: 18.07.2016).
- Ровба Е. А. Использование популярных песен на занятиях по русскому языку как иностранному. [Электронный ресурс] // http://www.elib.grsu.by/doc/11134 (дата обращения: 18.07.2016).
- Толстова Н. Н. Модель занятия по РКИ на основе песни // Молодой учёный. — 2016.-№ 3. — С. 923–928.
[1] Полагаем, что без статьи «Всемирный день “спасибо”» данный материал можно использовать на занятии с учащимися, владеющими русским языком на элементарном уровне (А1).