Обучение образной лексике на занятии по РКИ через погружение в мир песни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Рудикова, Ю. Ю. Обучение образной лексике на занятии по РКИ через погружение в мир песни / Ю. Ю. Рудикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62257/ (дата обращения: 19.11.2024).



Одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку (в том числе — русскому как иностранному) является периодическое использование в ходе занятий песенного материала. Помимо формирования слухо-произносительных навыков [4], ознакомления с культурой и традициями страны изучаемого языка [1, с. 367], повышения мотивации к обучению и создания на занятиях эмоционально благоприятной атмосферы [3], применение песен также позволяет осваивать новую лексику и закреплять ранее изученную.

В частности, представляющее особую сложность обучение иностранцев образной лексике может быть осуществлено не только классическим способом, т. е. на материале художественных текстов, но и с помощью введения в учебный процесс музыкальных композиций, характеризующихся наличием значительного количества средств художественной выразительности. Кроме того, каждая из отобранных для изучения песен должна иметь единую тематику, отличаться умеренным темпом и характеризоваться глубоким смысловым содержанием.

Всем вышеперечисленным критериям соответствует песня «Всё забудется» современной российской группы «Вельвет» (автор слов и музыки — Е. Белоконь). Данная музыкальная композиция может быть использована при обучении образной лексике по теме «Зима» иностранных студентов, владеющих русским языком на уровне В2 и выше.

Ниже предлагается модель занятия по РКИ на основе данной песни. Разработанные упражнения позволяют углубить знания студентов о тропах в русском языке, научить интерпретировать образные выражения по теме «Зима» и создавать собственные метафоры. Кроме того, выполнение заданий способствует развитию навыков аудирования, говорения и письма.

Ход занятия

Этап 1. Ознакомление с песней

  1. Преподаватель сообщает студентам о предстоящей на занятии работе с песней и пишет на доске её название — «Всё забудется».Студентам предлагается истолковать название и высказать предположение о темпе, ритме, характере песни. Поскольку название («Всё забудется») и тема песни («Зима») не совпадают, весьма вероятно, что никто из студентов не даст верного ответа. Однако обучающимся будет интересно поделиться своим мнением и выслушать идеи товарищей, а по окончании работы с песней можно сравнить первоначальные впечатления и предположения студентов с реальным содержанием текста.
  2. Студенты слушают песню, затем отвечают на вопросы: «Понравилась ли вам эта песня? Какие ощущения вызвала она у вас?».
  3. Преподаватель раздаёт текст песни с пропущенными словами. Студенты слушают песню повторно, со зрительной опорой, заполняя при этом пропуски.

Всё забудется (группа «Вельвет») [2]

1. Осторожные шаги

Тихо пряча ………….,

Мягкой поступью зима

………… мой дом,

Раскидала жемчуга

По ……………. небесам,

Опустив ……………… шлейф

На продрогшие леса...

Белой россыпью снега

…………, склоняясь ниц,

Под ……………. серебром

Лёгкий взмах её..............,

Заколдует, ………….

Песни дивной красоты

И, усталая, ……………

Заметёт свои следы…

Припев:

Всё забудется с летними грозами,

И закружится жизнь ………………

Нет той девочки …………………….,

Лишь тихонечко плачет душа.

2. Вдруг................. проскользнёт

Как хозяйка в мой мирок,

Молча взглянет мне в глаза

И присядет...................

«Что так больно» …...................

«Где..................... стынет лёд?»

Улыбнётся мне в ответ –

«Подожди и...................”..

Припев

3. Не встревожат мой сон,

Не настигнут в толпе

Мимолётные виденья о тебе.

И................. мечты

В.................. тоске –

Просто искорки,................... в руке.

Припев

Ключи для преподавателя: подо льдом, убаюкала, бескрайним, хрустальный, упадут, прозрачным, ресниц, запоёт, к утру, не спеша, с длинными косами, неслышно, на порог, я спрошу, под сердцем, всё пройдёт, затихнут, беспокойной, погасшие.

3. Студенты читают текст песни вслух. Преподаватель проверяет правильность заполнения пропусков и при необходимости исправляет орфоэпические и интонационные ошибки.

4. Преподаватель задаёт вопрос для определения темы: «Как вы считаете, о чём эта песня?». Принимается общий ответ — «О зиме».

Этап 2. Непосредственная работа с текстом песни

2.1. Предтекстовая работа

Семантизация незнакомых лексических единиц и их обсуждение

В этой песне содержится много образных слов и выражений. Вспомните, что такое метафора, эпитет, олицетворение. Посмотрите на список слов из этой песни, приведённый ниже. Все ли слова вам известны?


Поступь (ж.р.)

Убаюкивать/убаюкать дом

Раскидывать/раскидать жемчуга

Бескрайние небеса

Шлейф

Продрогнуть

Россыпь снега

Склоняться/склониться ниц

Взмах ресниц

Дивной красоты

Кружиться/закружиться

Проскальзывать/проскользнуть (во что?)

Взглянуть в глаза

Стынуть

Тревожить/потревожить сон

Настигать/настигнуть (кого? что?)

Мимолётное виденье

Искра (искорка)

Гаснуть/погаснуть

Так как студенты владеют русским языком на достаточно продвинутом уровне, вероятно, им будут известны многие слова из списка, по крайней мере, в их прямом значении. Если студенты знают слово, они семантизируют его в ходе общего обсуждения. Если же возникают затруднения, семантизацию осуществляет преподаватель.

Возможны разные способы семантизации данной лексики. Например, семантизация с помощью предметной наглядности (демонстрация картинок — «шлейф», «жемчуг», «искорка»; демонстрация видео — «склоняться ниц»); семантизация с помощью словообразовательного анализа («бескрайний», «мимолётный», «виденье»); семантизация с помощью языковой догадки («убаюкивать» — опора на междометие «баю-баю»); дефиниция и описание незнакомых лексических единиц и т. д.

2.2. Притекстовая работа

Задания, направленные на снятие лексико-грамматических трудностей

  1. Поставьте данные существительные в единственное число: снега, жемчуга, виденья, искорки, небеса. Опираясь на значение слова «бескрайний» в выражении «по бескрайним небесам», постарайтесь определить, почему слово «небеса» употреблено во множественном числе.
  2. Найдите в тексте причастия и деепричастия. От каких глаголов они образованы? (пряча, опустив, склоняясь, продрогшие, погасшие)
  3. Найдите в тексте производные слова от слов «тихо», «мир», «сесть», «искра». Каким способом они образованы? Объясните, как изменилось их значение (уменьшительно-ласкательные суффиксы, приставка при — значение неполноты действия).

Языковые и условно-речевые упражнения

  1. Найдите в тексте контекстуальные синонимы к следующим словам и выражениям:

снег (снега) и лёд (жемчуга, хрустальный шлейф, прозрачное серебро, белая россыпь)

очень красивый (дивной красоты)

испытывать боль/больно (во втором куплете песни) (под сердцем стынет лёд)

переживать, волноваться о ком-то, испытывать душевную боль (в припеве песни) (плачет душа)

  1. В следующих выражениях сопоставьте прямое и переносное значение выделенных слов. Какой образ создаётся благодаря переносному значению слова?

осторожное животное— осторожные шаги

мягкое кресло — мягкая поступь

убаюкивать ребёнка — убаюкивать дом

закружиться в танце — Жизнь закружится.

украшение из жемчугараскидать жемчуга

шлейф платья — хрустальный шлейф зимы

продрогший человек — продрогшие леса

Плачет женщина. — Плачет душа.

  1. Обратите внимание на предложение «Стынет лёд». Вы знаете, что значение глагола «стынуть»— «терять тепло, становиться холодным, замерзать». Кажется ли вам логичным подобное выражение? Опираясь на контекст («под сердцем стынет лёд») попробуйте прокомментировать, с какой целью автор построил предложение таким образом (примерный ответ: сам лёд замерзает, т. е. очень холодно, очень больно и невыносимо сердцу).
  2. В песне содержится много олицетворений. Одно из олицетворений, развёрнутых на весь текст — это образ Зимы, действующей как человек. Найдите в тексте выражения, описывающие поступки Зимы. Например: Зима убаюкала мой дом, прятала шаги подо льдом и т. п.
  3. Посмотрите на приведённые ниже описания Зимы и попробуйте представить, в образе какого человека она предстаёт в каждой конкретной ситуации.

I. Склоняясь ниц, хрустальный шлейф, раскидала жемчуга. (Зима как королева: богатая, хорошо одетая, все ей кланяются).

II. Взмах ресниц Зимы, шаги Зимы, Зима усталая, Зима поёт, Зима улыбнётся. (Зима как обычная девушка).

III. Главная героиня песни беседует с Зимой, задаёт ей вопрос о жизни. (Зима как подруга, помощник, советчик).

6. Найдите в тексте другие примеры олицетворений, когда нечто неодушевлённое «действует» или «чувствует» как люди (продрогшие леса; снега склоняются ниц; плачет душа).

7. Замените существительные в данных образных выражениях так, чтобы получились нейтральные словосочетания: осторожные шаги, мягкая поступь, беспокойная тоска, хрустальный шлейф, прозрачное серебро.Подберите как можно больше подходящих существительных.

8. Перестройте данные образные предложения так, чтобы получились нейтральные.

I. Зима засыпала снегом землю. (Выпал снег.)

II. Река покрыта прозрачным серебром. (Река замёрзла.)

III. Сейчас на улице хозяин — Мороз! (Сейчас на улице очень холодно.)

IV. Белый ковёр превратится весной в воду. (Снег растает весной.)

9. Перестройте эти нейтральные предложения так, чтобы получились образные. Используйте слова: замёрзнуть, продрогнуть, плакать, дивной красоты, покрывать, хрустальный.

I. В городе снова холодно. (Город снова замёрз / продрог.)

II. Мне нравится этот красивый зимний лес! (Мне нравится этот зимний лес дивной красоты.)

III. Снова идёт дождь. (Снова небо плачет.)

IV. На реке лежит прозрачный лёд. (Река покрыта хрустальным льдом.)

10. Составьте предложения с данными образными словосочетаниями: раскидать жемчуга, продрогший город, бескрайние серебряные поля, рассыпать снег, небеса дивной красоты, белый ковёр снега, прозрачный лес.

11. Выполните задание по созданию метафор: выбрав существительное, подберите к нему несколько подходящих по смыслу прилагательных и глаголов. Составьте предложение, в котором данные слова употреблялись бы в переносном значении, в совокупности создавая необычный образ. Пример метафоры из текста песни: «Мечты — искорки, погасшие в руке».

Образец:

Снег… (холодный, пушистый, нежный, …) + что именно делает

Мороз… (сильный, суровый, …) + что именно делает

Зима… (холодная, тёплая, ранняя, …) + что именно делает

Пример: Холодная зима плохого настроения снова наступила в моём сердце.

12. Противопоставление каких времён года и природных явлений есть в песне? (зима — лето; снегопад — летние грозы) С какой целью подобные противопоставления использованы автором?

2.3. Послетекстовая работа

Речевые упражнения (направлены на активизацию в речи и закрепление изученных лексических единиц)

  1. Какой вы представляете себе Зиму в песне? Отличается ли образ Зимы в первом и втором куплете? Почему вы так считаете? Если образы отличаются, какая Зима вам нравится больше и почему?
  2. Какой вы представляете себе девушку, главную героиню? Какие чувства она испытывает во втором куплете, в припеве, в третьем куплете? Докажите примерами из текста (боль — 2 куплет и припев; её преследуют воспоминания — 3 куплет, разочарование, исчезли мечты — 3 куплет).
  3. Как вам кажется, что произошло с девочкой с длинными косами? (Верного ответа нет, возможные интерпретации: умерла / очень изменилась / больше не общается с главной героиней; а, может быть, девочка с длинными косами — это сама главная героиня. Важно рассуждение студентов о песне, выражение и аргументация собственного мнения, желательно с использованием изученной образной лексики).
  4. Перескажите первый куплет песни по типу описание. Перескажите второй куплет по типу повествование. Расскажите сюжет песни полностью (можно менять куплеты и припев местами, рассказывать так, как вам представляется более логичным). Не забывайте использовать образные слова и выражения! Завершив пересказ, придумайте своё окончание этой истории.

Домашнее задание

  1. Петь песню «Всё забудется».
  2. Составить собственный текст о зиме с использованием изученной лексики и самостоятельно созданных средств художественной выразительности (олицетворение, эпитеты, метафоры). Представить русскую зиму как:

– злую, грубую женщину;

– маленькую любопытную девочку;

– добрую, ласковую бабушку

(выбрать один из трёх вариантов).

В заключение следует отметить, что обучение иностранных студентов образной лексике на материале песен позволяет существенно облегчить поставленную задачу и разнообразить учебный процесс. Последовательное выполнение языковых, условно-речевых и речевых упражнений способствует формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков и умений, а тот факт, что материалом для занятия служит не обычный художественный текст, а текст песни, способствует повышению интереса и мотивации студентов. Кроме того, неоднократное прослушивание музыкальной композиции, просмотр видеоклипа и последующее исполнение песни позволяет в естественной и ненавязчивой форме научить студентов правильному произношению. Наряду с этим, песни, отличающиеся глубоким смысловым наполнением, способствуют организации дискуссий или дебатов на определённую тему, а также настраивают на выполнение разнообразных творческих заданий (как устных, так и письменных). Таким образом, использование песен на занятиях по РКИ в современных условиях представляется не только целесообразным, но и безусловно необходимым.

Литература:

  1. Васильева Т. В. Лингвометодические принципы отбора песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Учёные заметки ТОГУ. — 2015. — Т.6. — № 4. — С. 365–370.
  2. Вельвет. Всё забудется [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://velvetgroup.ru/lyrics/e/id_336/ (дата обращения: 25.08.2019).
  3. Ровба Е. А. Использование популярных песен на занятиях по русскому языку как иностранному [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elib.grsu.by/doc/11134 (дата обращения: 25.08.2019).
  4. Скок Т. Н. Учись и пой! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oshibok-net.ru/news/98.html (дата обращения: 25.08.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): III, дивная красота, зим, текст песни, песня, слово, выражение, прозрачное серебро, русский язык, хрустальный шлейф.


Похожие статьи

Занятие по развитию речи в средней группе «Сказочное путешествие»

Интегрированное занятие по речевому развитию с элементами рисования в младшей группе «Чудеса в зимнем лесу»

Обучение диалогической речи на смысловом уровне: подготовка и проведение дискуссии на занятиях по русскому языку

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Занятие на тему «Экскурсия в зоопарк» по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Путешествие в сказку»

Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе «Мы расскажем о зданиях»

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Похожие статьи

Занятие по развитию речи в средней группе «Сказочное путешествие»

Интегрированное занятие по речевому развитию с элементами рисования в младшей группе «Чудеса в зимнем лесу»

Обучение диалогической речи на смысловом уровне: подготовка и проведение дискуссии на занятиях по русскому языку

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Занятие на тему «Экскурсия в зоопарк» по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Путешествие в сказку»

Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе «Мы расскажем о зданиях»

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Организация групповой формы работы на уроке «Человек и мир» («Природоведение», 5 класс)

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Задать вопрос