Библиографическое описание:

Костина О. А. Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 21-23.



Массаж является древнейшим методом лечения, дошедшим до наших дней и значительно обогатившимся в результате новейших достижений в области медицины. Эффективность этого метода лечения проверена тысячелетней историей применения, и сегодня он непрестанно совершенствуется, благодаря усилиям многочисленных исследователей в этой области.

Особое значение овладение массажем приобретает для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Однако, различные дефекты зрения замедляют формирование точности, быстроты, координации движения и вносят своеобразие в процесс овладения двигательными умениями и навыками в области массажа.

В этой связи, в государственном областном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования, реабилитации и оздоровления» осуществляется обучение детей с нарушением зрения по специальности «Массаж».

Для слепого ребенка осязание — главный фактор для познания окружающего мира, т. к. посредством осязания учащийся получает основную информацию о форме, структуре поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении.

Поэтому осязание, при нарушениях зрения, выступает как ведущий фактор компенсаторного развития учащегося. Именно этими особенностями и приходится руководствоваться во время учебного процесса [2]. Развитие осязательного чувства достигается путем упражнений. Обучающиеся учатся различать поверхность, температуру и другие осязательные признаки.

Являясь контактным анализатором, осязание позволяет незрячему непосредственно воспринимать окружающие его предметы, в следствии чего происходит формирование предметно-пространственных представлений [3].

Как показали исследования Б. Г. Ананьева, Ю. А. Кулагина, между чувственными образами одних и тех же предметов, получаемых с помощью зрения и осязания нет принципиальных различий. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов [1,4].

При включении обучающихся в предметно-практическую деятельность активизируются резервные возможности его кожного анализатора, в следствии чего повышается уровень всех видов осязательной чувствительности. Происходит это потому, что обучение способствует выработке у незрячих тонких дифференцировок в кожном анализаторе, позволяющих им с помощью осязания контролировать процесс своей деятельности.

Для реализации социальной адаптации детей с нарушением зрения в нашей школе в 11–12 классах, был введен курс допрофессиональной подготовки — «Лечебный массаж и основы ухода за больными».

Работа массажиста требует определенных физических и моральных сил. Поэтому проводится отбор обучающихся, желающих овладеть профессией массажиста врачебно-педагогической комиссией. Начиная с 11-го класса, параллельно с обучением массажу, ведется более углубленное изучение таких предметов как: «Уход за больными», «Анатомия и физиология», «Фармакология», «Основы латинского языка», «Медицинская этика».

В процессе обучения учащихся 11–12 классов в нашей школе большое внимание уделяется:

— знанию нормальной, топографической и патологической анатомии, особенностями строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела. Кроме того, учащиеся обучаются свободной ориентации в расположении кожных зон сегментарной иннервации и умению отличать патологическое состояние тканей и органов от нормального;

— обучению пальпаторному методу исследования. Повышенная чувствительность пальцев у лиц с отсутствием зрения является большим преимуществом при выполнении массажа, однако, не у каждого она осмысленна. Необходима ежедневная тренировка пальцев. Хорошо развитая чувствительность пальцев рук массажиста позволяет ему определить состояние массируемых тканей во время работы и дает возможность понять, когда необходимо закончить массаж в данном месте и переходить на другой участок;

— физиологическому действию массажного приема, знать показания и противопоказания массажного приема. В течении всего периода обучения каждый учащийся овладевает техникой выполнения приемов классического массажа, являющегося основой почти всех разновидностей массажа

— курсу клинических дисциплин, необходимому массажисту для того, чтобы следить за реакцией пациента во время массажа и правильно оценивать результаты своего труда;

— вопросам деонтологии (взаимоотношение массажиста с пациентами и коллегами);

— совершенствованию знаний и умений путем самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах и курсах повышения квалификации.

Особое внимание в обучении уделяется самостоятельности обучающихся, их активности при отработке практических навыков по массажу. Это важно, поскольку такие качества, как активность, направленность, интенсивность, сосредоточенность, могут быть хорошо развиты, достигая, а иногда и превышая уровень развития этих качеств у нормально видящих обучающихся.

Школа-интернат имеет хорошую материальную базу по допрофессиональной подготовке обучающихся, кабинет массажа обеспечен оргтехникой, учебными пособиями в рельефном исполнении, муляжами. На практических занятиях обучающимся предоставлена возможность свободного доступа к муляжам и барельефам.

Все учебные пособия имеют реалистичный вид: модель сердца (фронтальный разрез предсердия и желудочков, дуги аорты); разборная уменьшенная модель туловища (торс), голова (2 части), головной мозг, внутренние органы; модель скелета с подвижными суставами; модель новорожденного для отработки приемов массажа; модель мышц сгибателей верхней конечности; барельефы строения кожи и спинного мозга и т. д.

Таким образом, опыт работы в нашей школе показал, что ежегодно более 30 % выпускников выбирают медицинскую специальность, что говорит о дальнейшей реализации программы допрофессиональной подготовки, способствующей социальной реабилитации будущих специалистов.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985. С. 34.
  2. Колыванова Л. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже: дис... канд. пед. наук: 13.00.08/Колыванова Лариса Александровна. – Самара, 2012. – 267 с.
  3. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Караханян Л. В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6–4 (86). С. 27–30.
  4. Кулагин Ю. А. Восприятие наглядных пособий слепыми детьми. «Развитие психики в условиях сенсорных дефектов».XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 33. М., 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушением зрения, ограниченными возможностями здоровья, Молодой ученый, чувствительность пальцев, приемов классического массажа, отработки приемов массажа, массажа обеспечен оргтехникой, пальцев рук массажиста, профессией массажиста врачебно-педагогической, слепого ребенка осязание, различные дефекты зрения, допрофессиональной подготовки, осязания учащийся, Развитие тактильной чувствительности, массажного приема, области массажа, Повышенная чувствительность пальцев, Колыванова Л, выполнении массажа, безопасности жизнедеятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос