Библиографическое описание:

Чугунов В. А. Роль иностранных концессий в восстановлении и развитии советского Дальнего Востока (1920 - 1930-е гг.) // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 105-108.



Иностранный капитал в концессионной форме сыграл значительную роль в восстановлении хозяйства Советской страны, в том числе Дальнего Востока в 1920-1930-е гг. Существование концессий во многом способствовало уменьшению военной угрозы со стороны иностранных держав в данном регионе, особенно со стороны Японии и США, стремившихся прибрать его к своим рукам, а также помогало Советскому руководству закрепить свои позиции на периферии страны. Особенность концессий заключалась в том, что они способствовали усилению противоречий между Японией и США, сталкивая интересы этих стран по поводу того, чье политическое и экономическое влияние будет распространяться в большей степени на Дальний Восток, и кто в будущем сможет завладеть какой-либо его частью, то есть частью Советского государства.

Ключевые слова: иностранный капитал в концессионной форме, интервенция, Гражданская война, ДВР, восстановление и развитие экономики Дальневосточного региона, доминирование Японии, индустриализация, пятилетки развития народного хозяйства, сахалинские концессии, аванпост СССР.

В 1920-е гг. сложным было не только международное, но и внутреннее положение Советской России. На экономическом и политическом положении страны серьезно сказались последствия Гражданской войны и интервенции. Интервенция и Гражданская война нанесли огромный ущерб экономике как страны в целом, так и Дальневосточного края. В Дальневосточном крае около 80 тыс. человек погибло в боях, умерло от ран, было замучено и расстреляно. Промышленность пришла в упадок. Часть предприятий пострадала в результате военных действий, оборудование многих фабрик и заводов было вывезено за границу [8, с. 13-17.]

Таким образом, в годы Гражданской войны и интервенции иностранные предприниматели, в основном в лице японцев, грабили и истребляли природные богатства Дальнего Востока, стремились захватить его и превратить в зависимую территорию.

Для того чтобы избежать захвата Советского Дальнего Востока, и обеспечить в регионе условия для ликвидации интервенции 6 апреля 1920 г. в Верхнеудинске (Улан-Удэ) на Учредительном съезде трудящихся Прибайкалья была провозглашена Дальневосточная республика [4, с. 604]. «Вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обойтись без нее», – писал об этом В.И. Ленин.

После вхождения 15 ноября 1922 г. ДВР в состав Советской России, встала проблема охраны природных богатств Дальнего Востока от возможного дальнейшего разграбления иностранными предпринимателями. Советской властью был сформулирован тезис: «Дальневосточный край – аванпост СССР на берегах Тихого океана», ставший концептуальным в разработке региональной властью проектов экономического развития Дальневосточного края [1, c.113].

Более рациональному развитию ДВК способствовали Гамарник и его команда. Они обосновали важное место Дальнего Востока в экономической политической, военной, международной жизни Советского Союза. При участии Гамарника был разработан и осуществлялся 10-летний план социально-экономического развития края (1925-1935 гг.) [6, c. 58], в который были включены вопросы освоения и капитального строительства, а также предусматривались огромные денежные вложения в развитие края. Стоит отметить, что Гамарник являлся одним из инициаторов строительства военно-промышленного центра региона – города Комсомольска-на-Амуре, курировал реконструкцию Владивостокского порта, строительство цементного завода в Спасске, а также подготовил предложения по созданию Тихоокеанского флота. Однако развивать Дальний Восток своими силами было трудно, так как не хватало собственных средств и специалистов, сыграла свою роль и отдаленность региона от центра. Поэтому для развития экономики региона Советским руководством было решено привлекать к работе иностранный капитал в концессионной форме.

Для советского Дальнего Востока проблема восстановления хозяйства и его эффективного использования в 1920 – 1930-е гг. с помощью иностранцев стояла гораздо острее, чем в целом по стране. Это объяснялось более поздним окончанием Гражданской войны и, соответственно, задержкой включения региона в процесс восстановительного периода. И не менее важным фактором являлось приграничное, окраинное положение региона, что создавало угрозу отторжения его от СССР [2, c. 289]. Особой проблемой для советского руководства и его «карающего меча» – органов госбезопасности была иностранная шпионская деятельность на территории советского Дальнего Востока. Поэтому контроль над всеми иностранцами, находящимися в регионе был приоритетной задачей дальневосточных органов ОГПУ.

Внешнеполитическими факторами, которые способствовали актуализации концессионной политики в регионе, являлись – усиление проникновения зарубежного капитала в дальневосточную экономику в годы гражданской войны и интервенции, а также существование угрозы отторжения региона Японией или США.

Концессия как специфическая форма взаимодействия государства с частным предпринимателем применялась не только в СССР в 1920 – 1930-е гг., но и в различные периоды истории России, в том числе используется и сегодня. И она является одной из первых форм договорных отношений с иностранным капиталом. Прообразом концессии как специального договора государства с предпринимателем являлся откуп, то есть передача государством за определённую плату и на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций [10, c.24].

В 1920 – 1930-е гг. концессии использовались лишь в той мере, в какой они могли быть полезными для развития народного хозяйства и ни в коей мере не затрагивали экономической независимости страны. То есть СССР являлся субъектом, а не объектом концессионной политики, т.к. он твердо устанавливал пределы, до которых привлекал иностранный капитал, учитывая, во-первых, что это привлечение даст народному хозяйству страны и, во-вторых, какие возможности в отношении обогащения и укрепления народного хозяйства откроются.

Исторически сложилось так, что Япония занимала одно из первых мест во внешнеэкономических приоритетах советского руководства в рассматриваемый период. Советско-японское экономическое сотрудничество в регионе имело ряд преимуществ, среди которых можно выделить территориальную близость двух государств, а также желание Японии осваивать природные богатства Дальневосточного края. Например, в рыбной промышленности, являющейся основой развития региона, японские концессии не имели равных себе конкурентов среди других иностранных предприятий, так как японские предприниматели заняли господствующее положение в рыбной промышленности Дальнего Востока. Правительство Японии распоряжалось рыболовством в устье Амура, сахалинских и камчатских водах, и в 1922 г. только в лимане Амура был сдан в аренду 31 участок, т.е. 81,1% от всего улова в районе [8, c.13].

Японский капитал занял прочные позиции в экономике советского Дальнего Востока после урегулирования ряда политических вопросов в 1925 г. и 1928 г. Советская рыбная промышленность, как основа развития региона, еще находилась в стадии становления, поэтому отказ от дополнительных источников доходов (получаемых от концессий), а также от использования японского технико-технологического опыта в области рыболовства мог привести в этот период только к дестабилизации и расстройству рыбной промышленности дальневосточного региона. Японские концессии в рыбной отрасли еще не исчерпали себя полностью на Дальнем Востоке, и преждевременное их сворачивание было не актуально, так как еще не все задачи концессионной политики в регионе были реализованы.

На Дальнем Востоке существовало 24 концессии, что составляло 32,43% от 74 чистых концессий, действовавших в целом по стране (табл. 1) [5, c. 138].

Таблица 1

Национальное происхождение компаний, подписавших концессионные соглашения в 1920-х – 30-х гг.

Страна

Кол-во концессионных договоров в СССР

Кол-во концессионных договоров на

ДВ

Кол-во дальневосточных концессий

в %

В % к общ.

кол-ву по стране

В % к общ.

кол-ву по ДВ

Англия

15

4

30,76

16,67

США

15

6

40,00

25,00

Норвегия

7

2

28,57

8,33

Финляндия

3

1

33,33

4,17

Япония

12

11

91,60

45,83

Итого

52

24

48

100

С их помощью была существенно расширена программа капиталовложений в промышленность региона, стало возможным появление и развитие уникальных для Дальнего Востока производств.

Концессионная политика имела положительное влияние на развитие экономики в начальный период социалистического строительства на Дальнем Востоке. Ряд концессий на Дальнем Востоке имели пионерский характер и были единственными в своем роде. Была доказана практическая возможность развития производства в отраслях, где использовались концессии, что и послужило толчком к созданию аналогичных советских предприятий.

Таким образом, к концу 1920-х гг. укрепление советской экономики позволило уже Сталину выдвинуть положение о том, что Советское государство в состоянии за счет внутренних сил развивать свою экономику и строить социализм в отдельно взятой стране. Он подчеркивал, что в концессиях следует видеть их «сугубо капиталистический характер», не соответствующий создаваемой экономической модели централизованного управления экономикой.

К 1937 г. практика концессионных соглашений себя исчерпала, особенно, когда уже во всю мощность была развернута индустриализация и почти началась третья пятилетка развития народного хозяйства. Причинами дискредитации концессионной политики можно считать позицию по отношению к СССР – крупный иностранный капитал в целом отказывался от каких-либо инвестиций в его экономику, а предприниматели второго ранга не располагали значительными средствами для серьезной и продолжительной работы в советской экономике. Также конкурентоспособность иностранных концессий падала по отношению к создаваемым мощным и крупным отечественным предприятиям в отраслях, где использовались концессии. Эти причины и привели к прекращению деятельности значительного числа концессионных предприятий [7, c. 57], не учитывая деятельность японских концессионных предприятий, просуществовавших на Северном Сахалине вплоть до 1944 г.

Таким образом, в становлении и сворачивании концессионной политики на Дальнем Востоке прослеживаются как общие тенденции присущие концессионированию в целом по стране, так и особенные черты, характерные только для Дальневосточного региона (наличие чистых концессий, отдаленность от центра, доминирование Японии) [3, c.23]. Единственной гарантией эффективной деятельности концессий в СССР была заинтересованность самого государства в них. Как только эта заинтересованность исчезла, концессии были обречены [3, c.23]. Создание конкурентоспособных государственных предприятий, понимание идеологической несовместимости концессионирования с курсом на построение социалистической модели экономики, изменение внешнеполитических позиций Советского Союза способствовали окончательной ликвидации концессий на Дальнем Востоке.

Опыт концессионной деятельности 1920 – 1930-х гг., возможно, может быть полезен для современной экономики Российской Федерации, т.к. концессионная деятельность способна оказывать многопрофильное воздействие на экономику при выработке стратегии ее развития, способствовать решению проблем, связанных с развитием регионов страны, поддерживать оптимальный объем иностранного капитала на протяжении длительного периода и иметь важное значение в реализации общенациональной стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики [9]. Однако, что касается Дальневосточного региона, то здесь иностранные предприятия не имеют широкого распространения, поэтому концессионная политика властей, безусловно, требует популяризации.

Литература:

  1. Дубинина Н. И. О проектах социально-экономического развития советского Дальнего Востока в 1920-30-е гг. / Н. И. Дубинина // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – №4 (57). – 2011. – С.113-118.
  2. Иващенко В. А. Исторический опыт деятельности органов ОГПУ по защите экономической безопасности советского государства в области концессионной политики на Дальнем Востоке в 1920-1930 е гг. / В. А. Иващенко // Вестник ТОГУ. – №4 (23). – 2011. – С. 289-296.
  3. Кошкарева С. Г. Советская концессионная политика на Дальнем Востоке страны (1920–1930-е гг.) / С. Г. Кошкарева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2012. – №1 (19). – С.15-23.
  4. Малая Советская энциклопедия: в 11 томах / Гл. ред. Н.Л. Мещерякова. – 2-е изд. – М.: ОГИЗ РСФСР, 1933 – 1947. – Т. 3.
  5. Марьясова Н.В. Иностранный капитал на Дальнем Востоке России в 20 – 30-е гг. (концессии и концессионная политика Советского государства) / Н.В. Марьясова. –Владивосток: Издательство ДВГУ, 2000.
  6. Песков В. Н. Военная политика СССР на Дальнем Востоке в 30-е гг. ХХ в.: автореф. дис. … док.ист. наук / В. Н. Песков. – Хабаровск, 2000.
  7. Хромов С. С. Иностранные концессии в СССР: исторический очерк, документы / С. С. Хромов – М., 2006. – Т. 1, 2.
  8. Цуканов С. С. Концессионная политика СССР на Дальнем Востоке в 1922 – 1926 гг. / С. С. Цуканов // История государства и права. – 2010. – №20. – С.13-17.
  9. Экономическая библиотека. [Электронный ресурс] URL: http://economy-lib.com/formirovanie-kontsessionnoy-politiki-i-deyatelnost-kontsessiy-v-rossiyskoy-ekonomike#ixzz41SJgIwHA.
  10. Ярмальчук М. В. Практика применения концессионных соглашений в Российской Федерации (статистика за 2014 г. и прогнозы на 2015 г.) / М. В. Ярмальчук [и др.]. – М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальнего Востока, Дальнем Востоке, советского Дальнего Востока, 1930-е гг, концессионной политики, иностранный капитал, развития народного хозяйства, Дальневосточного региона, Дальневосточного края, иностранных концессий, чистых концессий, концессионной форме, Советского Дальнего Востока, развитии советского Дальнего, Дальнем Востоке страны, числе Дальнего Востока, Дальнего Востока проблема, Дальнем Востоке России, богатства Дальнего Востока, аванпост СССР.

Ключевые слова

индустриализация, интервенция, иностранный капитал в концессионной форме, Гражданская война, ДВР, восстановление и развитие экономики Дальневосточного региона, доминирование Японии, пятилетки развития народного хозяйства, сахалинские концессии, аванпост СССР

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос