Авторы: Майнагашева Галина Терентьевна, Жуйкова Тамара Павловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 03.08.2016

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Майнагашева Г. Т., Жуйкова Т. П. Освоение пространственных представлений детьми с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 469-471.



Восприятие пространства это проблемная форма, в котором компоненты чувственные и мыслительные между собой связаны в сложном единстве и взаимопроникновении.

Пространственные представления отражают умение ориентироваться на себе в определенной последовательности, определять правую и левую, верхнею и нижнею часть своего тела, ориентироваться от других предметов. Определять форму и величину в пространстве, ориентироваться на незнакомой местности. И имеет большое значение во взаимодействии человека с окружающей средой, и является необходимым условием ориентировки в ней [1]. Нет ни одной области деятельности человека, где умение ориентироваться не играло бы существенной роли.

В философском смысле пространство обозначает объектную реальность, независимо от нашего сознания и отражаемую им. Функцией пространственного мышления являются воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными представлениями понимаются соотношения между объектами пространства или их пространственными признаками и выражаются понятиями о направлениях: налево-направо, вперед-назад, вверх-вниз), отношениями (дальше-ближе), местоположениями (в середине), протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный — короткий) [3].

Пространственное представление наиболее сложно для определения уровня развития речи и осуществления коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями и имеет свои особенности. У детей с ОНР недостаточность пространственных представлений выражается в неумении ориентироваться по сторонам собственного тела, определять точку отсчета, данная система ориентировки осваивается такими детьми намного позднее, чем у детей в онтогенезе. Дети с речевым нарушением при систематическом обучении и применении наглядности постепенно начинают осваивать и понимать предлоги, наречия, которые отражают пространственную терминологию.

У большинства детей нарушены восприятия целостного образа предмета. Хорошо заметны пространственные нарушения при рисовании. Они отличаются бедностью, примитивностью, небольшим количеством деталей. Испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Так же у детей с ОНР сложности ориентировки на листе бумаги, в рассматривании сюжетных картинок, составление рассказа по картинкам. Дети рассматривают картинки слева направо или снизу вверх, и в результате описания картинки представляется перечисление отдельных деталей.

Наиболее грубые нарушения пространственных представлений у детей с ОНР выделены при обследовании оптико-конструктивной деятельности. При копировании рисунка наблюдаются по фрагментарная и хаотичная деятельность. Воспроизведение рисунка без определенной последовательности действий, по отдельным деталям, нарушение целостности, смещение элементов друг друга, несовпадение линий и пересечений, неточное расположение.

Это указывает на необходимость проведения специального коррекционного воздействия, направленного на преодоление у детей с ОНР несформированности субъектных представлений о пространстве и способствующего полноценному овладению категориям пространства в устной речи.

Коррекционная деятельность данных уровней была освещена в работах А. В. Семенович, К. С. Лебединской, О. С. Никольской, которые более подробно раскрыли структуру овладения детьми пространственных представлений и их словесного обозначения.

Овладение знаниями о пространстве у детей с ОНР III уровня осуществляется в различных видах детской деятельности, особенно в игровой, где дети выполняют различные движения, обозначая их словесно, приобретая при этом определенный опыт ориентировки в пространстве. Дети называют, определяют признаки предметов и в каком направлении они расположены. В изобразительной деятельности дети учатся ориентироваться в клеточном микропространстве, т. е. познают как получается клетка, что линии идут сверху вниз, слева направо. Рисуют и обводят клетки в центре, например, находят правый верхний угол, левый нижний угол, рисуют предметы разной формы и величины. Работая с крупным строительным материалом, дети строят по замыслу различные объекты, словесно обозначая, что они построили и как выполняли. У детей в деятельности развивается активность, пространственный словарь и уже с пониманием используют предлоги и наречия, выражающие пространственные направления и отношения. Кроме того в практической деятельности дети приобретают знания в восприятии пространства и умения ориентироваться между предметами и постепенно воспринимать пространство, как структурно-целое единство.

Полноценное овладение процессом восприятия пространства, способность к пространственному восприятию обеспечиваются взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе различных видов деятельности ребенка. Коррекционные мероприятия вплетаются в процесс организации жизнедеятельности детей. Это могут быть наблюдения, бытовая деятельность, действия с предметами, игрушками, виды занятий, игры и т. д.

А. В. Семенович считает, что пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности, в том числе и игровой [5].

В дошкольном возрасте учебная деятельность начинает развиваться в процессе игры (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов), поэтому ребенок должен обучаться, играя. Использование игровых методов и приемов по формированию пространственных представлений способствует тому, что у детей появляется интерес к учению, развиваются творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые, в дополнение к интеллекту и приобретенным умениям и навыкам, составляют творческую направленность личности [6].

О. И. Галкина педагог-исследователь отмечает, что для формирования пространственных представлений должны быть созданы такие условий:

– накопление детьми чувственного опыта на основе включения различных анализаторов в наблюдение и активную практическую деятельности детей;

– приобретение словесных знаний, обеспечивающих отвлечение, обобщение и синтез пространственных признаков и отношений в единстве с практикой их различия;

– умение пользоваться пространственными представлениями при решении мыслительных задач в процессе различных видов самостоятельных работ [3].

В работе с детьми с ОНР на занятиях создаются такие условия, при которых вырабатывается установка на успех, на принятие помощи у взрослых. Подбираются такие упражнения, где ребенок мог сам увидеть свои ошибки. Создание условий могут способствовать организации деятельности ребенка, которые будут способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи и их словесного обозначения.

Формирование и развитие пространственной ориентировки происходит в тесной связи с освоением системы отсчета: ориентировка на себе, от себя, от других предметов и от другого человека. Осваивая данную систему, у детей расширяется диапазон их практического опыта, дети более активно используют словарные обозначения пространственных направлений, совершенствуется умения двигаться в заданном направлении.

Обозначая проблемное поле исследования, приходим к заключению, что краткое рассмотрение пространственного словаря у детей с общим недоразвитием речи, показывает необходимость в определенной последовательности осваивать этапы пространственной ориентировки и освоения системы отсчета. Это длительная коррекционная работа должна осуществляться не только в дошкольных образовательных организациях, но и при обучении данной категории детей в школе.

Литература:

  1. Гальперин П. Я., Запорожец A. B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.- М.:МГК.- 1978.- 117 с.
  2. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофобией и методы коррекционного воздействия// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М.: Просвещение — 1981.
  3. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму пространственных представлений. Методическое пособие.-Пб., «Детство-пресс»,2009.
  4. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, № 1., 2000.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.-М.:ACADEMA.2002
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры.- М. Педагогика.- 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): пространственных представлений, формированию пространственных представлений, общим недоразвитием речи, пространственных представлений детьми, определенной последовательности, детьми пространственных представлений, ОНР недостаточность пространственных, нарушения пространственных представлений, пространственных представлений должны, письму пространственных представлений, пространственными представлениями, деятельности дети, преобразование пространственных свойств, словарные обозначения пространственных, ОНР сложности ориентировки, синтез пространственных признаков, практическую деятельности детей, словесного обозначения, пространственной ориентировки, деятельности ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос