Библиографическое описание:

Гадыева Л. Ф. Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 19-20.



В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровый образ жизни, совместная деятельность детей и взрослых, педагогов и родителей.

Согласно современному пониманию педагогами и медицинскими работниками, здоровый образ жизни (далее — ЗОЖ) — это «рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, культура эмоций или психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек и пагубных пристрастий (алкоголь, никотин, наркотики), активная жизненная позиция, потребность в усвоении мотивационной, духовной культур конкретной страны и здоровый психологический климат» [1, с. 17].

Дошкольный возраст является основой для формирования практически всех качеств личности, определяющих содержание и качество жизни человека в будущем. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) задача педагогического коллектива по формированию основ ЗОЖ воспитанников объявлена в числе приоритетных [1, с. 17]. В дошкольный период детства происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому необходимо настойчиво и грамотно организовывать воспитательную работу, направленную на формирование у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Важно на этапе дошкольного детства, когда наблюдается интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом. Направление активной деятельности на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет дошкольникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуации реального мира, повседневной жизни.

Исследователи отмечают низкий уровень знаний современных родителей о ценности своего здоровья и здоровья детей [4]. Не вызывает сомнений прямая зависимость здоровья от образа жизни, в отличие от наследственности и состояния здравоохранения. Соответственно, задачей педагогов и родителей дошкольников становится формирование уважительного отношения детей к собственному здоровью и осознание обязанности его сбережения.

Средством формирования основ ЗОЖ у детей являются игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. В ходе физкультурно-оздоровительной работы — физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, подвижных играх, пальчиковых играх закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество. Так, утренняя зарядка, особенно при совместном ее выполнении с родителями, позволит «ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна», повысить «общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость» [2, с. 404–405].

Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании — это часть того важного и обязательного комплекса умений и навыков, которые должны быть в центре внимания воспитателей и родителей.

Формирование основ ЗОЖ у детей более эффективно в совместной работе с родителями. Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Именно этим необходимо родителям руководствоваться при обеспечении ЗОЖ. Ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников [3; 4]: соблюдение режима дня, активности и сна; двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; -правильное, здоровое питание; соблюдение правил гигиены; закаливание, формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам; сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Эффективность и результативность формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста обеспечивается непрерывностью процесса — «без выходных и праздников». У ребенка должен быть постоянный пример отношения к своему здоровью и заботы о нем со стороны семьи: родители сами должны вести ЗОЖ и не подавать отрицательных примеров своему ребенку.

Литература:

  1. Бурлакова Е. М. Профессиональные характеристики воспитателя в контексте требований нового образовательного стандарта [Текст] / Е. М. Бурлакова, Г. Ю. Бурдина // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 65–67.
  2. Казначеев С. В., Ципцина М. Н., Легирь Г. Г. О подходах к формированию здорового образа жизни у дошкольников // Научный потенциал.. — 2015. — № 2 (9). — С. 17–21.
  3. Малыгина М. Г., Постникова Т. Ю. Формирование здорового образа жизни в семье дошкольника // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 404–405.
  4. Смирнова Е. В. Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // doshvozrast.ru. Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod103.htm.
  5. Соловьева Э. Н. Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста // NEOsports.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/06/16/formirovanie-zozh-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, основ ЗОЖ, детей дошкольного возраста, формирования основ ЗОЖ, здоровый образ жизни, основ здорового образа, образа жизни дошкольников, ценности здорового образа, Формирование здорового образа, Формирование основ ЗОЖ, основ ЗОЖ воспитанников, формированию здорового образа, формировании здорового образа, Средством формирования основ, дети дошкольного возраста, результативность формирования основ, двигательная активность, детского сада, совместная деятельность детей, формирования культуры здоровья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос