Библиографическое описание:

Андреев В. Н., Фомичева Ж. Е. Признание результатов неформального и спонтанного обучения: опыт Университета Честера (Великобритания) // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 7-9.



В последние 30 лет в образовании стран Западной Европы наглядно просматривается тенденция к тому, чтобы рассматривать обучение не только как осуществляемое в традиционной модели - в классах и аудиториях с учителем или преподавателем - но и в рамках неформального или спонтанного образования - на рабочем месте или в процессе самообучения [3]. При неформальном обучении процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает человека на протяжении всей жизни, принимая разнообразные формы. Часто неформальное образование противопоставляется формальному, происходящему в рамках образовательных институтов и сопровождающемуся присуждением степеней и вручением дипломов.

С одной стороны, данная тенденция свидетельствует о том, что в обществе просматривается стремление к привлечению в образовательный процесс все большего количества населения в рамках программы образования в течение всей жизни - то есть к продолжению формального обучения после получения высшего образования. С другой стороны, в этой тенденции видится намерение расширить деятельность университетов за рамки традиционных научно-исследовательских и образовательных программ и в результате привлечь нетрадиционные источники финансирования для высшего образования [2].

Для того чтобы университеты отвечали все возрастающим образовательным потребностям взрослых учащихся, необходимо было переоценить многие основополагающие концепции. Такие концепции включают представление о том, как происходит овладение знаниями и каков механизм обучения. Кроме того, признание неформального и спонтанного обучения требует изменений институционального, административного и культурного характера. В западноевропейском высшем образовании существует несколько национальных моделей признания результатов неформального и спонтанного обучения. Самыми успешными являются французская и британская модели. Французская модель, в частности, применяется в Университете Западной Бретани (г. Брест, Франция), а британская модель наиболее успешно применяется в Университете Честера, Университете Дерби и Университете Миддлсекса. В данной статье мы остановимся на модели признания результатов неформального и спонтанного обучения, принятой в Университете Честера.

Университет Честера (TheUniversityofChester), расположенный на юго-западе Англии, был основан в 1839 г. как теологический и педагогический колледж. Начиная с 1980 г. все образовательные программы университета включают обязательные стажировки на рабочем месте. С 1990 г. в университете стало возможным получить перезачет части образовательной программы, основываясь на знаниях и умениях, полученных в ходе практической деятельности. В 1991 г. первые 25 студентов закончили процесс признания неформального образования, основанного на признании умений и знания, полученного в ходе осуществления практической трудовой деятельности.

Начиная с 1998 г. в Университете Честера стало возможным осуществить признание результатов неформального и спонтанного обучения, полученных в ходе осуществления трудовой деятельности лицами, не получившими высшее образование и вообще не посещавшими высшие учебные заведения. Понимая, что в отличие от обычных студентов, посещающих университет, для таких обучающихся необходимо осуществление совсем другого подхода, в университете было создано отдельное подразделение - Центр признания результатов обучения, полученных на рабочем месте (CenterforWork-BasedStudies). Сотрудниками данного центра были разработаны методика оценивания результатов неформального и спонтанного обучения и способы создания альтернативных образовательных траекторий, приводящих к получению степени бакалавра или магистра.

Данная методика применяется в соответствии с установленной в Университете Честера процедурой признания результатов спонтанного и неформального обучения. Данная процедура состоит из следующих основных этапов:

- собеседование в Центре признания результатов обучения с целью выяснения того, какие основания имеются у обращающегося для признания результатов неформального и спонтанного обучения (их формализации), а также определение уровня образования (6 или 7-ой), на который претендует обращающийся;

- составление заявки (claim), которая представляет собой расширенное аналитическое эссе, описывающее компетенции, умения и знания, которые были достигнуты обращающимся самостоятельно или в результате практического опыта работы; также могут быть предъявлены сертификаты о прохождении стажировок, семинаров, он-лайн курсов и т.д.;

- доработка заявки под руководством тьютора - сотрудника университетского Центра. Целью данного этапа является соотнесение опыта и полученных компетенций соискателя с существующими в университете учебными планами;

- определение доли учебного плана, которая может быть засчитана как пройденная в результате практического опыта работы у обращающегося для признания результатов неформального и спонтанного обучения;

- определение курсов, модулей и дисциплин, которые необходимо изучить для получения искомой степени.

По правилам, установленным в Университете Честера, соискателю может быть засчитано до 2/3 дисциплин учебного плана на основании предъявленных свидетельств (развернутое аналитическое эссе и сертификаты) имеющегося практического опыта работы. После прохождения определенных курсов и модулей, студент получает искомую степень.

Университеты Великобритании имеют право вручать свои собственные дипломы, поэтому название образовательной программы, по которой соискатель получает искомую степень (бакалавра или магистра), выбирает он сам, в соответствии с содержанием программы и своим практическим опытом. Примерами могут служить следующие названия степеней: "бакалавр в области руководства здравоохранением" (BachelorofArtsinLeadershipinHealthServices), "магистр в области улучшения городской среды" (MasterofArtsinUrbanRegenerationPractice) и т.д. Документы, подтверждающие степень, также содержат указание на то, что она получена как признание образовательных результатов практической деятельности.

При оценке аналитического эссе соискателя сотрудники Центра исходят из представления об уровнях образования и компетенциях, описанных в Дублинских дескрипторах и соответствующих данным уровням. Помимо этого, эссе должно содержать ссылки на прочитанную специальную литературу и, таким образом, сочетает в себе черты рефлексивного сочинения и научно-исследовательской работы.

Университеты континентальной Европы (в частности, Франции) применяют похожую модель признания результатов неформального и спонтанного обучения. В Университете Западной Бретани (г.Брест, Франция) используется похожая модель. Заметными отличиями ее, однако, являются: публичная процедура - устная презентация результатов обучения соискателем (для этого создается специальная комиссия), возможность перезачета всех дисциплин учебного плана и получения искомой степени без прохождения каких-либо дополнительных модулей.

В соответствии с рекомендацией Совета Европы [1] все университеты Европы с 2013 г. должны начать процесс признания результатов неформального и спонтанного обучения. Однако, как отмечается в литературе по данной теме [3, с. 7], указанный выше процесс в континентальной Европе только начинается и большинство европейских стран пока не имеют своей национальной стратегии в данной области.

В этой связи очень своевременным для Российской Федерации, также разрабатывающей свою стратегию в области признания результатов неформального и спонтанного обучения, является проект, осуществляемый рядом российских и западноевропейских университетов в рамках программы Темпус.

Литература:

  1. Council of Europe Recommendation on the validation of non-formal and informal learning - Official Journal of the Council of Europe, 398/1-398/5 - http://eur-lex.europa.eu/LexUriServe.do?uri=OJ:C:2012:398:0001:005:EN:PDF.
  2. Field, J. Lifelong Learning and the new educational order - Stoke-on-Trent: Trentham Books, 2006.
  3. Talbot, J. A Case Study in the Development of a Work-Based Learning and the Possibility of Transfer to Continental European Universities: The WBIS programmer at the University of Chester, England - University of Chester Press, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): спонтанного обучения, результатов неформального, признания результатов неформального, Университете Честера, признания результатов обучения, признания результатов спонтанного, практического опыта работы, Признание результатов неформального, процесс признания неформального, признание результатов неформального, оценивания результатов неформального, неформального обучения, Университете Западной Бретани, спонтанного образования, модели признания результатов, процесс признания результатов, рамках неформального, моделей признания результатов, рабочем месте, council of europe.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос