Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Берникова, Л. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара) / Л. С. Берникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32352/ (дата обращения: 16.12.2024).



Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления

В.Г. Белинский

Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» г.о. Самара (далее – ДС № 3) творчески работает над реализацией приоритетного направления деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию (далее – НПВ) детей дошкольного возраста. Слова Цицерона о том, что нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники, но все представления о любви соединены в одном слове – «отчизна» отражают понимание того, что невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом Отечества [4]. Само время диктует необходимость активизации нравственно-патриотического воспитания. В современной России остро стоит проблема, которую иногда называют «поиском национальной идеи». Общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей остро нуждается в «векторе», который определит смысл существования не только отдельно взятой жизни, но и целого народа.

Проблематика НПВ детей и молодежи отражена во многих приоритетных нормативно-правовых документах, что доказывает непроходимую актуальность рассматриваемой темы. Президент РФ В. В. Путин в Послании определил стратегические ориентиры воспитания детей как формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Эти направления закреплены в соответствующих нормативных документах. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается потребность в активизации усилий по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Этот возрастной период сенситивен за счет повышенной любознательности детей, отзывчивости и их восприимчивости, дети с удовольствием поддерживают инициативы педагога, искренне сочувствуют и сопереживают. Соответственно, у воспитателя есть возможность организовать систематическую и последовательную работу для формирования у детей духовной основы, развития эмоциональной сферы, мыслительных процессов, социальной адаптации. Именно этот отрезок жизни маленького человека – наиболее благоприятен для эмоционально–психологического воздействия, что очень важно в воспитании патриотизма. Таким образом, необходимость приоритетности НПВ диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.

Педагогический коллектив ДС № 3 нравственное воспитание рассматривает как одну из важнейших сторон общего развития дошкольника, что предполагает функции воспитательной системы: 1) смыслообразование – определяет смысл существования и деятельности субъектов воспитательного процесса (педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей)) в социокультурной среде ДОУ; 2) интегрирование – объединяет в одну систему все виды деятельности в ДС № 3 и создает особый уклад жизни; 3) регулирование – упорядочивает взаимодействие внешней среды и субъектов воспитательного процесса; 4) технологизация – обеспечивает достижение цели воспитания, превращая жизнедеятельность ДОУ в последовательность действий.

В течение 3-х лет педагогами ДС № 3 ведется систематическая работа по реализации долгосрочного проекта «Мы – патриоты!», где воспитательная система «Формирование основ патриотизма у дошкольников через приобщение к общечеловеческим ценностям» (далее – ВС) представляет собой комплекс ценностных ориентиров как результата согласования жизненных ценностей, смыслов педагогов, воспитанников, родителей, социальных партнеров.

Гипотеза проекта: воспитать патриота Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).

Цель проекта: построить ВС, обеспечивающую формирование основ патриотизма у дошкольников.

Задачи проекта: 1) формирование мотивации к получению знаний (о семье, детском саде, родном городе, округе, России) и усвоению нравственных ценностей; 2) организация деятельности, способствующей становлению субъекта; 3) формирование социальных норм поведения (взаимодействие со сверстниками и взрослыми на основе честности, справедливости и доброты, толерантность, правильное отношение к обществу, труду, своим обязанностям дома и в детском саду, культура поведения в общественных местах, транспорте, на улице); 4) вовлечение родителей, социальных партнеров в воспитательный процесс.

Ожидаемый результат проекта: 1) устойчивый интерес детей к историческому прошлому и настоящему г. Самары, России; 2) овладение детьми знаниями о семье, детском саде, городе, округе, стране; 3) формирование социальной компетентности детей; 4) участие родителей, социальных партнеров в реализации ВС.

Методы работы: создание у детей практического общественного поведения: метод приучения; упражнений; пример взрослых; показ действия; организация деятельности; труд; игра; формирование нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок: беседы; художественная литература; рассказывание, рассматривание картин; диафильмы, метод убеждения, пример взрослого, педагогические ситуации, оценка взрослых, их похвала.

В основу ВС положен проектно-исследовательский метод. Основной проект предполагал подпроекты. Так, в рамках подпроекта «Эхо Великой войны в сердце моей семьи»» воспитанники вместе с родителями рассказывали о дедушках, прадедушках, об истории семьи того периода (2013 г.). В 2014-2015 гг. был успешно реализован образовательный подпроект, посвященный 70-летию Победы нашего народа над фашизмом «Вечная память». Его цель – построить ВС, обеспечивающую формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с боевыми традициями народа. Подпроект был реализован во всех возрастных группах и по сути стал результатом всей предшествующей работы в течение предыдущих лет (2011-2015 гг.).

По результатам работы был проведен районный семинар «Социальное партнерство как форма организации преемственности в формировании социокультурных ценностей у дошкольников», его цель – конструирование модели, представляющей совокупность организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ как формы организации преемственности в формировании социокультурных ценностей у дошкольников. Социальные партнеры: Детская библиотека, МБУ СОШ, Центр внешкольной работы «Центр общения поколений».

В рамках проекта «Вечная память» в гости были приглашены воспитанники МБДОУ «Детского сада № 466» г.о. Самара на творческую гостиную с участием ветеранов Великой Отечественной войны, детьми фронта и блокадного Ленинграда.

В рамках недели детской книги «Что рассказывают книги о Великой Отечественной войне» совместно с МБДБФ № 15 ЦМСДБ были приглашены воспитанники МБДОУ «Детский сал № 261» и МБДОУ «Детский сал № 466» г.о. Самара на познавательно литературный досуг «Дети – герои Великой Отечественной войны».

Задачи этого этапа: 1) дать знания о войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений, активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества; 2) воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов; 3) развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников.

Педагогическая работа по реализации проекта предусматривала проведение запланированных мероприятий, где были определены цели: определить содержание работы с детьми; проследить взаимосвязь мероприятий; сделать содержание проекта понятным при его дальнейшем использовании коллегами.

Родители (законные представители) воспитанников ДС № 3 были тесными сотрудниками в реализации образовательных проектов. Их силами была организована фотовыставка экскурсии детей с родителями «К памятникам и обелискам нашего города». Родители фотографировали своих детей около знаменитых памятников, достопримечательностей города.

Известно, что любовь к Родине у детей формируется под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Только в процессе совместной деятельности будут решены эти важные задачи. В возрастных группах совместно с родителями создана предметно-развивающая среда по НПВ «Мой папа – солдат». Дети с удовольствием откликнулись на предложение принести фотографии о службе папы в армии. У Ш. Монтескье есть такое изречение «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» [4]. Дети с большой гордостью рассказывают о своих отцах, о войсках, в которых они служили. Это помогает детям развивать память, запомнить названия военных, различать по форме войска. Результаты работы нашли отражение в СМИ – в «Самарской газете» от 5 февраля 2015 года «Как наши деды воевали».

Одним из направлений работы является тесная взаимосвязь с ветеранами войны. Традицией стали встречи с солдатами срочной службы, родителями воспитанников. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это мотивирует у детей интерес, осознание сопричастности к истории семьи, своего народа, своей страны.

Формы работы по патриотическому воспитанию включали: создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию; тематические занятия; беседы о Родине, о городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг, подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов; взаимодействие с родителями и социумом; проведение тематических выставок, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда; организация тематических праздников, утренников, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню матери и др.; сбор наглядного материала детьми и родителями для использования в беседах.

Но на этом педагогическим коллективом, творчески работающим над реализацией образовательного проекта по НПВ, не была поставлена точка. Дети продолжают интересоваться историей России, что является одним из главных критериев результативности проделанной работы. У Ш. Монтескье есть замечательные слова: «Любовь к отечеству порождает добрые нравы, а добрые нравы порождают любовь к отечеству» [4].

Творческий образовательный проект ДС № 3 «Вечная память» был успешно осуществлен в период с декабря по май 2015 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. Глядя на воспитанников детского сада, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить.

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\9 мая 2014\IMG_0290.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\музей 105\IMG_4091.JPG

IMG_5452

Воспитанники ДС №3 с ветераном Великой Отечественной войны Е.В. Юрьевой

Воспитанники старшей группы в музее Боевой славы 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка легких ночных бомбардировщиков МБУ СОШ № 105 имени М.И. Рунт г.о. Самара.

Воспитанники принимают у себя в гостях солдат срочной службы ФГКУ «Волжского спасательного центра МЧС России»

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\9 мая 2014\IMG_0278.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\музей 145\IMG_4453.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\музей 145\IMG_4474.JPG

Воспитанники ДС №3 в музее «Боевой славы» МБУ СОШ № 145 г.о. Самара

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4174.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4177.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4846.JPG

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 466» г.о. Самара в гостях у ДС №3

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 466» г.о. Самара в гостях у ДС №3

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара в гостях у ДС №3

C:\Users\1\Desktop\img420.jpg

C:\Users\1\Desktop\img421.jpg

C:\Users\1\Desktop\img425.jpg

Маршрут выходного дня «К памятникам и обелискам города Самара, посвященным Великой Отечественной войне

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4110.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4824.JPG

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\09.12.14 Вечная память\IMG_4116.JPG

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара.

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4822.JPG

C:\Users\1\Desktop\img413.jpg

C:\Users\1\Desktop\Старший воспитатель\Фото мероприятий\Фото Юные герои войны 2015 г\IMG_4834.JPG

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара в гостях у воспитанников ДС №3

Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 261» г.о. Самара в гостях у воспитанников ДС №3

Литература:

  1. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Метод. пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 141 с.
  3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  4. Мысли и изречения. /Сост. Карин С.Х. Алма-Ата: Казахское государственное издательство, 1964. – 791 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самар, Детский сад, ребенок, Великая Отечественная война, воспитанник, дошкольный возраст, любовь, формирование основ патриотизма, нравственно-патриотическое воспитание, педагогический коллектив.


Похожие статьи

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина»

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Похожие статьи

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности

Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина»

Организация работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся в рамках городского смотра-конкурса «Школа — остров безопасности»

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Задать вопрос