Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений с работниками в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 1831 раз

Библиографическое описание:

Крипакова, А. В. Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений с работниками в системе высшего образования / А. В. Крипакова, Ю. А. Холкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 571-573. — URL: https://moluch.ru/archive/117/31877/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются особенности возникновения и прекращения трудовых отношений с работниками высших учебных заведений, в том числе с руководителями образовательных организаций и профессорско-преподавательским составом.

Ключевые слова: трудовое право, высшее образование, педагогические работники, трудовой договор, трудовые отношения

Анализируя действующее законодательство в сфере правового регулирования трудовых отношений работников высшего профессионального образования, можно выделить несколько особенностей возникновения и прекращения трудовых отношений. Как правило, эти особенности характерны для руководителей учреждений высшего образования и профессорско-преподавательского состава.

Многолетняя практика показывает, что большинство преподавателей работает в вузе не один десяток лет, но при этом они вынуждены периодически проходить конкурсный отбор и продлевать трудовые отношения с вузом на срок избрания. Конкурс проводился, как правило, под конкретного претендента, уже работающего на данной должности, и, следовательно, результат конкурса был практически заранее предрешен. По сути, трудовые отношения преподавателя с вузом носили постоянный характер [1].

Для руководителей образовательных учреждений по смыслу статьи 273 ТК РФ работодателем является хоть и является образовательное учреждения, но подписывать с ним трудовой договор должен учредитель высшего учебного заведения [2]. Правовой статус руководителя образовательного учреждения в этом смысле имеет особенность. Он в трудовых отношениях имеет двойственное положение: с одной стороны, сам является работником, а с другой — считается представителем работодателя. Для работников образовательного учреждения работодателем является соответствующее образовательное учреждение, от лица которого действует руководитель.

Продолжая общую характеристику трудового договора с профессорско-преподавательским и руководящим составом, можно обратить внимание на известные особенности порядка его заключения.

Во-первых, для трудового договора с работником из числа профессорско-преподавательского и руководящего состава характерен сложный юридический состав для возникновения трудовых отношений (избрание (выборы) и заключение трудового договора (контракта)).

Во-вторых, для вышеописанных трудовых правоотношений характерен срочный характер трудового договора, что опять же следует считать исключением из общего правила.

В-третьих, такое дополнительное условие, как испытательный срок, к педагогическим работникам вузов не применимо, поскольку согласно п. 1 ч. 4 ст. 70 ТК РФ испытание не устанавливается для работников, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом. При установлении данного правила законодатель, очевидно, исходил из того, что при проведении конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава проверяется профессиональный уровень кандидатов. Соответственно кандидат, профессиональный уровень которого не удовлетворяет требованиям, предъявляемым конкурсной комиссией, не сможет пройти конкурс на замещение соответствующей должности.

По общему правилу ректор высшего учебного заведения избирается на общем собрании (конференции) работников и обучающихся. Это правило, однако, не касается ректоров МГУ им. Ломоносова и СПбГУ, а так же ректоров федеральных университетов [3]. Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководители образовательных организаций высшего образования могут назначаться посредством издания Указов Президента РФ. К таким высшим учебным заведениям относятся Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет (на основании Федерального закона от 10.11.2009 N 259-ФЗ) [4].

Согласно ст.332 ТК РФ существует дополнительный возрастной ценз для ректоров, проректоров и руководителей филиалов высших учебных заведений. Так, лица, замещающие данные должности и достигшие шестидесяти пяти лет, с письменного согласия переводятся на иные должности, соответствующие их квалификации, кроме случаев, когда по представлению ученого совета учредитель образовательной организации высшего образования вправе продлить срок пребывания ректора в своей должности до 70 лет (такой же порядок установлен для проректоров и руководителей филиалов, только решение о продлении срока принимается ректором по предложению ученого совета) [2].

Особенности порядка заключения и расторжения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования регулируются ст. 332 Трудового кодекса РФ. Правовое регулирование данной нормы охватывает руководителей высших учебных заведений и профессорско-преподавательский состав, т. е. подразумевается, что такие категории работников образовательного учреждения высшего образования, как административно-хозяйственных и учебно-вспомогательный персонал заключают и расторгают трудовой договор на общих основаниях, установленных третьим разделом Трудового кодекса РФ. Порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава так же дополнительно регулируется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 года № 1536 [5].

Исходя из анализа данных норм, можно выделить следующие особенности заключения трудового договора и регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками высших учебных заведений:

  1. Перед заключением трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, проводится конкурс на замещение соответствующей должности, только кандидат, избранный по конкурсу, вправе заключить трудовой договор.
  2. Заключение трудового договора без избрания по конкурсу допускается при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу в целях сохранения непрерывности учебного процесса.
  3. Не проводится конкурс на замещение:

– должностей декана факультета и заведующего кафедрой, поскольку согласно ст.332 ТК РФ эти категории должностей являются выборными;

– должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, занимаемых беременными женщинами;

– должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

  1. В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Литература:

  1. Завгородний А. В. Проблемы правового регулирования труда профессорско-преподавательского состава в вузах // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2. С. 263–296.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002.N 1 (ч. 1). ст. 3.
  3. Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л. Правовое регулирование назначения на должность ректора образовательной организации в условиях проведения реформы образования // Юридическое образование и наука. 2014. N 1. С. 29–31.
  4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012.N 53 (ч. 1).ст. 7598 (с посл. изм. и доп. от 06.04.2015)
  5. Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников: приказ Минобрнауки России от 04.12.2014 N 1536
Основные термины (генерируются автоматически): трудовой договор, профессорско-преподавательский состав, высшее образование, образовательное учреждение, работник, ТК РФ, соответствующая должность, ученый совет, высшее учебное заведение, общее правило.


Похожие статьи

Рабочее время и время отдыха в системе высшего образования Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников системы высшего образования.

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы, возникающие у медицинского работника при исполн...

Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу

Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования трудовой деятельности лиц без гражданства в Российской Федерации, виды работ, к которым они допускаются, специальные требования к данной категории лиц, специальные категории работник...

Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников

В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Правовое регулирование трудовых отношений творческих работников

Данная статья направлена на изучение правовой сущности трудовых отношений работников, работающих в сфере искусства и особенностей правового регулирования творческих работников.

Гражданско-правовые отношения образовательных организаций

В статье рассмотрены гражданско-правовые отношения, возникающие у образовательной организации.

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в ДОУ

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Похожие статьи

Рабочее время и время отдыха в системе высшего образования Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников системы высшего образования.

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы, возникающие у медицинского работника при исполн...

Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу

Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования трудовой деятельности лиц без гражданства в Российской Федерации, виды работ, к которым они допускаются, специальные требования к данной категории лиц, специальные категории работник...

Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников

В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Правовое регулирование трудовых отношений творческих работников

Данная статья направлена на изучение правовой сущности трудовых отношений работников, работающих в сфере искусства и особенностей правового регулирования творческих работников.

Гражданско-правовые отношения образовательных организаций

В статье рассмотрены гражданско-правовые отношения, возникающие у образовательной организации.

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в ДОУ

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Задать вопрос