Авторы: Ермакова Лариса Ивановна, Суховская Дарья Николаевна

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 22.06.2016

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 743-745.



Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подхода; социальной парадигмы пространства и парадигмы информационно-коммуникационного пространства; положений социально-топологической теории; метода ценностного познания к исследуемой проблематике.

Ключевые слова: креативное пространство, креативность, город, методологический подход.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16–33–00035.

В настоящее время значительный интерес у философов вызывает проблема формирования ценностных ориентаций человека в современных условиях его жизни, что инициирует поиск актуальных способов и методов ее исследования и осмысления. Одним из таких способов исследования формирования ценностных ориентаций личности в социальной среде города является анализ современных городских поселений в проблемном аспекте креативных пространств и площадок. Опираясь на смысловые и логические идеи социального пространства, используя и адаптируя методологические основы средового подхода к его исследованию, концепция креативного пространства современного поселения способствует открытию и установке новых возможностей в выявлении и определении жизненных и ценностных характеристик человека в условиях городского социума.

Гипотеза исследования заключается в предположении, чтокреативные пространства городского поселения в условиях глобализационных трансформаций, характерных для поселений XXI в., выступают наиболее значимыми площадками реализации креативного (творческого) потенциала личности и потенциальными источниками формирования ее ценностных ориентаций. Научная гипотеза исследованияпредполагает изучение состояния диалектической взаимозависимости между личностью-творцом, присущими ей ценностными ориентациями и креативным пространством поселения. В условиях урбанизированного социума креативное пространство поселения посредством собственного творческого потенциала выступает в роли системы приращения творческих способностей личности, местом ее самореализации, реализации творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций. При этом влияние креативного пространства можно рассматривать как с точки зрения позитивных изменений личности (ее самоактуализации и самореализации), так и с точки зрения деструктивного влияния (популяризации массовых форм гедонистического бытия и релятивистского отношения к их формированию). Подобные выводы нуждаются в дальнейшей проработке и уточнении при помощи современных методологических подходов, поскольку креативная среда пространства поселения и личность в современном обществе крайне вариативны, подвержены изменениям и множественным трансформациям [4, с. 150].

Выдвинутая исследования гипотеза может получить свое обоснование благодаря следующим методологическим основаниям.

  1. Основополагающей концепцией формирования стратегии анализа обозначенной научной проблемы и первым методологическим основанием является средовый подход [3, с. 35], представляющий собой один из элементов современного инвайронментализма.

В контексте исследуемой проблематики формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве города средовый подход позволяет рассматривать городскую среду со всеми ее вкраплениями (включая креативные пространства) как результат освоения человеком своего жизненного окружения. В соответствии с данным методологическим основанием деятельность и поведение индивида выступают в качестве определяющих факторов, связывающих остальные элементы социальной среды города в единую целостность.

Креативные пространства городских поселений России — многогранные объекты исследований; закономерности их организации и существования, а также влияние на личность и формирование ее ценностных ориентаций имеют большое число качественных уровней существования и, как следствие, изучения. Выбор данного принципа в качестве методологии исследования позволяет теоретически осмыслить новый социально-философский концепт «креативное пространство», этот выбор спровоцирован современной ситуацией, нуждающейся в коренном пересмотре моделей развития общества и ценностных ориентаций человека в нем. С точки зрения средового подхода, возможным видится обоснование органической взаимосвязи между жизненной средой городского поселения (включающей в себя креативные пространства) и образом жизни человека, в том числе и вопросов формирования ценностных ориентаций личности.

2.Вторым методологическим основанием служат социальная парадигма пространства и парадигма информационно-коммуникационного пространства.

Обращение к социально-философской парадигме пространства позволит создать программу исследования проблемы креативного пространства города. Обращение к парадигме информационно-коммуникационного пространства позволяет проанализировать социальные информационные связи, возникающие на территории креативных пространств городских поселений.

Посредством применения данной парадигмы возможно определить взаимное расположение субъектов ценностно-коммуникационного процесса, действующих на территории креативных пространств: аудиторий средств массовой коммуникации, неинституализированных источников информации, информационно-коммуникационных полей и потоков, а также их способность иметь определенный объем (емкость), занимать конкретный сегмент информационно-коммуникационного рынка.

3. Третьим методологическим основанием служит социально-топологическая теория.

При анализе таких характеристик современного городского поселения, как процессуальность, гетерогенность и подверженность постоянным трансформациям, актуальными являются ключевые положения социально-топологической теории.

Для проведения исследования, посвященного трансформациям ценностных ориентаций личности в креативном пространстве города, необходимым представляется обращение к анализу различных топосов [2, с. 120], существующих в современном социуме. Топосы городского пространства — основа его полиморфной структуры: каждому из пространств (мест) города присущи характерные функции, собственное назначение, цели. Одни и те же пространства городской среды, например, рестораны, театры, магазины и т. п., для одних жителей города являются местом отдыха, общения, а для других — местом работы. Соответственно, жизнь первой и второй групп индивидов различна в одном и том же городском пространстве.

4. Актуальным представляется использование метода ценностного познания, посредством которого становятся возможным определение и обозначение креативного начала поселения, которое позволяет интерпретировать его не только как постоянно трансформирующуюся социальную среду, жизненное пространство современного представителя креативного класса [1, с. 266] или автономно существующий «социальный космос», находящийся в состоянии поиска социального порядка и организации, но и как элемент более масштабных социально-философских пространственных структур, как элемент целостной картины мира, способный оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций человека.

Актуальный для XXI в. аксиологический поворот в метафизике и его понимание в контексте герменевтического, семантического и деятельностного подходов вызвали авторский интерес к экзистенциально-смысловому содержанию феномена креативного пространства города. Работа над исследованием в рамках метода ценностного познания, направленная на выявление объективных человеческих начал в жизнедеятельности города и его интерпретация как постоянно изменяющейся искусственной среды, позволяет выявить некоторые аспекты существования креативных пространств городских поселений, а именно определить их как сознательно формируемые жизненные пространства или автономные социальные «космосы», несущие в себе возможности культурной преемственности, практику поиска естественного социального порядка, формирования культурного опыта индивида, как одного из факторов, влияющих на выбор системы ценностных ориентаций личности.

Анализ креативного потенциала пространств городского поселения и вопросов формирования ценностных ориентаций личности в их среде требует аналитической проработки исследований на стыке философской и социологической, урбанистической, культурной, антропологической наук, т. е. использования метода междисциплинарного синтеза различных научных дискурсов, но при этом основная теоретическая и методологическая направленность исследования остается социально-философской, что позволяет раскрыть социально-философскую сущность трансформаций современного городского поселения, а также его креативных пространств.

При анализе социально-философской роли креативного пространства поселения в жизни индивида, выявлении взаимосвязи и взаимного влияния человека и его непосредственного окружения в качестве методологической базы необходимым видится использование теоретических постулатов этнической антропологии, а также мифологической школы этнографии.

В заключение отметим, что в XXI в. индустриальная экономика, высокотехнологичное производство и природные ресурсы уже не выступают достаточным основанием для успешного развития города, социума и личности, поэтому понимание креативного потенциала городского пространства как творческого ресурса, который дает возможность продуцировать новые формы человеческой жизни, изменять и корректировать социальную реальность, формировать общественные тенденции и направления, влиять на ценности и ценностные ориентации личности, становится реальностью, без которой не представляется дальнейшее развитие общества.

Литература:

  1. Воинова А. А. Креативный класс Р. Флориды: концептуализация понятия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5–2. С. 266–268.
  2. Зенец М. Г. Топос философской мысли в условиях современности // Омский научный вестник. 2010. № 2(86). С. 119–122.
  3. Медведева О. П. Современные проблемы в содержании понятия «средовый подход» // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 9. С. 24–28;
  4. Суховская Д. Н. Креативные пространства поселений в российской и зарубежной философской мысли. В сборнике: Университетские чтения — 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 139–143.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностных ориентаций, ценностных ориентаций личности, формирования ценностных ориентаций, городского поселения, креативного пространства, ценностных ориентаций человека, исследования формирования ценностных, креативных пространств, креативного пространства города, вопросов формирования ценностных, пространства поселения, пространстве городского поселения, современного городского поселения, трансформациям ценностных ориентаций, креативного пространства поселения, городских поселений, формирование ценностных ориентаций, системы ценностных ориентаций, пространства городского поселения, городского пространства.

Ключевые слова

креативность, город, креативное пространство, методологический подход.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос