В данной статье производится исследование ряда характерных особенностей морских контейнерных перевозок. Рассматриваются основные преимущества данного типа перевозок. Выделяются характеристики классов контейнеровозов, а также выявляются компании лидеры на рынке в данной сфере и рассматриваются преимущественные варианты развития рынка контейнерных перевозок. Эта статья проявляет свою актуальность в условиях неблагоприятной экономической обстановки на мировом рынке.
Ключевые слова: контейнерные перевозки, рынок контейнеровозов, грузоперевозки, морские суда, логистические компании, TEU, большегрузный флот.
This article is a study of a number of characteristic features of Maritime container transport. Discusses the main advantages of this type of transport. Stand out features classes of container ships, as well as identified company are leaders in the market in this area and considered preferential options for the development of container shipping market. This article shows its relevance in the context of an unfavourable economic situation on the world market.
Keywords: container transport, the market for container ships, cargo, ships, logistics companies, TEU, heavy-duty fleet.
Исследование ряда характерных особенностей морских контейнерных перевозок проведено в научной школе на кафедре логистики Государственного университета управления (ГУУ) [6,7], в соответствии с методическими и научно-исследовательскими рекомендациями и положениями, изложенными в работе [3]. Основной базой научных исследований послужили материалы по морским контейнерным перевозкам, изложенным в публикациях [8–10].
Мировому океану принадлежит ¾ земного шара, что служит важнейшими водными транспортными магистралями, с помощью которых перевозится огромное количество грузов во все уголки мира. Важнейшее звено в этом морском транспортере занимают контейнерные перевозки. Они позволяют доставлять при помощи контейнеров. В них можно перевозить любые грузы, соответствующие специальными правилами для перевозки. Основными преимуществами такого способа перевозки являются следующие [6]:
— Безопасность. В течении всего пути, благодаря контейнеру, груз находится в полной безопасности и защищен от погодных, климатических воздействий. Можно быть полностью спокойным что с ним ничего не случится в пути. Благодаря специальным механизмам крепления, контейнер не подвержен сдвигам, деформациям при вибрации, наклонам и крутым поворотам транспортных средств. Груз так же защищен и от кражи, контейнер пломбируется на глазах заказчика и открывается только в присутствии получателя.
— Обширность применения. Благодаря разнообразию видов транспорта, и главным образом морским перевозкам, контейнеры можно доставить практически в любую точку мира разными транспортными средствами.
— Относительная дешевизна. Морские контейнерные перевозки на сегодняшний день наиболее лучший вариант транспортировки товарных грузов в реальном соотношении цена/качество.
— Отсутствие статей затрат на планирование маршрутов пути, поскольку суда перемещаются по международным и национальным транспортным коридорам, и товаропроводящим сетям [7,8].
— Высокая пропускаемая мощность портов. Можно провозить практически неограниченное количество грузов.
— Малая вероятность рисков, кражи, повреждений, полной или частичной утери груза.
— Стабильность и бесперебойность перевозок
Контейнеровозы делятся на следующие основные классы [14]:
1. Handysize Class — 260–1000 TEU.
2. Handymax Class — 1000–1700 TEU.
3. Feeder Class — 1700–2500 TEU.
4. Sub-Panamax Class — 2500–4000 TEU.
5. Panamax Class — (4000–7000 TEU).
6. Post-Panamax Class — (7000 -13000 TEU).
7. Super-Post-Panamax Class/E-Class — (более 13000 TEU).
8. Explorer Class (более 16600 TEU).
9. Triple E-Class (более 18200 TEU).
Основными ранжированными компаниями лидерами по контейнерным перевозкам в настоящее время являются следующие:
1. APM-Maersk. Суда этой компании широко известны по всему миру. Компания имеет офисы в 130 странах мира [17]. В её распоряжении находятся 592 судна [2], и тем самым эта компания занимает лидирующие позиции в контейнерных перевозках.
2. Mediterranean Shg Co MSC — Средиземноморская судоходная компания oснована в 1970 году в Швейцарии. Она занимает второе место в рейтинге, с 497 контейнеровозами [2].
3. CMA CGM Group. Эта компания занимает 1 место во Франции и 3 в мире на рынке контейнерных перевозок. В её владении находятся 459 судов с общим дедвейтом 1794134 TEU [2].
4. Evergreen Line. Evergreen Line является общей торговой маркой для четырех судоходных компаний Evegreen group. Она была основана 1 мая 2007 году в ответ на просьбы и ожидания клиентов по всему миру [15] В своём арсенале Evegreen line насчитывает 195 контейнеровозов с общим дедвейтом 940234 TEU [2].
5. Hapag-Lloyd. Не на много отстав от Evgreen line Hapag-Lloyd, занимает 5 место в рейтинге. Первоначальное название Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft. Компания была создана в Гамбурге в 1847 году для совершения рейсов через атлантический океан. На данный же момент она имеет 171 контейнеровоз с общим дедвейтом в 921485 TEU [2].
6. COSCO Container L. Расшифровываетсякак «China Ocean Shipping Company». Она была основана в 1961 году как первый судоходный курьер в Китае. Компания насчитывает 63 судна [2].
7. CSCL. Была основана в 1997 году и расшифровывается как «China Shipping Container Lines» [13]. Имеет большой спрос в Гонконге и Шанхае. В ее распоряжении находятся 133 судна с общим дедвейтом в 691352 TEU. [2]
8. Hamburg Süd Group. Эта немецкая компания была основана в 1871 году [16], оперирует 136 судами, оперирует глобальной сетью из 40 океанских линий по всему миру.
9. Hanjin Shipping. Hanjin Shipping является одной из крупнейших компаний в Азии. В 2001 году, присоединившись к COSCO организовали CKYH Alliance [20]. Занимая 9 место в рейтинге она имеет 105 судов с общим дедвейтом 638280 TEU [2].
10. MOL. Аббревиатура MOL расшифровывается как Mitsui O. S. K. lines. Несмотря на то что у компании всего 98 судов (на 7 больше чем у OOCL) общий дедвейт составляет 557399 TEU благодаря чему она и занимает 10 место в мировом рейтинге [2].
К сегодняшнему дню существует самыми вестимыми морскими судами — контейнеровозами являются MSC Oscar и MSC Oliver, с дедвейтом по 19224 TEU. Но Конструкторские бюро разрабатывают проект по строительству контейнеровозов с дедвейтом в 22–24 тыс. TEU [18]. С одной стороны, эксперты специально отмечают, что данная идея заслуживает воплощения, в связи с уменьшением издержек на перевозку, но с другой стороны могут появиться проблемы со страхованием, а также не все морские порты могут обслуживать суда такого большого масштаба.
Специалисты в области контейнерных перевозок в настоящее время предупреждают, что предложение на рынке контейнерных перевозок значительно превосходит спрос, что и является основной причиной снижения транспортных тарифов на таких маршрутах как, например, Азия-Европа. Превосходство спроса продолжает увеличиваться, в связи с тем, что перевозчики используют все больше морских судов с дедвейтом свыше 18 тыс. TEU. Тем не менее отрицательный эффект в этом случае так же дает тот факт, что еще не все порты Северной Америки прошли перевооружение портового оборудования под современный морской большегрузный флот и могут обслуживать суда с вместимостью только не более 8000 TEU. И этим численным значением дедвейта в основном ограничены морские суда доставляющие товарные грузы и в США в Россию.
Крупные логистические компании уже давно пользуются специальным технологическим приемом slow steaming («медленный паром»). Этот прием означает что судно работает в режиме пониженной мощности и следственно потребления топлива. Соответственно и появилась большая востребованность в контейнеровозах меньших мощностей, которые снижают расходы на топливо. В связи с этим контейнеровозы класса Е решили заменить на Triple E, которые обладают более медленным ходом, зато являются более экологичными и экономичными в эксплуатации. К 1 ноября 2013 в обороте участвовали три судна этого класса: «Mærsk Mc-Kinney Møller», «Majestic Mærsk» и «Mary Mærsk» на линии Maersk-Line AE10 [19].В 2015 году планируется ввести в использование суда класса Post-Triple E-Class (более 21000TEU) [19]. В новых моделях морских судов уделено значительно большее внимания сгоранию топлива. Из-за существенного удорожания топлива использование мощных двигателей стало менее рациональным решением.
В 2015 году компания Maersk Line потратила более 5 млрд. долларов на флот морских судов класса Triple E, пытаясь уменьшить расходы и повысить экономичность в сравнении со старыми судами. Эксперты считают, такие крупные вложения могут вообще не окупиться, однако по словам Нильса Андерсена, исполнительного директора этой компании, данные инвестиции могут окупиться в течение 30 лет [22].
Подводя итог, можно отметить, что несмотря на экономический кризис, строительство контейнеровозов не стоит на месте. Крупные компании инвестируют деньги в новые экономичные решения, проекты, но в связи с относительным переизбытком морских судов в настоящее время вряд ли это положительно повлияет на их экономическое положение и занимаемую позицию на рынке в ближайшей перспективе.
«Пока кризис не закончился, нам очень нужен мораторий на новые заказы, которые не имеют экономического смысла. Текущее состояние рынка наглядно показывает, насколько негативно сказался избыток морских судов на доходах судовладельцев. Многие из них с трудом покрывают операционные расходы», — заявил председатель Международной палаты судоходства Спирос Полемис [1] [2012г].
При этом гонка между судовладельцами, заказывающими новые суда ради увеличения доли рынка продолжается, и производители судов, корабелы, судостроители продолжают увеличивать объемы производства.
Литература:
- АТИ-Медиа — Информационный портал о грузоперевозках и логистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ati.su/Media/PrintNews.aspx?ID=1991 — «Строительство новых контейнеровозов предлагают отложить»
- База данных Alphaliner [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alphaliner.com/top100/index.php — Alphaliner — TOP 100 (статистика на 23.11.2015)
- Воронов В. И., Сидоров В. П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) – 160c.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
- «ВЭД-информ» — информационное интернет издание.
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://vedinform.com/freight/container/cont-shipping.html — «Почему международные контейнерные перевозки особенно популярный вид доставки грузов».
- Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.
- Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2015.
- Мацинина С. С. Организация управления интермодальными контейнерными перевозками в логистических цепях поставок продукции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Государственный университет управления. Москва. 2011.
- Мацинина С. С. Современное состояние рынка контейнерных перевозок перспективы его развития (основные преимущества и актуальные проблемы). РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 81–84.
- Мацинина С. С. Анализ объектов управления контейнерными перевозчиками в логистических цепях поставок продукции. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 3. с. 82–85.
- Официальный сайт компании BMIResearch аналитика рисков [электронный ресурс]. — Режим дступа: http://www.bmiresearch.com/news-and-views/hanjin-shipping-container-operations — «HanjinShipping (ContainerOperations)»
- Официальный сайт компании ChinaShipping [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinashipping.ca/Company-CSCL.html — «ContainerLines»
- Официальный сайт DonShippingCarrierGroup Международная Судоходно-транспортная группа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://donshipping.nethouse.ru/articles/tag/ %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BD %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B9 %D0 %BD %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B7 — «Контейнеровозы».
- Официальный сайт компании EvgreenLine [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.evergreen-line.com/static/jsp/whats.jsp — «WhatisEvgreenLine»
- Официальный сайт компании HamburgSüd [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hamburgsud.com/group/en/corporatehome/index.html
- Официальный сайт компании Maersk [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maersk.com/en
- Официальный сайт RaidoGlobal таможенный транспортный оператор [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raido-global.ru/news/21920.html — «Актуальны ли новые контейнеровозы для рынка морских перевозок»
- Официальный сайт RaidoGlobal таможенный транспортный оператор [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raido-global.ru/analitika/21710.html — «Основные типы и виды контейнеровозов»
- Официальныйсайт «K» Line America inc. [электронныйресурс]; — Режимдоступа: http://www.kline.com/KAMShippingSvcs/Container-Ocean-Transportation-Services.asp — «Container Ocean Transportation Services».
- Официальный сайт компании по грузоперевозкам «Мир контейнеров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.container-world.ru/konteynerovoz.php — «Современные контейнеровозы».
- Официальный сайт телеканала «Вести» — Раздел экономики [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/58773 — «Глава Maersk смотрит на 30 лет вперед».