Важной чертой постиндустриального общества является усиление роли и оказания услуг, управление и оценка качества услуг становятся первоочередными. Рассмотрена роль социальных услуг в обществе, классификация услуг по видам и предметы стандартизации социальных услуг.
Ключевые слова: социальные услуги, стандартизация, качество жизни, индекс человеческого развития.
В конце XX века в мире произошел переход к новому типу общества – постиндустриальномуобществу, в экономикекоторого, в результатенаучно-технической революцииисущественногоростадоходовнаселения, приоритетперешёлотпреимущественногопроизводстватоваров к производствууслуг. Постиндустриальнымистранаминазывают, какправило, такие страны, в которыхнасферу услугприходитсязначительноболееполовины валового внутреннего продукта (ВВП). Подэтоткритерийпопадают, в частности, США, Германия, Австралия, Япония, Канада, Россия и др. Сведения о структуре ВВП отдельных стран мира приведены в табл. 1 [1].
Таблица 1
Структура ВВП отдельных стран мира 2013–2014 гг.
Структурные |
Россия |
США |
Германия |
Япония |
Сельское хозяйство, % |
4 |
1,1 |
1 |
1,5 |
Промышленность, % |
36,3 |
19,5 |
30 |
22,8 |
Услуги, % |
59,7 |
79,4 |
69 |
75,4 |
Относительноепреобладаниедолиуслугнадматериальнымпроизводствомнеобязательноозначаетснижениеобъёмовпроизводства, простообъёмы производстваувеличиваютсямедленнее, чемувеличиваютсяобъёмыоказанныхуслуг.
Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг. В настоящее время в мире существует множество различных видов услуг: по сфере деятельности они могут быть – материальные и нематериальные, по характеру предоставления – платные и бесплатные, по назначению – производственные и потребительские, по характеру потребления – услуги для общества, услуги для индивидуального потребления, смешанные услуги, по месту оказания – внутренние и внешние, по форме собственности их производителей – государственные и частные, по отраслевому происхождению – жилищно-коммунальные, бытовые, управленческие, информационные, транспортные, социальные и другие (рис. 1).
В связи с тем, что важной чертой постиндустриального общества является усиление роли и оказания услуг, управление и оценка качества услуг выходят на первый план. Из большого количества разнообразных услуг необходимо особенно выделить социальные услуги, так как они являются неотъемлемым атрибутом любого современного государства.
Социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [2]. Цель этих услуг – содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.
Термин «качество жизни» появился и получил распространение в пятидесятых годах XX века. Качество жизни можно определить как совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно неоплачиваемых благ. Оценка качества жизни представляет собой процедуру выявления степени соответствия основных параметров и условий жизни человека его жизненным потребностям, а также личным представлениям о достойном, и удовлетворяющем его требованиям уровне жизни с соответствующими параметрами и характеристиками, принятыми за базу сравнения и последующий анализ результатов сопоставления.
Оценка качества жизни представляется исключительно важной для разработки стандартизации качества жизни населения. Многогранность и сложность проблемы качества жизни населения для ее решения вызывает необходимость применения стандартизации, как способа установления определенных правил и характеристик для упорядоченности деятельности. Целостная система стандартов качества жизни может быть использована как метод управления качеством жизни, обеспечивающий комплексность и упорядоченность всех элементов качества жизни.
Для измерения уровня качества жизни населения используется индекс человеческого развития.
Индекс человеческого развития (ИЧР) – это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцемМахбубом-уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
При подсчете индекса человеческого развития учитываются три группы показателей (рис. 2) [5].
К данным группам относятся следующие показатели:
1. Ожидаемая продолжительность жизни и уровень здравоохранения – оценивает долголетие.
2. Доступность образования, уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
3. Уровень жизни, оценённый через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.
Рис. 2. Индекс человеческого развития
Инструментом обеспечения качества жизни является система технического регулирования, принятая в обществе.
Качество продукции и услуг совершенствуется под воздействием объективных факторов, важнейшим из которых является улучшение материальных и культурных условий жизни людей и возрастание их потребностей. На современном этапе существенно расширяются возможности экспорта, а мировой рынок требует, главным образом, высокого качества продукции и предоставляемых услуг. В этих условиях актуально применение стандартов, гармонизированных с международными требованиями.
Литература:
- Суровцева Е. Ю. Трансгенные культуры как новый инструмент создания глобальной экономической зависимости / Е. Ю. Суровцева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 151–155.
- О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Режим доступа: http://www.cntd.ru.
- ГОСТ ISO / IEC 17000–2012. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.cntd.ru.
- Новикова М. А. Стандартизация системы социального обслуживания населения – путь повышения эффективности / М. А. Новикова, Н. А. Тарасова [Электронный ресурс]// Институт экономики и социальной политики. Режим доступа: http://www.inesp.ru.
- Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2013–2014 гг. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. Режим доступа: http://gtmarket.ru.
1