Автор: Яковлева Эльвира Владимировна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.06.2016

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Яковлева Э. В. «Потребительские» телешоу как инструмент общественного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 754-757.



В данной статье речь пойдет об особенностях такого жанра как «потребительское» телешоу, которое становится все популярней в области российского телевещания. Мы считаем эту сферу малоизученной и интересной для сообщества медиа исследователей. В статье выдвигается предположение о том, что наметилась определенная тенденция, — когда некоторые программы начинают выполнять функцию общественного контроля наравне со специальными организациями государственного контроля. В первую очередь, продюсеров подобных шоу интересует качество продуктов питания, товаров народного потребления и обслуживания в сфере услуг. При этом возникает дилемма: ведь контроль журналистов производится ради рейтингов, шоу, а, следовательно, — извлечения прибыли. Заменят ли подобные шоу гражданские институты или такой цели никто не ставит? Это иллюзия для народа, или, действительно, защита прав потребителей?

Ключевые слова: СМК, телешоу, телеканал, общественный контроль, функции журналистики, аудитория, рейтинг, качество продукции, нормативные акты

Средства массовой коммуникации (далее — СМК) являются основным каналом передачи информации в современных реалиях. Этот факт, на наш взгляд, неоспорим, средства печати, телевидения, Интернета и радио присутствуют в быту подавляющего большинства населения Земли. Они же являются мощнейшим инструментов влияния на сознание людей, и на наш взгляд, весьма эффективно используются с данными целями.

Большинство исследований, прямо или косвенно относящиеся к теме СМК, посвящены именно проблемам их влияния на мировоззрение отдельного человека и целого социума.

Французский социолог П. Бурдье утверждает [9], «что медиа-корпорации, стремясь к экономической эффективности вложений, производят однотипные развлекательные программы, сериалы, шоу», зачастую копируют аналоги зарубежных программ, дающие высокие рейтинги. Не секрет, что телевидение имеет наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя [8], и, используя некоторые приемы, умело управляет мнением аудитории.

В обыденной жизни мы не так часто имеем возможность и желание послушать, либо обсудить сплетни с малознакомыми, но «знающими» людьми, телевидение расширяет рамки социального общения, достаточно лишь выбрать интересующую тему и включить телевизор.

Каждое такое телешоу имеет свою аудиторию, и свои особенности. Объединяет все их то, что действо на экране всегда спланировано, режиссировано и запрограммировано на то, чтобы удержать зрителя у экрана как можно дольше. А для этого нужно давать публике ту информацию, которая вызовет максимальный отклик и вызовет интерес. Для современного общества потребления развитых и развивающихся стран огромное значение имеют товары и услуги, представленные в огромном количестве на рынке, которые демонстрируются и рекламируются по всем доступным для этого каналам. Отмечается тенденция роста производства пищевой продукции и постоянное расширение их ассортимента. Однако это многообразие не гарантирует их соответствие действующей нормативно-технической документации и санитарно-гигиеническим нормам. В последнее время, с улучшением качества жизни, общественность начали остро интересовать проблемы качества потребляемой продукции и услуг. О последствиях употребления фальсифицированной продукции говорить не нужно. Разумеется, практически каждый житель нашей страны, так или иначе, смотрел сам или слышал о проектах на телевидении — так называемых — «потребительских» телешоу, посвященных именно этим проблемам. Журналисты раскрывают «тайны» и детали, заложенные в систему качества и безопасности пищевой продукции. Достаточно вспомнить такие программы, как «Среда обитания», «Контрольная закупка», «Ревизорро» «Из чего это сделано», «Без обмана», «Теория заговора» и десятки других. Именно на передачах данной направленности нам хотелось бы остановиться в данном исследовании.Помимо информационной, они обладают также некоторыми иными функциями. Одна из самых спорных и заслуживающих внимания — функция «общественного контроля».

«Контрольная закупка» — это телепередача на «Первом канале» российского телевидения, здесь тестируются самые разные потребительские товары. Чаще всего именно товары повседневного спроса и продукты питания. Позиционируется как информационная передача, которая ставит задачу — донести до потребителя достоверную информацию о качестве товаров, представленных на полках магазинов и супермаркетов. Товары народного потребления здесь тестируют эксперты, проверяя их соответствие государственным стандартам.

Вкусовые качества продуктов питания, тестируют обычные покупатели, случайно оказавшиеся в магазине.

Есть результаты неофициальных опросов мнения потребителей [7]:

Верите ли Вы в честность результатов и неподкупность телепередачи «Контрольная закупка»?

(67,26 %) да, достойная передача

(32,74 %) нет! одно вранье и подкуп!

Прислушиваетесь ли Вы при выборе товара в магазине к советам, результатам экспертизы и рейтингу передачи «КЗ»?

(55,75 %) стараюсь прислушиваться и отдаю предпочтение товарам-победителям экспертизы «КЗ»

(44,25 %) нет, не прислушиваюсь

Конечно, данный опрос не претендует на мнение всей страны, но отражает тенденцию, и дает повод задуматься о степени доверия данной программе.

С одной стороны, старшее поколение помнит время пустующих полок, когда подобные передачи никто бы просто не понял. Однако при сегодняшнем изобилии и конкуренции производителей, растет и спрос на «потребительские» телешоу, которые дают возможность оценить продукт со стороны, услышать экспертное мнение.

С другой стороны, медиа — это тоже бизнес, где все покупается и продается. Нельзя гарантировать, что в данном формате отсутствуют заказные материалы. Для потребителя важно узнать, в первую очередь, соответствует ли качество нормам, и услышать общественно мнение. Ведь он может выбрать продукт, который ему нравится как бы «вслепую», а сделать экспертизу на безопасность может не каждый.

«Ревизорро» — популярная российская телепередача на телеканале «Пятница», имеет социальную направленность. В некоторой мере, относится к жанру реалити-шоу. Также было создано для определения подлинного качества услуг, предоставляемых ресторанами и гостиницами на территории Российской Федерации. Популярность телепередачи привела к тому, что «Ревизорро»-отзыв о том или ином заведении стал цениться у обычных людей, которые рассчитывают на хороший сервис. Побывать «за кулисами» заведений из сферы обслуживания мечтают многие, и «Ревизорро» успешно осуществляет эти мечты, раскрывая все тонкости гостинично-ресторанного бизнеса

При этом мнения телезрителей разделились, одни видят в этой передаче руку разоблачения, и слепо верят ей, другие же придерживаются мнения, что это игра, сценарий там один и цель одна — получить как можно выше рейтинг путем очередного скандала. Однако и здесь есть повод задуматься, — если такие передачи делают рейтинг, значит, они востребованы, пользуются спросом. Раз востребованы, — значит, у многих наболело. Поскольку никакая административная система не в состоянии справиться с хамством, грязью и тараканами в гостиницах и общепите, то добро пожаловать — «Ревизорро».

Проверка качества приготовления продуктов и соблюдения санитарных норм, конечно, требует специальных знаний. СанПиН по общепиту — СП 2.3.6.1079–01 от 01.02.2002 г. — 59 страниц 12 штрифтом. И там есть очень много того, о чем обыватель никогда бы не узнал. Очевидно, что у передачи, изначальная установка — найти негатив, потому что публика гораздо охотнее «ест» негатив, чем похвальные отзывы. А «пищи» для этого в сфере услуг, действительно, предостаточно.

Беря на себя функции народного контролера, нарушает или программа «Ревизорро» законы?

Утверждать однозначно нельзя. В целом, журналист имеет право доступа на кухню, поскольку это не режимный объект. С другой стороны, остается понятие «коммерческая тайна», у любого человека есть право на частную собственность и ее неприкосновенность. При этом, с юридической точки зрения, шарить по шкафам, щупать продукты, нюхать их, ковырять в них пальцами и вытаскивать из холодильников и морозильных камер — это не совсем законно.

Со слов Сергея Жорина, эксперта, адвоката и юриста «Ревизорро-шоу», на канале работает команда специалистов, которая занимается только данным проектом. Еще до старта съемок они проработали все правовые вопросы и тщательно проинструктировали съемочную группу. Кроме закона «О СМИ», Лена Летучая руководствуется постановлением правительства РФ № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», обязывающим исполнителя «предоставить потребителю возможность ознакомления с условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания». И потребитель вправе получить «дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд». Собственно, условия приготовления блюд чаще всего и становятся основной причиной, по которой заведения не проходят проверку «Ревизорро» [6].

По мнению юриста Олега Павловича [6], в соответствии с законом «О СМИ» журналист имеет определенные права посещать организации, учреждения и добывать информацию любыми, не запрещенными законом способами. Надо понимать, что у журналиста права несколько расширены по сравнению с правами обычного гражданина. Обычно рестораторы говорят, что журналист — постороннее лицо, и вход на кухню ему запрещен. Если руководствоваться логикой рестораторов, то пожарные, чтобы при пожаре попасть на кухню, тоже должны быть оформлены в штат организации, считает юрист. Журналист выполняет свою работу, предусмотренную законом и оговоренную редакционным заданием.

Касаемо судебной практики, посторонними лицами на кухне являются сотрудники организаций, которые должным образом не экипированы. То есть первичным являются экипировка и наличие санитарной книжки. С этой стороны ведущая не нарушает нормы и подзаконные акты, регулирующие доступ на кухню.

Есть и объективный плюс. Помимо высоких рейтингов, «Ревизорро» смогли обратить внимание на свои передачи сотрудников Роспотребнадзора, которые анализируют ревизии и принимают меры по отношению к недобросовестным владельцам заведений.

Сравнивая шоу «Ревизорро» и «Контрольная закупка» можно сказать, что они принципиально разные. Единственное, что их объединяет, это цель — защита прав потребителей, информирование о предоставлении качестве предоставляемых услуг и производимых продуктов. Методы, которые они используют, не всегда оправданы и результативны. Но это востребовано, в большей степени человеку нужна информация, а как ею распорядится, каждый решает сам, главное, чтобы информация была достоверной.

В обществе наметилась тенденция формирования так называемой базы доверия, — чем выше рейтинг у заведения или продукта, тем больше оно востребовано.

Так по результатам своих проверок проект «Ревизорро» награждает заведения своими табличками. Отметим, что она с гордостью размещается заведениями при входе и способствует притоку клиентов. Аналогичная ситуация и с результатами «Контрольных закупок» зрители больше будут доверять тем продуктам, которые по мнению специалистов, не приносят вред здоровью и заняли первые места в рейтинге.

Такие передачи создают у потребителей иллюзию, что их права защищены, что на деле, возможно, не всегда являются правдой. Однако, в качестве заключения, можно сказать, что сейчас у производителей развязаны руки. В первую очередь, это отражается на качестве продукции — снижаются требования к сырью, меняетсярецептура,используются более дешевые ингредиенты. Это касается не только производства, но и сферы услуг. В сложившейся ситуации одним из рычагов воздействия на производителя или ресторатора, с точки зрения покупательского спроса, могут быть подобные программы. Они становятся веянием времени.

Литература:

  1. ТВ-передача «Ревизорро» (Пятница). Отзывы зрителей. URL: otzovik.com/review_1398723.html (дата обращения: 27.05.2016)

2. Феномен Ревизорро: Что должен знать каждый ресторатор о полномочиях СМИ. URL: http://horeca-law.ru/news/?action=show&id=9 (дата обращения: 27.05.2016)

  1. Сергей Беднов. Ток-шоу: как это делается. Газета «Труд». № 024 от 20 Февраля 2014г.
  2. Контрольная закупка — отзывы. URL: irecommend.ru/content/kontrolnaya-zakupka (дата обращения: 27.05.2016)
  3. Климошенко С. Фальсификация пищевой продукции, и что дальше? URL: roscontrol.com/community/article/fal-sifikatsiia-pishchievoi-produktsii-i-chto-dal-shie/ (дата обращения: 27.05.2016)
  4. Михаил Рябиков и Антон Арасланов. Радио «КП». URL: teleprogramma.pro/tele/tv-projects/86502/ (дата обращения: 27.05.2016)
  5. Опрос: Верите ли вы в честность передачи «Контрольная закупка»? URL: baby.ru/community/view/219392/forum/post/4029081/ (дата обращения: 27.05.2016)
  6. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 152–155
    Основные термины (генерируются автоматически): «Контрольная закупка», защита прав потребителей, народного потребления, Молодой ученый, выше рейтинг, общественного контроля, «О СМИ», продуктов питания, телепередачи «Контрольная закупка», «Потребительские» телешоу, сфере услуг, пищевой продукции, «потребительское» телешоу, точки зрения, «потребительских» телешоу, товаров народного потребления, подобные шоу гражданские, Товары народного потребления, программа «Ревизорро» законы, основным каналом передачи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос