Библиографическое описание:

Зуева Е. С., Дударева А. Б. Зарубежный опыт управления финансовыми результатами деятельности организации // Молодой ученый. — 2016. — №12.5. — С. 27-29.



Каждая компания разрабатывает и использует собственную систему показа­телей, которая в наибольшей степени соответствует ее профилю деятельности и целям функционирования. Тем не менее, большинство из этих систем опираются на определенную базовую модель. Одна из первых моделей взаимосвязи отдель­ных показателей, которая впоследствии стала базовой, была разработана в 30-е годы специалистами концерна Du Pont и получила название «модель» Du Pont (Рис.1.).

ROE

Рис.1. «Модель» Du Pont.

Система показателей Du Pont в первую очередь исследует способность ком­пании эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, наращивать обо­роты. Расщепление ключевых показателей на факторы (множители) и их состав­ляющие позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин изменения того или иного показателя, выявить темпы экономического роста компании. Система показателей Du Pont является хорошим инструментом, позволяющим не только оценить отдельные показатели, но и согласовать цели управления через задание требований к отдельным показателям, а также оценить результаты реализации плановых мероприятий.

Использование системы Du Pont позволяет осуществить принцип планиро­вания «сверху - вниз», т.е. топ-менеджмент формирует плановые задания для всех подразделений, исходя из выработанных стратегических целей. «Низы» дол­жны либо согласиться с поставленным заданием, либо обосновать невозможность его выполнения и дать свои предложения. Предлагаемый подход дает воз­можность более глубоко проанализировать влияние элементарных факторов (зат­раты на комплектующие и расходные материалы, заработную плату и т.д.) на промежуточные интегральные показатели (рентабельность, ликвидность, обора­чиваемость и т.д.).

Рассмотренный подход к планированию принципиально отличается от при­нятого на большинстве предприятий России: «снизу - вверх, сверху - вниз». Как правило, при таком подходе осуществляется принцип планирования от до­стигнутого.

Метод Du Pont основан на анализе соотношений, образующих рентабель­ность собственного капитала ROE (Return Оn Equity), которая расщепляется на рентабельность оборота, оборачиваемость активов и финансовый рычаг (показа­тель, характеризующий финансовую структуру капитала), причем каждый из факторов сам является содержательным экономическим показателем. Этот же подход применим и к анализу других ключевых показателей финансово-эконо­мического состояния компании.

Рентабельность продаж ROS (Return Оn Sales) представляет собой способ­ность генерировать прибыль от продаж. Средний уровень рентабельности продаж в разных отраслях разный, поэтому не существует какого-либо единого заданно­го уровня требований для данного показателя. Этот показатель является хорошим ориентиром для сравнения состояния предприятий в отрасли. В приведенной схеме используется чистая прибыль, хотя можно использовать любые перечис­ленные показатели прибыли. Это ключевой управ­ленческий показатель, который позволяет оценить способность каждого элемен­та данной блок-схемы (рис. 1) влиять на рентабельность продаж. Можно выделить роль маркетинговых служб, подразделений управления производством и т.д.

Оборачиваемость активов характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Этот коэффициент показывает, насколько эффективно используются активы, т.е. сколько раз в году они оборачиваются.

При использовании финансовых показателей с ориентацией на прибыль следует помнить, что существуют различные виды показателя «прибыль» (маржи­нальная прибыль, прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, прибыль до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), неопределенность применения которых может быть устранена при реализации выбранной компани­ей финансовой стратегии с учетом выдвинутых целей.

В качестве меры степени достижения цели максимизации прибыли в финан­совом менеджменте наиболее часто используют следующие показатели прибыли: EBIТ, EBIТDA, NOPAT (NOPLAT).

1. EBIТ (Earning before interest and taxes) - прибыль до вычета налогов процентов по заемным средствам, рассчитываемая как:

EBIT = Выручка - себестоимость, включая амортизацию ­- коммерческие и управленческие расходы.

2. EBIТDA (Earning before intaest and taxes, deprecation and amortization) прибыль до вычета налогов, процентов и неденежных расходов, определяемая как:

EBITDA = Выручка - себестоимость - коммерческие и управленческие расходы + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов - расходы будущих периодов

или

EBITDA = EBIT + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов - расходы будущих периодов.

3. NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) или NOPLAT (Net Operating Ргоfit Less Аdjustеd Taxes) - чистая операционная прибыль за вычетом скорректиро­ванных налогов, но до выплаты процентов, вычисляемая как:

NOPAT (NOPLAT) = Выручка - Себестоимость, включая амортизацию - Коммерческие и управленческие расходы - Налог на прибыль

или

NOPAT (NOPLAT) = ЕВIТ - Налог на прибыль.

К преимуществам данных показателей следует отнести наглядность и относи­тельную простоту формирования финансового результата деятельности компании. Так, например, EBITDA, являясь наиболее общим показателем прибыли, характеризует результат до оценки операционной, инвестиционной и финансовой сфер деятельности. Последовательное вычитание из этого показателя величины амор­тизации, неденежных расходов и налога на прибыль позволяет сформировать и оценить результат деятельности компании отдельно по ее основным функцио­нальным сферам.

Вместе с тем использование показателей прибыли в качестве критерия мак­симизации прибыли имеет и ряд недостатков:

- показатели прибыли не учитывают «качество», доходов, а также неопре­деленность и риск, связанные с их получением;

- использование показателя прибыли не является лучшим с точки зрения оценки эффективности управления. Например, при определении прибы­ли доходы и затраты на капитал вычисляются и принимаются во внима­ние, но они не связаны жестко в рамках единого критерия;

- величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволя­ет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал компании за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности не находят полно­го отражения все экономические затраты на привлечение долгосрочных ресурсов. В отчетности непосредственно не находит отражения и тот факт, что использование долгосрочных ресурсов с экономической точки зрения обходится дороже, чем арифметическая сумма выплаченных про­центов и дивидендов. В первую очередь это касается стоимости исполь­зования акционерного капитала, которая не ограничивается размером уплаченных дивидендов. Например, для привлечения капитала компания должна обеспечить доходность вложений, сопоставимую с той, которую инвестор мог бы получить по аналогичным вложениям с аналогичными рисками. Отмеченная минимальная доходность на вложенный капитал может рассматриваться как стоимость его привлечения;

- показатели прибыли не могут быть использованы и в том случае, если альтернативные варианты при инвестиционном анализе различаются величиной прогнозируемых доходов и временем их поступления;

- в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран возможно­сти использования различных подходов к определению величины дохо­дов и расходов, рассчитанные показатели прибыли могут быть несопо­ставимы.

В ряде случаев для оценки степени влияния выручки на прибыль в динами­ке используется показатель DOL (Degree оf operational leverage, Operating leverage effect):

(EBIТ/EBIТ)÷(Q/Q) = (GM1×Q)/(GM1×QFС)÷(Q/Q) = (GM1×Q)÷Q × Q÷ (GM1×QFС) = GM1×Q÷EBIТ

Где, Q, Q - объем реализации и прирост объема реализации соответственно;

EBIТ, EBIТ - прибыль и прирост прибыли соответственно;

GM1 - маржинальная прибыль на единицу продукции;

FC - постоянные затраты.

Из представленного выражения видно, что показатель DOL является пока­зателем силы операционного рычага, с помощью которого можно ответить на ряд важных управленческих вопросов.

Литература:

  1. Дударева А.Б., Кравченко Т.С. Условия повышения инвестиционной привлекательности России // Экономика и предпринимательство, №4 ч.1, 2014г.
  2. Дударева А.Б., Кравченко Т.С. Особенности воспроизводства и обменных процессов в АПК // Аграрная Россия, №7, 2014г.
  3. Житникова А.А. Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, №16,2012г.
  4. Кенжешов Д.Г. Управление финансовыми результатами // Научные исследования и разработки молодых ученых, №9-2, 2016г.
  5. Малых Н.И., Борисова О.В. Ключевые аспекты управления прибылью организации. Режим доступа: http://1fin.ru/?id=775.
Основные термины (генерируются автоматически): Du Pont, показатели прибыли, показателей du pont, Система показателей du, будущих периодов, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов, концерна du pont, «модель» du pont, ключевых показателей, Метод Du Pont, системы du pont, использование показателей прибыли, использование показателя прибыли, управленческие расходы, следующие показатели прибыли, чистая операционная прибыль, вычета налогов, and taxes, чистая прибыль.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос