Проблемы и перспективы развития высокотехнологической отрасли вРоссии
Суворова Ирина Арсалановна, студент;
Мижит-Оол Орлан Радиславович, студент
Дальневосточный федеральный университет
На сегодняшний день большинство производственных процессов выполняются за счёт автоматизированных производственных линий; все коммуникации между людьми, которые находятся на расстоянии, осуществляются за счёт таких средств связи, как: смартфоны, планшеты, компьютеры, смарт-часы и тому подобное. Другими словами — жизнь людей напрямую зависит от различных технологий, которые упрощают жизнь людей во всех её проявлениях. Однако подавляющее большинство создаются на территории США, Южной Кореи, Японии, Китае и стран европейского союза. На территории российской Федерации также создаются различные технические устройства, но уступающие во всех своих проявлениях зарубежным аналогам.
Существует ряд проблем, которые способствовали и способствуют замедлению темпа развития технологической отрасли Российской Федерации:
1) Отсутствие высококвалифицированных кадров в технической отрасли в российских компаниях является основной проблемой. Однако стоит отметить, что идёт речь не об необразованности отечественных специалистов, а наоборот — ввиду их высококвалифицированности зарубежные производители «переманивают» их в свои компании под предлогом лучших условий труда и жизни для их семьи, что является мотивирующим фактором работы отечественных специалистов в зарубежных компаниях. В итоге в российских компаний работают люди, не обладающими достаточными знаниями для эффективного развития и создания различных устройств.
2) Отсутствие поддержки со стороны государства. Когда компания находится на стадии зарождения, ей невероятно трудно удерживаться в условиях сегодняшней ситуации на рынке. Россия не предлагает никаких существенных льгот, помогающим мелким предприятиям. Тем самым, даже очень перспективные проекты покупаются зарубежными компаниями, и, как и в большинстве случаев, компания поменяют свою локацию на территорию другой страны.
3) Следующая проблема присуща, в основе, российскому населению — устоявшиеся стереотипы о невероятно низком качестве товара российского производства. В некотором роде — это даже не стереотип, а факт. Но со стороны населения существует недоверие к российским производителям, как раз из-за стереотипов о низком качестве, тем самым у компании очень низкие продажи даже при качественном производстве.
4) Высокая конкуренция по аналогичным товарам. Однородный товар, схожий по характеристикам, предлагают десятки различных компаний. И у зарубежных компаний-гигантов, себестоимость производства одного товара гораздо ниже чем у российского производителя, тем самым и цену зарубежная компания может поставить ниже, чем у российского аналога.
Резюмируя все данные проблемы, делается вывод, что в современных реалиях в России невозможно достичь положительного результата без координатного изменения как подхода к специалистам в технологической отрасли, так и к изменения отношения государства к развития технологической отрасли в России.
Для примера необходимо разобрать российский смартфон «Yota Phone» (рис.1), и его характеристики (рис.2)
Данный смартфон вышел в 2013 году, и уже на тот момент его внутренние составляющие и технические характеристики были на уровне смартфонов 2011 года. При создании данного смартфона был сделан акцент на нестандартность идеи, а именно — с одной стороны сам смартфон, с другой стороны телефона электронная книга, однако такая идея была воспринята критична пользователями.
Причинами провала продаж данного смартфона можно назвать:
1) Плохие технические характеристики;
2) Нестандартный дизайн телефона с 2-мя экранами;
3) Не оптимизированное программное обеспечение, что вызывало много программных сбоев в работе телефона;
4) И самая основная причина — высокая цена. На момент выхода телефон продавали за 35 000 рублей, данная цена была установлена на уровне цен конкурентов топовых устройств. Разумеется, в виду незнания компании и слишком высокой цены люди не покупали данный телефон.
В 2015 года компания Yota перезапустила модель, обновив её и улучшив технические составляющие. Устройство получило название «Yota phone 2», технические характеристики были улучшены, но они были улучшены относительно прошлой модели, и все равно данные характеристики были присущи телефонам 2014 года, что говорит о том, что компания опять выпустила телефон слишком поздно и ещё по более высокой цене. Причины провала продаж идентичны причинам предыдущей модели.
Анализируя данную ситуацию, делается вывод, что ещё одной проблемой развития технологической отрасли России является не компетентный менеджерский состав, поскольку даже при перезапуске телефона причины остались абсолютно такие же как и с первой моделью, а цена увеличилась на 50 %.
Россия обладает высоким потенциалом для развития технологической отрасли, поскольку большое количество самых высококвалифицированных специалистов, работающих в крупных компаниях, как Google, Apple, Tesla и т. п. рождены и выросли в России, а специалисты — это как раз основа развития технологической отрасли. Для масштабного изменения технологической отрасли и последующего её развития необходимо:
1) Провести ведущими IT-компаниями России изменения условий труда сотрудникам, заработную плату и проводить все необходимые мероприятия для улучшения уровня их жизни. Именно таким способом зарубежные компании переманивают российских специалистов. Им предлагается дешёвое жильё, высокая заработная плата, в большинстве случаев бесплатная еда на работе. Также учитывая тот факт, что уровень качества жизни в таких странах как США, Канада лучше, чем в России, то становится вполне понятно почему российские специалисты переезжают в другие страны.
2) Нанимать специалистов из-за рубежа предлагая им лучшие условия. Данный пункт является очень затратным для российских компаний, поскольку для того, чтобы сотрудник перешёл в компанию из России, ему нужно предложить высокую заработную плату и приложить все силы к созданию лучших условий труда, что будет очень затратно для российских компаний.
3) Осуществлять поиск и последующий наём специалистов среди студентов. Например: компания выбирает несколько человек и составляет с ними договор, что после окончания университета данный студент будет работать в российской компании, предлагая им ежемесячную солидную сумму. Таким образом, у компаний будет готовый контракт на 3–4 года. В данном пункте трудно предугадать компаниями насколько квалифицирован будет тот или иной студент, но тут уже необходимо проводить более тщательный отбор и проводить различные испытания.
4) Со стороны государства оказывать материальную поддержку перспективным технологическим проектам. Очень распространены случаи, когда группа студентов, товарищей придумывают, патентуют и максимально корректно доказывают теоретически свою идею, но не имеют средств на её осуществление. Компании-гиганты выкупают данные идеи и патенты за солидную для людей сумму, однако ценность этой идеи намного выше, за сколько её продают. Таким образом, государство необходимо проводить конкурсы на материальное обеспечение перспективных проектов.
Однако стоит отметить, что некоторые российские компании, в частности «Supra», занимают большую долю рынка в России при продаже бытовой техники. Более того, цена на продукции значительно ниже цен конкурентов, на некоторые категории товаров цена ниже в 3–4 раза при абсолютно тех же технических характеристик, как и у зарубежных компаний. Качество продукции у данной компании на удовлетворительном уровне, но если учесть тот факт, что компания ещё молодая и уже стала продавать большой ассортимент товаров, то можно сделать вывод, что в некоторых категориях технологического рынка Россия постепенно развивается.
Технологические отрасли в России практически не развиваются в ввиду множества проблем, но все они упираются именно в материальную составляющую, именно поэтому необходимо предпринимать меры для предотвращения этой проблемы, так как российские специалисты обладают огромным потенциалом и знаниями, которые смогут продвигать технологические отрасли России к успешному будущему.
Литература:
- Гасанов М. А., Сухих В. О. Интеллектуальная собственность и рынок // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 45. С. 82–87.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Нестабильный курс рубля: причины, плюсы и минусы // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 747–750.
- Хвостенко Т. М., Поцепай А., Ловцов А. Дискуссия на тему: «Первый русский смартфон-Yotaphone» // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2013. № 2. С. 36–37.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Интернет-торговля как один из видов электронной коммерции // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 329–332.
- Алексеев А. В. Инвестиции в развитие российского смартфона Yotaphone // статья в открытом архиве № 60864 23.12.2014
- Гормакова Н. И. Мобильный бизнес: перспективы развития подвижной связи в России // Электросвязь. 2007. № 7. С. 63–64.