В данной статье рассматриваются некоторые особенности научно техническогопрогресса и их положительные стороны в развитии образования. А также уделяется особое внимание на эффективность учебного процесса и некоторые потенциальные возможности.
Ключевые слова: тенденция, интенсификация, дидактика, фундаментальная подготовка
Образование сопутствует человеку на протяжении всей его активной жизни, оно становится непрерывным. И в следствии этого резко возрастает роль мировоззрения, значимость методологических навыков. Возрастают требования к самой практике отбора материала подлежащего изучению. Рост масштабов подготовки кадров с одной стороны сопровождался ростом сети учебных заведений а с другой развитием форм подготовки кадров без отрыва от производства. И уже сегодня можно говорить об основных направлениях ее использования с точки зрения активизации традиционного учебного процесса обучения, контроля, создания новых форм и методов образования. Эти направления в основном и определяют пути применения техники в современной жизни. В основе его применения лежат достижения психологии дидактики отображающие фундаментальные закономерности теории обучения и психологии личности.
Цели и содержания образования достаточно самостоятельная тема. И тем не менее без определенного отражения процессов связанных с целевыми установками высшего образования содержанием обучения и оптимизацией этого содержания не обойтись. Именно изменяющиеся цели образования а следовательно и изменения в содержании обучения и выступили в качестве первопричины для этого процесса в системах образования, который можно отнести к разряду революционных. С содержательной точки зрения для учебного процесса характерна все возрастающее информационная плотность и объем информации. Разрыв между желаемым объемом программного материала и реальным бюджетом времени становился все больше. И эту задачу нужно было как то решать.
Ход ее решения не мог не затронуть формулировку целей образования. К этому вопросу возвращались всякий раз когда сталкивались с несоответствием изучаемой информации реальному бюджету времени и возможностям студента. К решению этой задачи привлекаются как специалисты данной области так и педагоги, психологи и методисты. Задача этого коллектива — создание условий для оптимального определения объема изучаемого материала условий его усвоения и применения на практике.
Рассмотрим некоторые пути решения проблемы содержания учебного процесса. Один из них связан с разрешением противоречивого требования больше знаний за меньшее время, с поиском возможностей подачи обязательных знаний за счет укрупнения дидактических единиц. Полученные данные свидетельствуют о том что укрупнение дидактических единиц базирующиеся на системности в изложении материала принципах одновременности, двойственности, матричности аналогии позволяет на 20 % сократить время необходимое для усвоения материала. Представляется, что возможность укрупнения дидактических единиц важна не только для уплотнения сжатия информации и достигаемый за счет этого экономии времени.
Остановимся прежде всего на вопросе соотношения фундаментальной и специальной подготовки. В условиях научно технического прогресса он приобретает особое значение. Его значимость обусловлена с одной стороны необходимостью чтобы выпускник вуза сразу мог включиться в трудовую деятельность. С другой стороны специальные знания стареют гораздо быстрее фундаментальных. Так каково же должно быть соотношения чтобы специалист мог выполнять свои профессиональные функции. Ответ на этот вопрос все еще остается открытым хотя попытки его получить неоднократно предпринимались. Сущность одной из таких попыток сводится к следующему. Всю совокупность проблем с которыми приходится сталкиваться специалисту предлагают разделить на две группы: задачи требующие специальной подготовки и задачи требующие углубленных знаний в широкой области фундаментальных наук.
Для предельного варианта когда в профессиональной деятельности не приходится сталкиваться с проблемами второй группы из выражения следует вывод: для фундаментальной подготовки нужно выделять не менее учебного времени. Полученное авторами соотношения нуждается в тщательной экспериментальной проверке как с точки зрения его правильности так и с точки зрения нахождения экспериментальных констант фигурирующих в нем. Второе направление определения содержания обучения позволяющее в какой-то мере ответить на выше поставленные вопросы в качестве опорной используют модель специалиста.
Отталкиваясь от системы конкретных знаний и умений которыми должен обладать специалист проводят анализ образовательного содержания и составляют тезаурус специальности: список фактов, понятий, законов, теорий, методов и других классов дескрипторов которые преподаватели должны обязательно включить в программы отдельных дисциплин чтобы добиться максимального соответствия между содержанием образования и квалификационной характеристикой. Этот тезаурус дополняется необходимыми дополнительными дескрипторами до полной системы. Получившийся понятийный дескрипторный ряд определяет содержание учебного процесса реализуемого в изучаемых дисциплинах с полнотой определяемой квалификационной характеристики.
Предложенный тезаурус специальности в сочетании с системной содержания образования дает возможность получения научно обоснованных и точных расчетов для оптимизации ряда параметров учебного процесса. В частности ими могут быть срок обучения, распределение времени между различными формами занятий.
В ходе определения содержания того или иного раздела дисциплины планирования процесса ее изучения на последнее место занимают вопросы связанные с оценкой сложности материала. В конечном счете интуитивно приходится оценить информационную емкость того или иного раздела или вопроса курса.
Литература:
- Боброва Л. В. К вопросу о качестве подготовке специалистов. Тамбов 2014
- Мастропас З. П. Методика и практика преподавания. Серия «Книги для учителей» 2010.