Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе
Автор: Солощенко Виктор Васильевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 08.03.2018
Статья просмотрена: 2394 раза
Библиографическое описание:
Солощенко, В. В. Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе / В. В. Солощенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13971/ (дата обращения: 21.12.2024).
Цели ипути повышения эффективности образовательного процесса ввузе
Солощенко Виктор Васильевич, преподаватель
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (г. Санкт-Петербург)
Сущность иосновные направления интенсификации обучения
Термин «интенсификация» в педагогической литературе появился в середине семидесятых годов прошлого века. Это было отражением необходимости поиска новых, более эффективных путей разрешения противоречий между резким возрастанием объема информации, необходимой специалистам, и объективной невозможностью увеличивать продолжительность их подготовки в учебных заведениях.
Под интенсификацией обучения некоторые исследователи-педагоги понимают простое совершенствование образовательного процесса. Другие — ускоренное обучение с использованием технических средств. Третьи исходят из того, что понятие «интенсификация» характеризует не только усвоение значительного количества материала в минимальные сроки, но, прежде всего, внутреннее развитие личности обучающегося, развитие его творческих начал, формирование увлеченности, компетентности, культуры общения.
Проанализировав различные толкования интенсификации обучения в вузе мы остановимся на следующем.
Интенсификация обучения— это усиление, увеличение его интеллектуальной напряженности, ведущее к повышению действенности в достижении образовательных целей за счет внедрения новых прогрессивных средств и методов, повышения квалификации преподавательского состава, совершенствования учебно-материальной базы вуза.
Из определения следует, что интенсификация обучения должна способствовать формированию профессиональных качеств, упреждающих потребности практики. В этом её основная цель.
Исходя из сущности интенсификации обучения, рассмотрим значение термина «интенсивное обучение».
Во-первых, интенсивный — это развивающийся или достигший в результате интенсификации более высокого уровня развития процесс, относительно того, который интенсификации не подвергался. Например, если традиционный метод беседы интенсифицировать путем её построения на противоречиях, возражениях, возникает интенсивная беседа, т. е. дискуссия. Внесение в нее такого элемента игры, как действия в ролях, превращает этот метод в еще более интенсивный — в ролевую дискуссию. Здесь «интенсивный» обозначает обновленный и обязательно усовершенствованный, ставший более напряженным интеллектуально и от этого более действенным процесс.
Во-вторых, «интенсивным» можно считать обучение рационально обновляемое, интеллектуально напряженное, но без перегрузок памяти обучающегося. При этом действенность преподавания и учения должна возрастать от периода к периоду за счет вскрытия и решения проблем с использованием новейших достижений научно-технического прогресса.
Очевидно, что интенсификация обучения ведет к подготовке думающих специалистов, профессиональные качества которых постоянно упреждают современную потребность практики. Это и является основной задачей интенсификации обучения, равно как и основной задачей, стоящей перед профессиональным образованием. При этом в рамках общей задачи решаются, за счет интенсификации обучения, ряд частных задач, которые стоят перед профессиональным образованием:
– всестороннее развитие личности;
– развитие творческого мышления обучающихся;
– интеграция обучения, производства и науки;
– сокращение временных затрат для повышения уровня подготовки;
– рациональное использование ресурсов, выделяемых на обучение;
– рациональное использование резервов психики обучающихся и расширенное воспроизводство профессионального опыта.
Строго говоря, всякий образовательный процесс — это определенная модель реальной действительности, обеспечивающая возможность познания последней в аудиторных условиях.
При традиционно пассивном обучении процесс обучения осуществляется по схеме:
– подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала сообщением (передачей) им недостающих знаний;
– предъявление им основной учебной информации;
– заучивание нового и образование связей с ранее изученным;
– ответы при контроле усвоения (воспроизведение учебного материала);
– применение знаний в ходе практических занятий.
При этом материал предъявляется в «готовом виде». Основным способом учения выступают запоминание и воспроизведение. Они не требуют творческих усилий интеллекта, вырабатывают умственную пассивность, стремление избегать умственных нагрузок, действовать по шаблону, приводят к растерянности обучающихся при решении нестандартных задач.
Конечно, и при этой схеме обучения вырабатывается ряд ценных профессиональных качеств. Без развитой памяти и развитого репродуктивного мышления не может работать специалист. А главное, она обеспечивает усвоение предшествующего опыта. Существенным преимуществом данного подхода является простота методики обучения. Но, несмотря на важность информационного обучения, этого сейчас недостаточно т. к. необходимо всестороннее развитие личности обучающегося.
Следовательно, интенсификация обучения является важнейшей задачей, стоящей перед вузами и очевидно, что она должна осуществляться только на основе системного подхода. То есть, должна строиться система интенсивного обучения, которая обеспечивает его рациональное обновление, повышение интеллектуальной напряженности, прогрессивности и действенности преподавания и учения, достижения поставленных целей с использованием все более совершенных методов и материально-технических средств.
К компонентам системы интенсивного обучения принято относить: цели, содержание обучения, обучающихся, преподавателей, материально-технические средства, методы и организационные формы обучения, дидактические процессы и условия их интенсификации.
Можно ли построить систему интенсивного обучения и обеспечить ее успешную работу на практике? Вероятно, можно, но для этого необходимо создание определенных условий, т. к. обучение протекает в конкретных, системно сочетаемых формах, с использованием определенных методов и средств. Условия определяют результаты их применения: повышение действенности в достижении учебных целей означает, что достигается интенсификация, а если нет, то это, скорее всего экстенсивный путь совершенствования обучения.
Только осознание данной комплексной проблемы само по себе не интенсифицирует обучение. Эффект достигается путем осуществления интеллектуально активной деятельности участников образовательного процесса и всех, создающих условия для него, в соответствии с той ролью и местом, которые для них установлены в системе интенсивного обучения.
Интенсификации подвергаются в первую очередь преподавание и учение как взаимосвязанная деятельность обучающих и обучающихся по освоению содержания обучения, которая осуществляется в рамках принятых форм, с использованием соответствующих методов обучения и материально-технических средств. Это и определяет направления интенсификации высшего образования.
Рассмотрим наиболее общие и характерные для высшей школы направления интенсификации, ккоторым относятся:
– переход от пассивного обучения к активному;
– формирование технологического подхода к обучению;
– творческое развитие и саморазвитие личности;
– сохранение и углубление единства фундаментальности и профессионализации содержания обучения;
– развитие индивидуализации обучения;
– интеграция обучения, деятельности науки;
– технизация;
– информатизация образования;
– подготовка современного преподавателя.
Рассмотрим сущность каждого из направлений.
Переход от пассивного обучения к активному. Сущностью этого направления является не увеличение объема передаваемой информации, её «спрессовывание» или ускорение считывания. В основе его лежит создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. Без определенного уровня активности человека, выражающейся хотя бы в элементарных актах внимания, не может состояться даже простейший факт познания.
Для активизации творческого мышления обучающегося ряд педагогов применяет проблемные методы обучения, которые дают неплохой эффект, но требуют больших затрат учебного времени и высокого методического мастерства, учета способностей обучающихся. О сущности проблемного метода уже шла речь, остановимся лишь на его схеме:
– подготовка обучающихся к решению учебных проблем;
– постановка проблемного задания, мотивация поиска решения;
– поиск, формулирование и принятие проблемы обучающимися;
– анализ проблемы, определение круга недостающих знаний и их поиск;
– выдвижение гипотез решения учебной проблемы, их проверка;
– выбор приемлемого решения;
– осмысление выбранного способа выхода из проблемной ситуации, включение открытого «для себя» знания, умения, способа действия в ранее накопленный опыт.
При этом методическую основу проблемного обучения составляет совокупность учебных или реальных проблем и задач, и набор проблемных ситуаций обеспечивающих их творческое решение. Проблемное обучение развивает познавательную активность обучающихся, их творческую самостоятельность стимулирует интеллектуальную деятельность, формирует профессионально важные качеств. Однако необходимо отметить, что сущностный элемент проблемного обучения носит несколько искусственный характер. Обучающийся открывает, то, что запланировал преподаватель.
Кроме проблемного метода обучения существуют и другие пути активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, семинары — дискуссии, различные формы и методы приобщения к профессиональной деятельности: практики, стажировки и т. п. К числу этих методов можно отнести и имитационное моделирование реальных процессов с помощью ЭВТ и другие. Все они характеризуются следующими признаками:
– вынужденная интеллектуальная творческая активность обучающихся;
– самостоятельность в выработке и принятии решений, проявление «себя» в этом каждым обучающимся;
– тесное взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой;
– высокая направленность на приобретение профессиональных, социальных навыков;
– высокая степень мотивации и эмоциональность учебной деятельности;
– технологичность оценки и самооценки действий обучающихся.
Принципиальное отличие активных методов обучения заключается в том, что при их применении обучающиеся ставятся в такие условия, что они не могут оставаться пассивными и, кроме того, имеют реальные возможности для активного обмена знаниями и опытом работы с преподавателем и между собой.
В зарубежной высшей школе особое внимание обращается на комплексное использование педагогических воздействий посредством постоянной связи обучения с исследованием, практикой и самостоятельными занятиями при доминирующей роли проблемных, игровых методов, применение совершенных технических средств обучения. Анализ деятельности ведущих вузов России показывает, что многие из них расширяют внедрение активных методов обучения.
Формирование технологического подхода к обучению. Технологичность подхода к обучению заключается в подчинении всех элементов системы обучения целям обучения по определенной схеме, через призму интенсификации. Содержание должно строго соответствовать целям.
Творческое развитие и саморазвитие личности, как механизмов расширенного духовного воспроизводства общества. Это вызвано необходимостью наращивания его интеллектуального и духовного богатства. Творчество — это пересмотр устоявшихся образцов стандартов, привычных способов действий, их замена новыми, расширяющими возможности как личности, так и общества. Оно предполагает постоянный прирост этих возможностей, их совершенствование. Ставится вопрос о переходе от передачи знаний к их творческому порождению самим обучающимся, но при помощи преподавателя. Обучение должно давать простор творческой активности личности. Педагог должен научить обучаемого учиться, то есть, сделать его обучающимся. Таким образом, в интенсивной системе обучения у обучающихся должна вырабатываться потребность и умение самостоятельного приобретения знаний, методов их пополнения с использованием передовых технологий.
Сохранение и углубление единства фундаментальности и профессионализации содержания обучения. Известно, что образование, если оно дает фундаментальные знания, обеспечивает возможность впоследствии учиться самостоятельно. Интеллектуальный фундамент позволяет человеку приобретать прикладные знания, диктуемые новыми технологиями, осуществлять повышение квалификации и переподготовку к новому виду профессиональной деятельности. Решение данной проблемы находится в поиске оптимальной грани между фундаментальностью и профессионализацией обучения для каждого конкретного вуза и конкретной специальности.
Развитие индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения будем понимать такую организацию образовательного процесса, при которой выбор приемов, способов, темпа обучения учитывает индивидуальные различи; обучающихся, уровень их способностей. Понятно, что полная индивидуализация нецелесообразна, а может быть и вредна, но известно, что массовое обучение неизбежно нивелирует индивидуальные качества обучающегося. Зачастую в вузах основное внимание уделяется отстающим, а развитию талантов внимания уделяется недостаточно.
Исходя из этого, задача вузов заключается в создании творческой педагогической среды, ориентированной на одаренную личность. Пока неясны полностью формы и методы индивидуальной подготовки, но опыт такой есть и он должен наращиваться. (Как вариант, может рассматриваться выход на индивидуальный план, освоение второй специальности с получением второго диплома или сокращение сроков подготовки).
Интенсивная система обучения должна обладать многообразием и гибкостью используемых средств, способов и организационных форм образовательных процессов.
Интеграция обучения и науки. Усиление интеграции высшей школы и практики, должно «поднять роль» потребителя в оценке уровня подготовки кадров. Необходимо повысить представительство заказывающих управлений в итоговой государственной аттестации. Потребитель должен стать настоящим заказчиком специалистов, но при этом должен «платить»: материальной базой, информацией, участием в обучении.
Интеграция обучения и науки может достигаться двумя способами: непосредственным участием обучающихся в научных исследованиях и опосредованно, через участие преподавательского состава в решении научных проблем. При этом обучающиеся получают доступ к науке, а наука, как и практика, получит подготовленные кадры.
Технизация. Технические средства расширяют дидактические возможности преподавателя и обучающегося. Они существенно изменяют процесс обучения. В отдельное направление выделяется компьютеризация. Применение компьютеров в обучении существенно увеличивает возможности обучающегося в получении образования. В ряде вузов России в обучении широко используются аудио, видео и телевизионные средства, с помощью которых можно, во-первых, демонстрировать уникальные явления, процессы, а во-вторых, обеспечивать дистанционное обучение.
Огромное значение для подготовки профессионалов имеют также тренажеры, макеты и автоматизированные рабочие места должностных лиц органов управления. Эти средства позволяют вырабатывать профессиональные навыки у обучающихся. Немаловажное значение имеют и средства «малой механизации» образовательного процесса: стенды, планшеты и т. п. Всё перечисленное выше напрямую связано с интенсификацией обучения.
Одним из наиболее значимых процессов мирового технического прогресса является информатизация. Поэтому одним из направлений интенсификации обучения должна быть информатизация образования.
Информатизация образования представляет собой процесс создания, широкомасштабного внедрения и использования методов, систем и средств получения, передачи, сбора, хранения информации.
Информатизация образования освобождает обучающегося от тех действий по хранению, переработке, прохождению информации, рутинной вычислительной работы, которую могут выполнить технические средства. Для человека остается интеллектуально-творческая деятельность.
Подготовка современного преподавателя. Общество сталкивается с серьезным противоречием: носители накопленных обществом знаний, одновременно несущие на себе груз инерции прошлого должны сформировать поколение, кардинально отличающееся образом мыслей и социального поведения, а главное, обеспечить не передачу опыта прошлого, а обучение его развитию.
Преподаватель должен быть развитой, творческой личностью, глубоко владеющей знаниями о человеке, новыми педагогическими технологиями, искусством компьютерного обучения. Кроме того, педагог не должен отставать от развития науки и практики. Более того, он должен видеть перспективы их развития и это видение передавать обучающимся.
Педагогический труд относится к самостоятельному виду деятельности и является важнейшей профессией.
К претендентам на преподавательские должности, в качестве главных условий выдвигались:
– знание своего предмета;
– умение донести до обучающихся свои знания.
В данной системе отбора особого внимания заслуживает организация проведения пробной лекции, которая в значительной степени препятствовала стать преподавателями людям с низкими педагогическими способностями.
Особый порядок отбора профессорско-преподавательского состава существовал в России в высшие учебные заведения.
Данная проблема (комплектования) может быть решена только при условии персонального отбора и «выращивания» каждого преподавателя как личности, что требует создания специальной системы воспитания и обучения преподавателей.
Литература:
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: учебное пособие / С. Д. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Психология и педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
- Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. — Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.