Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Демидова, О. В. Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации / О. В. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1277-1280. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31132/ (дата обращения: 26.04.2024).



В связи с реформами в сфере образования в Российской Федерации оценка качества образования остается на первом месте, а проведение государственной аккредитации является одним из ее инструментов. Понятие «аккредитация» в образовании появилось в российском законодательстве в 1992 году и вошло в практику, начиная с 1997 года, прежде всего, как государственная аккредитация и как аккредитация учреждения образования в целом с установлением аккредитационного статуса, характеризующего тип и вид учреждения образования. Такой мощный стимул, как право выдачи государственных документов об образовании своим выпускникам, практически не оставил образовательным учреждениям шансов на развитие подобных форм оценки качества образования.

Государственная аккредитация является одним из элементов государственной регламентации образовательной деятельности, направленной на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно [3; с. 92].

Сформированная система законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих государственную аккредитацию общего образования, конкретизирующих содержание требований, предъявляемых при ее проведении, устанавливающих формы документов, используемых при аккредитации общего образования, является достаточной.

Устанавливает размеры государственной пошлины за оказание услуги государственной аккредитации Налоговый кодекс Российской Федерации [1]. Цели государственной аккредитации, органы, осуществляющие аккредитацию образования, порядок государственной аккредитации и виды образовательной деятельности, подлежащей аккредитации определил Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Также новый закон об образовании — это не просто очередная редакция закона — это новая государственная образовательная политика в сфере образования, которая приносит в систему образования по-настоящему революционные изменения. Например, такие как отказ от установления вида образовательного учреждения при государственной аккредитации.

Относит государственную аккредитацию к видам предоставляемых исполнительными органами власти государственных услуг Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2]. Порядок государственной аккредитации образовательной деятельностиустанавливаетПостановление Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [4].

Порядок оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно определяет Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 370 «Об утверждении правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы» [5].

Форму бланка свидетельства о государственной аккредитации и приложения к ней, а также технические требования к свидетельству и приложению устанавливает Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2014 № 45 «Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам» [6].

Устанавливает форму заявления о предоставлении свидетельства о государственной аккредитации, перечень документов, прилагаемых к заявлению Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» [7].

Определяет сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении указанной государственной услуги органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2014 № 1398 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» [8].

Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы, порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы содержатся в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2014 № 556 [9].

В целом имеющееся законодательно-правовое регулирование обеспечивает достижение целей и задач государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации.

Немалую роль при проведении государственной аккредитации общего образования играют нормативные и методические документы. Так, определяет правила хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственная аккредитация образовательной деятельности которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [10].

Форму заявления, основные требования к его заполнению содержатся в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности» [11]. Разъясняет порядок предоставления документов на процедуру проведения государственной аккредитации образовательной деятельности на период до принятия соответствующих подзаконных нормативных правовых актов Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [13].

При намерении пройти процедуру государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении ранее не аккредитованных основных общеобразовательных программ, необходимо обратиться в аккредитационный орган с заявлением о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам с целью получения свидетельства о государственной аккредитации по этому поводу Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала письмо, в котором даются необходимые разъяснения [14].

В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет методические материалы о государственной аккредитации образовательной деятельности в Письме «О направлении методических материалов о государственной аккредитации образовательной деятельности» [15].

Продолжительность выполнения работ членом экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы определяется объемом работ всей экспертной группы в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы» [12].

Законодательно закреплены все документы, необходимые для государственной аккредитации образовательной деятельности. Исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации на уровне аккредитирующих органов издают необходимые формы документов как для образовательных организаций, заявившихся на государственную аккредитацию, так и внутренней документации. Аккредитация в России сегодня переживает новый этап своего развития, как и вся система образования, поэтому особенно актуальными становится вопрос о направлении развития области оценки качества образования в целом.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 31. — Ст. 4179.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31.12.2012. — № 53 (ч.1). — Ст. 7598.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 47. — Ст. 617.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 370 «Об утверждении правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 18. — Ст. 2270.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2014 № 45 «Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам» // Российская газета. — 19.03.2014. — № 63.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» // Российская газета. — 21.05.2014. — № 112.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10. 2014 № 1398 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» // Российская газета. — 06.02.2014. — № 24.
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы» // Российская газета. — 20.05.2014. — № 188.
  10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.09.2014 № 1484 «Об утверждении порядка хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Российская газета. — 19.12.2014. — № 290.
  11. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» // Российская газета. — 21.05.2014. — № 112.
  12. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.11.2013 № 1157 «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы» Российская газета. — 26.02.2014. — № 45.
  13. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2014 № 01–20/06–01 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Официальные документы в образовании. — 02.2014. — № 6.
  14. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.08.2014 № 11–180 «О направлении разъяснений по вопросу государственной аккредитации образовательной деятельности» // Администратор образования. — 09.2014. — № 18.
  15. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09.09. 2014 № 11–200 «О направлении методических материалов о государственной аккредитации образовательной деятельности» // Официальные документы в образовании. — 10.2014. — № 30.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная аккредитация, образовательная деятельность, Российская Федерация, сфера образования, аккредитационная экспертиза, Федеральная служба, общее образование, Приказ Министерства образования, проведение, временное свидетельство.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность, образование, РФ, современный этап...

Аккредитация органов сертификации и испытательных...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Правовое регулирование осуществления федерального...

Осуществление федерального государственного контроля качества образования регламентируется приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 № 546 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры...

К целям аккредитации можно отнести следующие: контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования; подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Требования к документации и задачи документирования процессов...

Комплексной проверке университета предшествует внутривузовское самообследование, которое проводится на основе рекомендаций, изложенных в приказах и инструктивных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по...

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент...

Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание. Федеральная служба по аккредитации

Похожие статьи. Важность создания единой системы оценки качества образования на примере международного проекта AHELO.

Коррупция в сфере образования как социальное явление...

Государственное аккредитованиеаккредитация в национальной системе аккредитации

Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, коррупция, взяток, Российская Федерация, получение взятки, Министерство образования, ВУЗ, УК РФ, Единый...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность, образование, РФ, современный этап...

Аккредитация органов сертификации и испытательных...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Правовое регулирование осуществления федерального...

Осуществление федерального государственного контроля качества образования регламентируется приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 № 546 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры...

К целям аккредитации можно отнести следующие: контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования; подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Требования к документации и задачи документирования процессов...

Комплексной проверке университета предшествует внутривузовское самообследование, которое проводится на основе рекомендаций, изложенных в приказах и инструктивных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по...

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент...

Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание. Федеральная служба по аккредитации

Похожие статьи. Важность создания единой системы оценки качества образования на примере международного проекта AHELO.

Коррупция в сфере образования как социальное явление...

Государственное аккредитованиеаккредитация в национальной системе аккредитации

Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, коррупция, взяток, Российская Федерация, получение взятки, Министерство образования, ВУЗ, УК РФ, Единый...

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность, образование, РФ, современный этап...

Аккредитация органов сертификации и испытательных...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Правовое регулирование осуществления федерального...

Осуществление федерального государственного контроля качества образования регламентируется приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 № 546 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры...

К целям аккредитации можно отнести следующие: контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования; подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Требования к документации и задачи документирования процессов...

Комплексной проверке университета предшествует внутривузовское самообследование, которое проводится на основе рекомендаций, изложенных в приказах и инструктивных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по...

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент...

Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание. Федеральная служба по аккредитации

Похожие статьи. Важность создания единой системы оценки качества образования на примере международного проекта AHELO.

Коррупция в сфере образования как социальное явление...

Государственное аккредитованиеаккредитация в национальной системе аккредитации

Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, коррупция, взяток, Российская Федерация, получение взятки, Министерство образования, ВУЗ, УК РФ, Единый...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность, образование, РФ, современный этап...

Аккредитация органов сертификации и испытательных...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Правовое регулирование осуществления федерального...

Осуществление федерального государственного контроля качества образования регламентируется приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2017 № 546 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры...

К целям аккредитации можно отнести следующие: контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования; подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Требования к документации и задачи документирования процессов...

Комплексной проверке университета предшествует внутривузовское самообследование, которое проводится на основе рекомендаций, изложенных в приказах и инструктивных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по...

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент...

Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание. Федеральная служба по аккредитации

Похожие статьи. Важность создания единой системы оценки качества образования на примере международного проекта AHELO.

Коррупция в сфере образования как социальное явление...

Государственное аккредитованиеаккредитация в национальной системе аккредитации

Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, коррупция, взяток, Российская Федерация, получение взятки, Министерство образования, ВУЗ, УК РФ, Единый...

Задать вопрос