Требования к документации и задачи документирования процессов системы менеджмента качества в образовательном учреждении (на примере Донского государственного технического университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Чубова Е. П., Севостьянова Л. А., Шапиро С. М. Требования к документации и задачи документирования процессов системы менеджмента качества в образовательном учреждении (на примере Донского государственного технического университета) // Молодой ученый. — 2017. — №22.1. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/archive/156/44315/ (дата обращения: 17.07.2018).



Статья посвящена вопросам системы менеджмента качества, ее роли в сфере образования. Представлены принципы реализации системы менеджмента качества. На примере Донского государственного технического университета раскрыты процессы, предшествующие внедрению системы менеджмента качества, зафиксированные в определенных документах.

Ключевые слова: принципы системы менеджмента качества, сфера образования, самообследование.

Современное управление любой организацией обязательно включает в себя менеджмент качества, которое внедряется с целью улучшения деятельности, повышения конкурентоспособности и обеспечения наглядного и системного управления. [4]

Система менеджмента качества (далее по тексту СМК) представляет собой совокупность методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качества. Начинать работу по разработке системы менеджмента качества следует с учетом трех составляющих, а именно идеологии, которая формирует общественное мнение работающих; психологии работников и инструментов, при помощи которых данная система будет воплощена в жизнь.

Система менеджмента качества характеризуется восемью принципами, создающими высшему руководству основу для внедрения грамотной и эффективной практики управления. Эти принципы заложены в стандартах ИСО 9000:2000. Каждый принцип занимает свое место в менеджменте организации, но главное преимущество может быть получено только при рассмотрении этих принципов как совокупности возможностей для развития организации и увеличения доходности ее деятельности.

Четкие преимущества внедрения системы менеджмента качества можно обозначить применительно к сфере образования. С выходом нового закона «Об образовании» (изменениями 2016 года) ужесточились требования к созданию эффективной внутренней системы оценки качества образования. [1]

Так, например, при проведении самообследования необходимо подтверждение функционирования в образовательном учреждении эффективной системы управления и оценки качества.

Система менеджмента качества разрабатывает критерии оценки уровня удовлетворённости обучающихся и работодателей качеством профессиональной подготовки. С этой целью СМК учитывает стратегические задачи по расширению партнёрства с работодателями, участвующими в образовательном процессе.

В качестве основы для создания общеевропейского образовательного пространства приняты стандарты и директивы Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы (ENQA), где определены базовые требования к системе качества образовательного учреждения. Данная модель разработана и внедрена в 2000 году странами-участницами Болонского соглашения. В основу заложены принципы и требования стандартов ISO серии 9000. Важно отметить, что членство в Европейской ассоциации открыто для всех агентств контроля качества образования, следовательно, и для российских.

СМК в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей, продиктованных изменчивостью требований рынка образовательных услуг. Для соблюдения конкурентоспособности образовательное учреждение должно соблюдать требования государственных стандартов, повышать качество обучения, обновлять учебную и лабораторную базу, внедрять новые педагогические технологии, повышать компетентность преподавателей.

Жизненный цикл системы менеджмента качества образовательного учреждения включает традиционные четыре стадии – разработка, внедрение, поддержание и развитие, сертификация СМК. Первые три стадии – обязательные для всех типов образовательных учреждений, а четвертую стадию жизненного цикла СМК образовательное учреждение определяет самостоятельно. [4]

Сертификация системы менеджмента качества для образовательных учреждений осуществляется в соответствии с стандартами ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 52614.2-2006.

Некоммерческая организация ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования) выделяет следующие показатели:

- качество преподавательского состава;

- качество учебных программ;

- качество знаний;

- востребованность выпускников на рынке труда. [2]

Система управленческой документации позволяет организовать эффективное планирование, обеспечить осуществление, управление и улучшение процессов и деятельности образовательного учреждения. Система управленческой документации СМК включает в себя организационно-правовую документацию, распорядительную документацию, справочную документацию и др.

Донской государственный технический университет проходит аккредитацию один раз в пять лет. Комплексной проверке университета предшествует внутривузовское самообследование, которое проводится на основе рекомендаций, изложенных в приказах и инструктивных письмах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию и Рособрнадзора РФ и в соответствии с положениями Руководства по подготовке документов к проведению комплексной оценки деятельности вуза, аттестации и государственной аккредитации филиала в аккредитованном вузе. Для успешного проведения предаккредитационной процедуры в вузе были разработаны методические указания по проведению процедуры самообследования, ректором ДГТУ был издан ряд приказов и распоряжений.

При проведении самообследования оценивается деятельность университета по следующим направлениям: организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности университета; структура вуза и система управления им; структура и содержание подготовки выпускников; оценка качества знаний, кадровое обеспечение вуза; научно-исследовательская деятельность вуза; материально-техническая база; социально-бытовые условия студентов; воспитательная работа в университете. Результаты самообследования формируются в отчет, в заключительной части которого отражаются сильные и слабые стороны условия реализации образовательного процесса, а также возможности и препятствия, существующие на данном этапе в развитии вуза.

Среди сильных сторон указаны наиболее значимые для подготовки специалистов, готовых к осуществлению профессиональной деятельности, такие как реализация образовательных программ, востребованных промышленностью региона и согласованность образовательных программ с потенциальными работодателями.

Возможности вуза заключаются в расширении использования современных технологий и информационной поддержки процесса обучения; создании системы повышения педагогической квалификации ППС, использующей современные методики преподавания, особенно в инженерном образовании.

Система менеджмента качества в сфере образования, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень, а выпускникам получить достойные рабочие места. СМК нацелено на четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификацию процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 марта 2016 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598.
  2. Официальный сайт Ассоциации по сертификации "Русский Регистр". URL: http://www.rusregister.ru/ (дата обращения 17.04.2017).
  3. Левшина, В.В. и др. Формирование системы менеджмента качества вуза. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/smkvuz.htm (дата обращения 22.04.2017).
  4. Современные инструменты менеджмента качества: учебное пособие/ Ю.А. Антохина и др. – СПб., 2011. – 237 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, система менеджмента качества, ENQA, сфера образования, проведение самообследования, образовательный процесс, Европейская ассоциация гарантии качества, высшее образование, ISO, управленческая документация.


Похожие статьи

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования. Ключевые слова: система менеджмента качества, управление качеством, образование.

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Особенности внедрения системы менеджмента качества...

Одним из принципов системы менеджмента качества в образовании является принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Управление качеством образовательного процесса...

На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества. Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно.

Международная сертификация систем качества предприятий...

Менеджмент качества — это управленческая система, которая отвечает за контроль качества на предприятии.

[1]Направлена эта система на развитие общей структуры предприятия, на наладку всех имеющихся на нем процессов и контроль за качеством их выполнения.

Разработка и создание системы менеджмента качества...

образовательная организация, система менеджмента качества, внедрение системы менеджмента качества, педагогический коллектив, процесс, руководство колледжа, Служба качества.

Обеспечение гарантий качества образования в вузе...

Сегодня, категория «качество» является системным, фундаментальным определением стратегии развития экономики страны, ее социальной системы и социальной политики в целом. Интенсивное развитие и изменение образовательных технологий...

Система менеджмента качества как инструмент оценки качества...

Наличие системы менеджмента качества в образовательной организации позволяет, несмотря на условия кризиса и структурных преобразований, обеспечить высокое качество образовательных услуг.

К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы...

В статье говориться о требованиях к качеству профессиональной подготовки студентов и внедрении системы менеджмента качества в педагогический вуз. Ключевые слова: управление образованием, качество образования, менеджмент качества, мониторинг...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Качество образования и принципы ИСО 9000 | Статья в журнале...

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования. Ключевые слова: система менеджмента качества, управление качеством, образование.

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Особенности внедрения системы менеджмента качества...

Одним из принципов системы менеджмента качества в образовании является принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Управление качеством образовательного процесса...

На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества. Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно.

Международная сертификация систем качества предприятий...

Менеджмент качества — это управленческая система, которая отвечает за контроль качества на предприятии.

[1]Направлена эта система на развитие общей структуры предприятия, на наладку всех имеющихся на нем процессов и контроль за качеством их выполнения.

Разработка и создание системы менеджмента качества...

образовательная организация, система менеджмента качества, внедрение системы менеджмента качества, педагогический коллектив, процесс, руководство колледжа, Служба качества.

Обеспечение гарантий качества образования в вузе...

Сегодня, категория «качество» является системным, фундаментальным определением стратегии развития экономики страны, ее социальной системы и социальной политики в целом. Интенсивное развитие и изменение образовательных технологий...

Система менеджмента качества как инструмент оценки качества...

Наличие системы менеджмента качества в образовательной организации позволяет, несмотря на условия кризиса и структурных преобразований, обеспечить высокое качество образовательных услуг.

К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы...

В статье говориться о требованиях к качеству профессиональной подготовки студентов и внедрении системы менеджмента качества в педагогический вуз. Ключевые слова: управление образованием, качество образования, менеджмент качества, мониторинг...

Задать вопрос