Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 01.02.2016

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Мизинцева, М. Ф. Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования / М. Ф. Мизинцева, Т. В. Комарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/691/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В статье рассматриваются сущность и понятие аккредитации и ее цели, роль комплексных оценочных моделей для аккредитационных процедур учреждений высшего профессионального образования, предлагается авторская многопараметрическая модель оценки, включающая широкий набор качественно-количественных оценочных критериев.

Ключевые слова: аккредитация, образовательное учреждение, высшее профессиональное образование, оценочные критерии.

 

В условиях нестабильности внешней и внутренней политической, экономической, социокультурной и других сфер в настоящее время в мире, оценка деятельности образовательного учреждения как социальной организации, основанной на совокупности деятельности участников образовательного процесса с целью обеспечения самоопределения личности в системе эффективного функционирования и развития правового государства, требует взвешенного и грамотного подхода.

Аккредитация образовательного учреждения — это юридическое признание прав способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность в соответствии с уровнем не ниже официально признанных норм [1]. Так, государственной аккредитацией образовательного учреждения является процедура признания государственного статуса среднего или высшего образовательного учреждения и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум, училище) [2]. Общественной аккредитацией считается постоянно действующая система общественного и профессионального признания уровня деятельности образовательной организации.

К целям аккредитации можно отнести следующие: контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования; подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, [3] всесторонний анализ деятельности образовательных организаций по реализации программ профессионального образования; изучение, актуализация и популяризация опыта создания и реализации инноваций в профессиональном образовании; привлечение профессионального сообщества к выработке компетентностных требований к результатам освоения образовательных программ аккредитуемой образовательной организации; определение лучших образовательных программ дополнительного профессионального образования с учетом лучших практик в сравнительном анализе; предложение мероприятий по совершенствованию программ профессионального образования по направлениям уставной деятельности организаций; обобщение и распространение передового опыта реализации программ профессионального образования.

Для достижения целей, которые преследует процедура аккредитации высшего профессионального образования, в ее рамках растет значение построения комплексных оценочных моделей с разветвленной системой оценочных критериев в целях повышения объективности и достоверности полученных результатов.Так, оценочные критерии для процедуры аккредитации должны охватывать максимально возможные направления деятельности образовательного учреждения, быть понятными в интерпретации, поддаваться максимальному измерению и отражать главные цели, поставленные перед процедурой аккредитации.

Необходимо отметить, что в настоящее время в процедурах государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации существует множество проблем, среди основных из них: отсутствие системы выбора оценочных критериев, максимально полно охватывающего деятельность учреждения высшего профессионального образования, а также увлечение качественными оценочными критериями, при котором не может быть достигнута максимальная достоверность полученных результатов.

В этой связи представляется важным использование комплексного подхода к выбору оценочных критериев, который бы охватил все направления деятельности образовательного учреждения: совершенствование образовательного процесса, улучшение инфраструктуры, уровень работы с обучающимися, социальную направленность вуза, уровень взаимодействия вуза и представителей бизнеса, международную деятельность, научную деятельность и пр.

Так, авторами предлагается многопараметрическая оценочная модель, включающая систему качественно-количественных критериев оценки учреждения высшего профессионального образования, состоящая из следующих групп критериев: уровень развития инфраструктуры; профессорско-преподавательских состав; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; национальная, религиозная и гендерная справедливость; имидж вуза на внешнем и внутреннем рынках; эффективность трудоустройства выпускников; удовлетворенность студентами образовательным процессом; внеучебная деятельность; научная деятельность преподавателей; научная деятельность студентов; организационная культура; вовлеченность студентов в управление вузом и другие.

Все оценочные критерии представляется важным разбить, в свою очередь, на две группы: качественные и количественные. Например, по критерию «Эффективность трудоустройства выпускников» можно выделить качественные критерии (перечень компаний, где трудоустроены выпускники; возможность проходить практику во время обучения в вузе и пр.), которые отражают качественную составляющую работы вуза в области трудоустройства выпускников, и количественные (доля выпускников, трудоустроенных по каналам вуза, доля выпускников, трудоустроенных самостоятельно; количество у вуза баз практик с возможностью дальнейшего трудоустройства и пр.) (Таблица 1).

 

Таблица 1

Пример количественных и качественных подкритериев для критерия «Эффективность трудоустройства выпускников»

Название критерия

Качественные подкритерии

Количественные подкритерии

Эффективность трудоустройства выпускников

1. Перечень компаний, где трудоустроены выпускники (российские и зарубежные компании);

2. Возможность проходить практику во время обучения

1. Доля выпускников, устроенных по каналам вуза.

2. Доля выпускников, устроенных самостоятельно

3. Доля выпускников, решивших продолжить научную деятельность

4. Количество баз практики с возможностью дальнейшего трудоустройства

5. Уровень заработных плат, получаемых выпускниками вуза

Источник: Составлено авторами

 

Представляется важным уделить особое внимание количественным критериям, которые наиболее четко и объективно отражали бы оценку исследуемого объекта. Например, при оценке доступности образования в вузе лицам с ограниченными возможностями среди качественных оценочных критериев могут учитываться следующие: наличие пандусов, оборудование аудиторий и библиотек аудио системами для слабослышащих, обеспечение вуза специальными пособиями для слабовидящих и пр. Однако, необходимо понимать, что не всегда наличие удобной для лиц с ограниченными возможностями инфраструктуры может свидетельствовать о функционировании программы инклюзивного образования. В этой связи представляется более важным количественный показатель оценки в области инклюзивного образования, который бы показывал долю фактически обучающихся в учреждении высшего образования людей с ограниченными возможностями. Коэффициент лиц с ограниченными возможностями можно рассчитать по следующей формуле:

Ki = O: I,

где Ki — коэффициент инклюзивного образования; O — общее число обучающихся в вузе, I — число лиц с ограниченными возможностями.

Лишь высокий процент таких обучающихся может демонстрировать действительно доступную среду для них, организованную учреждением высшего профессионального образования, а не наличие инфраструктуры, но не использующейся в вузе годами.

Таким образом, многопараметрическая оценочная модель включает широкий набор всевозможных оценочных критериев, поддающихся как количественному, так и качественному измерению, способствует достижению максимальной объективности полученных результатов и повышает качественно и объективность аккредитационных процедур.

 

Литература:

 

  1.    Новыйсловарьметодическихтерминови понятий(теорияи практикаобученияязыкам). — М.:ИздательствоИКАР. Э. Г.Азимов,А.Н.Щукин. — 2009. — С 48
  2.    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), Статья 92. П.2.
  3.    Бахарева Е., А. Грошева,О. Заславская,Т. Сенцова,Петр Третьяков,Г. Устинова,Т. Чекмарева,Е. Черникова,Н. Шарай,И. Яркова. Управление общеобразовательной организацией. Библиотека руководителя общеобразовательной организации. — М.: Перспектива. — 2015.
  4.    Даутова О.,Крылова О,Матина Г.,Пивчук Е. Управление введением ФГОС основного общего образования. — СПб: КАРО. — 2013.
  5.    Яндыбаева Н. Моделирование и прогнозирование аккредитационных показателей вуза. — М.: LAP Lambert Academic Publishing. — 2012
  6.    Комарова Т. В., Хожемпо В. В., Сардарян А. Р. Проблемы взаимодействия российских вузов с современными компаниями Материалы I Межвузовской научно-практической конференции «Обучение в течение жизни: механизмы взаимодействия профессиональных сообществ и вузов стран СНГ». — М.: Изд-во РУДН. — 2013. — С.94–101
Основные термины (генерируются автоматически): высшее профессиональное образование, образовательное учреждение, доля выпускников, критерий, образовательный процесс, возможность, инклюзивное образование, процедура аккредитации, дальнейшее трудоустройство, многопараметрическая оценочная модель.

Ключевые слова

образовательное учреждение, высшее профессиональное образование, аккредитация, оценочные критерии., оценочные критерии

Похожие статьи

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО.

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование это процесс развития всей системы образования, который

Профессиональное образование и реабилитация инвалидов представляет систему

С 2008 г. модель инклюзивного образования внедряется в экспериментальном порядке в...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

образовательная среда, образовательное учреждение, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, Национальная образовательная инициатива, Российская Федерация, Самарская область... Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог

Особое место в этом процессе занимает оценка результатов работы учебно-воспитательных учреждений инклюзивного образования.

История и современность развития вуза инклюзивного...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Ориентация системы профессионального образования на... профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский государственный университет, специалист, Университетский учебный комплекс, образовательное учреждение...

Проблемы и перспективы инклюзивного образования

Технологии инклюзивного образования как средства для... Основой инклюзивного образования является учет индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов обучающихся.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Похожие статьи

Инклюзивное образование в условиях современной...

Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО.

Инклюзивное образованиепроцесс обучения и воспитания с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование это процесс развития всей системы образования, который

Профессиональное образование и реабилитация инвалидов представляет систему

С 2008 г. модель инклюзивного образования внедряется в экспериментальном порядке в...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

образовательная среда, образовательное учреждение, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, Национальная образовательная инициатива, Российская Федерация, Самарская область... Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине...

Готовность студентов педагогического вуза к реализации...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог

Особое место в этом процессе занимает оценка результатов работы учебно-воспитательных учреждений инклюзивного образования.

История и современность развития вуза инклюзивного...

инвалид, Россия, студент, профессиональное образование, инклюзивное образование, образовательный процесс, рынок труда, высшее образование, профессорско-преподавательский состав, инклюзивная...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Ориентация системы профессионального образования на... профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский государственный университет, специалист, Университетский учебный комплекс, образовательное учреждение...

Проблемы и перспективы инклюзивного образования

Технологии инклюзивного образования как средства для... Основой инклюзивного образования является учет индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов обучающихся.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Задать вопрос