Автор: Жаббаров Мажидбек Эрзодович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Библиографическое описание:

Жаббаров М. Э. Государственная поддержка инновационного предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 739-740.



Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. По имеющимся оценкам, на разработку большинства технических новшеств и доведение их до стадии промышленного образца, малые фирмы затрачивают примерно в четыре раза меньше времени, чем крупные предприятия. Таким образом, малый бизнес является важным фактором динамичного развития предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики.

Проблема перехода к инновационной экономике не сводится к закупке современных технологий и модернизации отдельных производств. Первоочередным объектом модернизации должны быть государственные институты, обеспечивающие устойчивый спрос на инновационную продукцию, соблюдение государственных образовательных стандартов, благоприятный инвестиционный климат, необходимую для инноваций инфраструктуру и другие элементы национальной инновационной системы.

Надо сказать, что развитие инновационного предпринимательства идет в весьма жестких условиях. Главной причиной слабого развития инновационной деятельности в малом бизнесе являются отсутствие серьезного спроса на его продукцию и, соответственно, низкая доходность этой деятельности. Тем не менее, инновационная составляющая в малом бизнесе Узбекистана присутствует, она хорошо заметна в торговле, сервисе, мелком производстве и строительстве. Однако смысл этой инновационности заключается в адаптации иностранных технологий и материалов.

В последние годы в Узбекистане усиливается поддержка развития малого и частного предпринимательства. В этих целях приняты соответствующие решения, направленные на дальнейшую либерализацию, упрощение, удешевление и обеспечение прозрачности всех процедур, связанных с ведением бизнеса в стране и развития инновационной деятельности.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан ПП-436 от 7 августа 2006 года «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» в Узбекистане сформирована по сути, принципиально новая система государственной поддержки развития науки, призванная обеспечить концентрацию сил и средств на решении наиболее актуальных для общества задач, являющаяся регламентирующим инновационную научно-техническую деятельность документом.

Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности, образованный Постановлением Президента Республики Узбекистан в 2002 г. (№ 436) в целях дальнейшего развития инновационной деятельности позволил сосредоточить и направить имеющиеся финансовые и материальные ресурсы на расширение инновационной деятельности.

Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-916 от 15 июля 2008 года «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» утвержден комплекс мероприятий по развитию национальной науки в тесной взаимосвязи с производством, система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания Узбекистана, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования инновационной деятельности.

Перспективы развития Узбекистана связаны с формированием инновационной экономической системы, которая призвана обеспечить повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов и рост их числа для обеспечения технологической модернизации предприятий, повышения конкурентоспособности национальной экономики и, в конечном счете, роста благосостояния и качества жизни населения. В рыночной экономике основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Поиск и внедрение новых технологий, новых видов продукции с улучшенными потребительскими характеристиками, постановка и решение нестандартных задач хозяйственного развития обеспечиваются посредством реализации таких функций предпринимательства, как инновационность, творчество, новаторство и готовность к риску. Само зарождение и разработка инновации, ее воплощение, реализация и использование так же являются объектом предпринимательской деятельности.

Инновационной экономика становится тогда, когда нововведения служат основой экономического развития:

Экономический интерес предпринимателей состоит в продвижении инноваций, а инновации определяют важнейшие направления развития предпринимательской деятельности. Поэтому решение проблемы инновационной трансформации национальной экономики напрямую связано с использованием предпринимательства как фактора производства, необходимого для организации инновационного производства на основе как государственной, так и частной формы собственности. Такой подход, а также учет соответствующей социально-экономической среде ведущей роли государства в экономике, в соответствии с которой предпринимательство выступает не только частной инициативой, а составляющей государственной экономической политики, обусловливают исследование особенностей предпринимательской деятельности в национальной экономике.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

– провести анализ теоретических подходов к сущности категорий «предпринимательство» и «инновация»;

– рассмотреть институциональные факторы инновационной деятельности предпринимателей;

– оценить масштабы деятельности предпринимателей в экономике Узбекистана;

– выявить актуальные проблемы функционирования предпринимательских структур;

– оценить перспективы развития инновационной деятельности предпринимателей;

– провести анализ форм и методов государственной поддержки инновационного предпринимательства;

– предложить направления совершенствования форм и методов государственной поддержки инновационного предпринимательства.

В экономической системе Узбекистана государство является не только участником экономических процессов в различных формах, но и импульсом инновационного развития. Ведущая роль государства в экономике требует разработки конкретных форм и методов государственного регулирования нововведений, осуществляемых предпринимательскими структурами, что обеспечит инновационную направленность национальной экономики.

Литература:

  1. http://www.innovbusiness.ru/pravo/default.asp?dir=1&type=7
  2. http://www.gosbook.ru/node/29045
  3. http://mon.gov.ru/dok/fz/nti/898/
  4. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/194174/
  5. http://www.rftr.ru/
  6. http://www.rg.ru/2011/07/26/nauka-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, развития инновационной деятельности, инновационной деятельности предпринимателей, предпринимательской деятельности, развития предпринимательской деятельности, Постановлением Президента Республики, Президента Республики Узбекистан, инновационного предпринимательства, слабого развития инновационной, Успех государственной инновационной, инновационной научно-технической деятельности, функционирования инновационной экономики, регулирования инновационной деятельности, расширение инновационной деятельности, дальнейшего развития инновационной, инновационной экономике, элементы национальной инновационной, факторы инновационной деятельности, национальной экономики, поддержки инновационного предпринимательства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос