В статье анализируется значение термина «консалтинг», его экономическая сущность, основные задачи и виды консалтинга. Исследуются теоретико-методологические основы и процессы формирования деятельности консалтинга как новой сферы экономики, рассматриваются связанные с ним проблемы, определяются приоритетные научно — технические и организационно — экономические перспективы развития данной сферы.
Ключевые слова: консалтинг, виды консалтинга, основы консалтинга, задачи, повышение эффективности компании, улучшение качества руководства, IT консалтинг, экологический консалтинг
«В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики» Ислам Каримов. [1]
Модернизация экономики, переход к рыночным отношениям, развитие различных форм собственности и особенно характерно для нашей экономики рост сети малых и средних предприятий разрыв связей между регионами и многое другое заставляет руководителей организаций переходить от старых методов руководства к более новым. Соответственно рыночные условия диктуют свои подходы к производству, управлению, финансовой деятельности и т. д.
На современном историческом этапе развития Узбекистана, когда рыночные экономические отношения стали основными, интерес к экономическим знаниям и экономической теории резко возрос. Без этих знаний практически невозможен успех в условиях жёсткой рыночной конкуренции, недостижимы стабильность и высокие доходы как отдельных предприятий, так и отдельных предпринимателей. Формирование грамотного бухгалтера, налогового инспектора, банкира, коммерсанта невозможно без знания экономической теории, без предоставлений о новых тенденциях в экономической жизни общества. Современная экономика — это не только новые экономические отношения, но это совершенно новая психология качественно новый подход к экономическому мышлению.
Важным звеном для всей экономической системы управления предприятиями и отраслями становится консалтинг, который обеспечивает быструю адаптацию субъектов руководства в условиях функционирования и развития страны, осуществляющей переход к рыночным отношениям. Являясь составной частью управленческой инфраструктуры, консалтинг нацелен на помощь субъектам хозяйствования в решении ряда комплексных экономико-управленческих проблем, прежде всего проблем совершенствования производства и управления, способен ускорить внедрение научных идей и передового опыта в практику управления.
Любое юридическое и физическое лицо имеют право утверждать, что они оказывают консалтинговые услуги. В переводе с английского “consulting” означает “оказание помощи, советование, лечение”. Значит Консалтинг — деятельность по изучению эффективности какого-либо процесса, проекта или организации с целью выявления направлений улучшения. Консалтинг — совoкупность знаний из разных дисциплин: управления, экономики, социологии, права, психологии, системного подхода и другие, которые использует специалист, не только хорошо владеющий ими на теоретическом уровне, но и понимающий их прикладной потенциал ценных практических советов или рекомендаций. Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, заинтересованным попутчиком в деле непрерывной работы по усовершенствованию организаций.
На западе консультированию в области экономики и управления уделяется довольно серьёзное внимание, что и отражается в работах таких зарубежных авторов как Якокка Л., Киви Э., Джори Х., Хейкаль П. и другие. Хотелось бы особо отметить вклад в развитие теории и практики консалтинга американского учёного Кубра М. В его трудах подробно рассматриваются особенности консультирования в различных областях управления предприятием и организацией. В то же время, существует очень много вопросов, которые требуют дополнительного исследования. Например, функции, роль, эффективность консалтинга, цели консультационной деятельности и другие.
Теоретической и методологической базой исследования являются основополагающие положения экономической теории, теоретико-методологические и общенаучные принципы познания экономических явлений. Основными методами исследования являются структурно-функциональный метод и метод системного анализа.
С начала 60-х годов XX века управленческим консультированием начали заниматься фирмы “Большой восьмерки”: Arthur Andersen; Arthur Young; Coopers and Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые из этих фирм объединились, образовав “Большую шестерку”, в которую вошли Arthur Andersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG; Price Waterhouse. В 1998 г. наметились слияния KPMG с Ernst and Young и Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. На практике слияние произошло только у Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. С тех пор крупнейшие аудиторско-консалтинговые компании называют “Большой пятеркой”. В 1998 г. суммарные доходы “Большой пятерки” оценивались в 60 млрд. долларов, а их персонал составлял примерно 500000 человек [4].
В 1970-е годы консалтинг получил широкое распространение в промышленности США, где на каждые 100 управляющих приходился 1 консультант. В 80-е годы XX века появился термин “консультанто-вооруженность”, определяющий отношение общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5 тысяч человек; в США — 4,5; в странах Западной Европы — 12,5; в развивающихся странах — 250–300. В документах IV Всемирного конгресса консультантов (1996 г.) констатировалось, что консалтинг является всемирной отраслью экономики — индустрией, находящейся в процессе становления [5].
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким — либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист, работающий в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл, и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании. Попытаемся дать определение консалтинга в самом широком смысле этого слова.
Консалтинг (консультирование) — деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспортной деятельности. Цель консалтинга — помочь системе управления (менеджмента) в достижении заявленных целей. Консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы. Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Значит, консалтинг — это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно — технических и организационно — экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т. д.
Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника. Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических решений с учётом предметной области и проблем клиента. Сегодня консалтинг превратился в широко разветвленную сферу деятельности, включающую различные тематические и субдисциплинарные направления, школы, специализации.
Международная классификация консультационной деятельности насчитывает десятки ее разновидностей. Среди них — управленческое консультирование, имиджмейкинг, политический консалтинг, подбор персонала, аудит, финансовые и юридические услуги, агентства оценки и управления собственностью, реинжиниринг, информационные и рекламные агентства, все виды технического отраслевого консалтинга и т. д.
По методу различают экспертный консалтинг, процессный консалтинг, обучающий консалтинг;
По предмету: ИТ-консалтинг, управленческий консалтинг, экологический консалтинг, HR-консалтинг, консалтинг в области корпоративного обучения;
По локализации: внутренний консалтинг, международный консалтинг. На сегодняшний день наиболее распространённый тип консалтинга это ИТ-консалтинг. ИТ-консалтинг (англ. IT-consulting) — консалтинг в сфере информационных технологий (ИТ). Является одним из многочисленных направлений консалтинга (консалтинговых услуг). ИТ-консалтинг — проектно-ориентированная деятельность, связанная с информационной поддержкой бизнес-процессов, позволяющая дать независимую экспертную оценку эффективности использования информационных технологий. Сегодня большинство компаний использует ИТ в управлении своим бизнесом. Информационные технологии позволяют делать бизнес более наглядным, более управляемым, более прогнозируемым. ИТ-консалтинг — это услуга, которую предлагают ИТ-компании (как правило в вопросах комплексных проектов), а также независимые эксперты в том или ином направлении IT (обычно в узком спектре, например, защита от DDOS атак).
Экологический консалтинг на сегодняшний день также является немаловажным. Экологический консалтинг— это комплекс работ, связанный с экологическим обеспечением деятельности строительных и проектных организаций, предприятий всех отраслей деятельности, администраций муниципальных, областных образований, заключающийся главным образом в проектах ресурсосбережения, а также в проектах по понижению степени загрязнения окружающей среды предприятиями.
В нашей Республике существуют целый ряд малых консалтинговых компаний таких как: аудит услуги, финансовые и юридические услуги, агентства оценки и управления собственностью и др. Особо надо отметить что, Германия изъявила желание по оказанию консалтинговых услуг АО «Узбекистон темир йуллари». Хотелось бы, чтобы у нас в республике развивались различные виды консалтинговых услуг. Для этого необходимо широкое освещение теоритических основ конкретных экономических процессов, глубокое изучение экономических дисциплин, экономики предприятий, финансов, денежного обращения, теории экономического учета, маркетинга и др., что поможет перспективам развития консалтинга во благо современной экономической теории.
Литература:
- И. А. Каримов. «Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год»
- Иванов М. С. Руководство по руководству консалтинговых услуг. М. С. Иванов, М. В. Фербер М.: — Альпина Бизнес Букс, 2003
- Грабельных Т. И., Толстикова А. В. Консалтинг в России: от истории до инновационных практик. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. 145 с.
- Трофимов O. K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга. М.: Дело, 2004
- Ефремов B. C. Управленческий консалтинг как бизнес. М.: Инфра-М, 2005