Автор: Куренкова Виктория Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.05.2016

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Куренкова В. А. Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1469-1472.



Становление личности человека — это сложный и многогранный процесс, который вне всякого сомнения начинается с самого детства, и любые преграды негативно сказываются на восприятии ребенком самого себя и мира, в целом.

У детей, имеющих проблемы речи, могут быть проблемы и трудности, как во время учебы, так и во взаимоотношениях со сверстниками.

Одной из серьезных проблем является несформированное фонематическое восприятие, поэтому нужно учитывать важность овладением фонематическим слухом и восприятием как можно раньше.

Под фонематическим слухом понимается врожденная способность человека воспринимать различные звуки, слова.

В отличие от фонематического слуха, фонематическое восприятие самостоятельно не формируется, а развивается в процессе обучения и общения.

На развитие фонематическое восприятия влияет фонематический слух, а также одним фактором развития может служить и собственная артикуляция ребенка. Недоразвитие органов артикуляции может оказывать замедляющее влияние на развитие слухового восприятия. Например, ребенок может различать сначала те звуки, которые может артикулировать.

Задержка психического развития (далее ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляется с программными требованиями детского сада и не готовы к школьному обучению. У детей с задержкой психического развития нарушаются все психические функции, в том числе и речь, что замедляет ее усвоение на более высоком уровне, сюда же относится и задержка в развитии фонетической стороны речи.

В ней наблюдаются следующие нарушения: нечеткость произнесения звуков, нестойкость употребления нарушенных звуков, замены звуков более простыми по артикуляции, отсутствие звука, искажение звука, смешение звуков. Также наблюдается вялость артикуляции вследствие снижения тонуса артикуляционных мышц [1].

По данным Е. В. Мальцевой в картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков, также она отмечает, что в младших классах школы для детей с ЗПР выявлено 39.2 % детей с дефектами речи [2].

Факт преобладания смешений звуков над стойкими заменами и искажениями оценивается как недостаточная сформированность фонематического восприятия.

У большинства детей с ЗПР отмечаются нарушения импрессивной и экспрессивной речи, устной и письменной речи, бедность спонтанной и отраженной речи.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи [3].

Для детей с задержкой психического развития характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень фонематического анализа. У них возникают трудности в различении нарушенных в произношении и правильно произносимых звуков: твердых и мягких, звонких и глухих. Это проявляется в том, что дети часто ошибаются при повторении слогов с акустически близкими звуками.

Большие затруднения вызывают у детей с ЗПР усложнения речевого материала. Например, даже простые формы звукового анализа (выделение первого звука) многосложных слов, слов со стечением согласных сопровождаются ошибками.

Очень важно своевременно диагностировать проблемы с фонематическим восприятием, чтобы создать комплекс упражнений или использовать уникальные методики, для преодоления трудностей, а с детьми с ЗПР, необходимо это делать более тщательно.

В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей, которые были поделены на две группы: контрольная и экспериментальная группа. В контрольную группу входили 10 человек с нормальным интеллектуальным и речевым развитием из 2 класса, в экспериментальную группу входили 10 детей с задержкой психического развития из 2 класса школы города Смоленска.

Хочется отметить, что фонематическое восприятие формируется уже в дошкольном возрасте у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе выполнения заданий, показал, что для учащихся общеобразовательной школы с нормальным интеллектуальным развитием характерно отсутствие отказов, в отличие от детей с задержкой психического развития — один младший школьник отказался отвечать в 3 задании, в котором просилось дать определение предмета или явления, что составило 10 % от всех ответов детей. Причина отказа заключалась в том, что у данного ребенка бедные знания об окружающем мире, а также ограниченный словарный запас.

Качественный анализ ответов позволил установить, что 100 % школьников с нормальным речевым развитием выполняет задания в полном объеме.

Анализируя выполнения всех заданий можно отметить, что не все дети сразу понимали инструкцию, не запоминали ее, иногда отвлекались, но в большинстве случаев сразу выполняли задание; они внимательно слушали, старались отвечать правильно, если заметили, что совершили ошибку, то, по возможности, самостоятельно исправляли ее; либо было видно, что ошибку замечают, но исправить затрудняются, ко всем заданиям отнеслись положительно и с интересом. На протяжении каждого задания большинство учеников держали ладоши «готовыми» к хлопку, при виде картинок некоторые ребята отмечали, что какое-то животное им нравится или, что оно красивое. Время, которое каждый ребенок затрачивал на выполнение того или иного задание было разное. Так, например, в задании, где детям предлагалось дать определение цепочке слов, многие долго думали, пытались подобрать слова, в связи с чем выполнение задания затянулось. Также, некоторое замедление было в задании с нахождением нужной картинки на заданный звук, ребенок мог пропустить нужную картинку(не заметить), а затем все-таки найти ее.

Итоговые данные были сведены в сравнительную таблицу. (см. Таблица 1)

Таблица 1

Уровни развития фонематического восприятия удетей сЗПР инормальным интеллектуальным развитием

Высокий

Средний

Низкий

Дети с ЗПР

-

7

3

Дети с интеллекту­альной нормой

9

1

-

Младших школьников с задержкой психического развития, которые имели бы высокий уровень сформированности фонематического восприятия не выявлено, но среди учеников с нормальным интеллектуальным развитием 90 % учеников имеют высокий уровень сформированности фонематического восприятия.

Средний уровень характерен для 70 % испытуемых с ЗПР, а для детей с нормальным интеллектуальным развитием — для 10 %.

Низкий уровень сформированности фонематического восприятия характерен для 30 % учащихся с ЗПР.

Наличие идентичных ошибок в ответах учащихся, устойчивый характер отдельных видов ошибок явились основанием для их типизации.

К основным группам ошибок мы отнесли следующие:

  1. Выделение звука на фоне других звуков.
  2. Выделение слога с заданным звуком на фоне других слогов.
  3. Выделение слова с заданным звуком на фоне других слов.
  4. Запоминание и повторение слоговых цепочек.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в целом фонематическое восприятие младших школьников с ЗПР отличается от детей с нормальным интеллектуальным развитием. По результатам констатирующего эксперимента мы видим, что количество детей с ЗПР, у которых фонематическое восприятие недостаточно сформировано, находится на высоком уровне: 70 % имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 30 % имеют низкий уровень развития фонематического восприятия. В то время как уровень фонематического восприятия детей с нормальным интеллектуальным развитием имел следующие показатели: 90 % детей имели высокий уровень развития фонематического восприятия, и лишь 10 % — низкий.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что к детям с ЗПР нужно подходить особенно внимательно и понимать необходимость определения уровня развития фонематического слуха и восприятия вовремя, чтобы в дальнейшем начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности.

Чтобы развитие фонематического восприятия было максимально результативным, нужно использовать принцип постепенности, чтобы материал усваивался правильно и своевременно, помогая детям с задержкой психического развития лучше осваивать школьную программу, ведь развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Несформированность фонематического восприятия снижает у детей готовность к овладению фонемным анализом и синтезом.

Перечисленные трудности не позволяют детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки, такие как замены согласных букв, пропуски, перестановки букв и слогов, замены гласных под ударением, вставка лишних букв. В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки, что пагубно влияет на дальнейший процесс обучения и развития в общем. У детей с недоразвитым фонетическим слухом, бывают проблемы и с пониманием слов, многие схожие слова, но разные по значению (паронимы), для них звучат одинаково.

Очень важно чтобы упражнения, проводимые логопедом на формирование фонематического восприятия, проводились в игровой форме, чтобы они не были трудные к пониманию, в данных упражнениях у детей должны участвовать слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Также важно, чтобы, задания были содержательные, чтобы дети получали во время занятий знания.

Уже долгое время наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и необходимость поиска новых путей преодоления ее недостатков, применение специальных методик по развитию фонематических процессов позволяет справиться с проблемами фонематического восприятия, даже у детей, которым поставлен диагноз задержка психического развития и полноценно вернуть их в курс обучения.

Литература:

  1. Белова И. К., Былич Р. В., Волкова И. Н., Кузнецова И. А., Максимова Г. Н., Шевченко С. Г. Готовимся к школе — Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М., 1998. — 80 с.
  2. Лубовский В.И, Розанова Т.В, Солнцева Л. И. и др. Специальная психология / В. И. Лубовский — М.: Академия, 2005. — 289–294 с.
  3. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. — 1990 № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематического восприятия, задержкой психического развития, нормальным интеллектуальным развитием, развития фонематического восприятия, сформированности фонематического восприятия, фонематическое восприятие, уровень развития фонематического, уровень сформированности фонематического, слухового восприятия, фонематического восприятия детей, фонематического слуха, сформированность фонематического восприятия, фонематического восприятия характерен, фонематического восприятия удетей, фонетической стороны речи, формирование фонематического восприятия, проблемами фонематического восприятия, развитие фонематического восприятия, Несформированность фонематического восприятия, развитие фонематическое восприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос