Библиографическое описание:

Бажора В. А., Голдаева Е. В., Матушевская Е. А. Потенциал развития города Севастополя и Республики Крым в современных условиях глобализации // Молодой ученый. — 2016. — №11.1. — С. 3-6.



В статье представлен обзор социально-экономических показателей, характеризующих инвестиционный климат регионов. А также сделан вывод об инвестиционной привлекательности г. Севастополя и Республики Крым.

Ключевые слова: развитие региона, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционная политика, социально-экономическое развитие, сводно-экономические зоны

Развитие регионов является одним из наиболее важных и значимых приоритетных направлений стратегии развития страны. Позитивная динамика социально-экономических показателей регионов является результатом верного пути проводимой внутренней
и внешней политикой государства.

В 2014 году Крым и Севастополь вступили в состав Российской Федерации в качестве ее субъектов. На протяжении двух лет эти регионы претерпели негативное воздействие со стороны ряда факторов. Это и переходный период адаптации субъектов к российскому законодательству, и санкции со стороны ведущих государств мировой арены, и чрезвычайная ситуация в регионах. Однако, правительство г. Севастополя и Республики Крым попыталось уменьшить воздействие данных факторов на подъем экономики.

Поскольку государственная служба статистики Севастополя и Республики Крым не опубликовали показатель ВРП за 2014-2015гг, то не предоставляется возможным в полной мере рассчитать инвестиционную привлекательность данных регионов. Поэтому мы предлагаем проанализировать основные социально-экономические показатели для получения ясного представления о состоянии экономики г. Севастополя и Республики Крым.

Согласно данным Росстата промышленность Крыма и Севастополя на удовлетворительном уровне. Индекс промышленного производства в 2015г. к 2014г. для Севастополя составил 91,6% (рис.1), а для Крыма – 112,4 %.

http://investsevastopol.ru/sites/default/files/files/uik/o_sevast/economica/2.1.jpg

Рис. 1 – Индексы промышленного производства в 2015 году к соответствующему периоду 2014 года в % по г. Севастополю[3]

Рынок товаров и услуг также не стоит на месте. Оборот розничной торговли по итогам 2015 года для Севастополя и Крыма составили 3 306,5 млн.руб. и 194 567,9 млн.руб. соответственно.

Социальная политика Крыма и Севастополя в переходный период была ориентирована на адаптацию населения к российскому уровню цен и заработных плат. Первоначальная конвертация и дальнейшие индексации позволили за два года привести уровни цен и оплаты труда к общероссийским.

Так индекс потребительских цен Севастополя в 2015г. к 2014г имеет значение 124,3%, а в Крыму – 143,2%. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015г.
в Севастополе составила 25 062 руб., а по Крыму – 22 329 руб. что превышает показатели прошлого года [1,2]. Таким образом, наблюдается ценообразования в экономике регионов.

Ярким критерием инвестиционного климата в рамках социального направления также является уровень безработицы в регионе. Высокий уровень данного показателя может свидетельствовать о низком воспроизводстве экономики и отсутствии ее развития. Так, в Севастополе по итогам 2015г. (рис.2) официально зарегистрировано 440 безработных, что меньше на 80% чем на конец 2014 года. В республике Крым также наблюдается положительная динамика уменьшения уровня безработицы. В конце
2015 года было зарегистрировано 7 400 безработных (42% падения).

http://investsevastopol.ru/sites/default/files/files/uik/o_sevast/economica/3.png

Рис. 2 Динамика численности безработных и трудоустроенных граждан в 2015г. по Севастополю, чел. [3]

На сегодня Свободная экономическая зона (далее – СЭЗ) являются одним из главных инструментов инвестиционной политики региона. Основными приоритетными направлениями развития и инвестирования являются туризм, виноделие, высокотехнологическое производство и информационные технологии. С 1 января 2015 года начали работу свободные экономические зоны Крыма и Севастополя. Они будут функционировать 25 лет.

Одним из преимуществ, данных СЭЗ, является достаточно низкий объем первоначальных капитальных вложений необходимых для получения статуса Участника СЭЗ, который должен составлять от 3 млн.руб., а для иных лиц от 30 млн.руб., что меньше чем в СЭЗ других регионов [3].

На протяжении 2015 года проводилась активная работа по заключению договоров об участии в сводно-экономической зоне. Так в Севастополе на 1 января 2015 г. было заключено 100 договор, при этом продекларированный объем капитальных вложений составил 1,4 млрд.руб. Участники СЭЗ Севастополя осуществляют инвестирование в различных сферах деятельности: промышленность, строительство, транспорт, судостроение, медицина, торговля сфера услуг и т.д. (рис. 3).

В процессе поквартального исполнения графика капитальных вложений, предусмотренного инвестиционной декларацией и договором, имелись отдельные случаи отклонений в части перевыполнения и/или уменьшения объема капиталовложений, тем
не менее, общие годовые показатели были перевыполнены на 19,4% (47,8 млн. руб.). Фактический объем капитальных вложений составил 293,8 млн. руб.

В качестве выполнения социальных обязательств планируется создать 3 144 единицы рабочих мест, при этом средний уровень задекларированной заработной платы составит – 28,0 тыс. руб.

Рис. 3 - Сферы деятельности участников СЭЗ Севастополя

Следует отметить, что в 2015 году наблюдались некоторые сдерживающие факторы осуществления деятельности участников свободной экономической зоны.

Некоторые участники свободной экономической зоны не смогли в полном объеме воспользоваться таможенными и налоговыми льготами и преференциями, предусмотренными законодательством, в связи с 6-ти месячной задержкой выдачи свидетельств о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны. Данный фактор был обусловлен ликвидацией Министерства Российской Федерации по делам Крыма и передачей полномочий Министерству экономического развития Российской Федерации.

В связи с введением режима ЧС в городе Севастополе, некоторые участники не смогли в полном объеме выполнить график капитальных вложений, предусмотренный инвестиционной декларацией, по причине перераспределения денежных средств на незапланированные расходы, связанные с приобретением генерирующего оборудования.

По результатам проведенного мониторинга следует отметить, что несмотря на значительное влияние ряда негативных факторов, инвестиционный климат в городе Севастополе и Республике Крым имеет достаточно высокий уровень и потенциал привлекательности. При этом на основании приведенной статистики и мнений специалистов, можно предположить дальнейший рост инвестиционного потенциала этих регионов.

Литература:

  1. Государственная служба статистики города федерального значения Севастополь [Электронный ресурс] // URL: http://sevastopol.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts /sevastopol/ru/ (дата обращения 12.05.2016).
  2. Государственная служба статистики Крымского федерального округа [Электронный ресурс] // URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/ (дата обращения 12.05.2016).
  3. Инвестиционный портал Севастополя [Электронный ресурс] // URL:http://investsevastopol.ru/ru (дата обращения 12.05.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Крым, капитальных вложений, СЭЗ Севастополя, свободной экономической зоны, объем капитальных вложений, Участники СЭЗ Севастополя, участников СЭЗ Севастополя, развития города Севастополя, потребительских цен Севастополя, служба статистики Севастополя, Российской Федерации, участников свободной экономической, экономические зоны Крыма, инвестиционный климат регионов, капитальных вложений необходимых, городе Севастополе, республике Крым, инвестиционной привлекательности г, Росстата промышленность Крыма, график капитальных вложений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос